Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника адрес стандарт" по доверенности фио на постановление судьи Измайловского районного суда адрес от 26 января 2023, которым адрес стандарт" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма,
УСТАНОВИЛ:
21 декабря 2023 года заместителем начальником отдела ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности УФССП России по адрес в отношении адрес стандарт" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ.
Данный протокол с иными материалами, в соответствии с ч.3 ст.23.1, ч.2 ст.29.5 КоАП РФ, на рассмотрение по подведомственности передан в Измайловский районный суд адрес, судьей которого вынесено приведенное выше постановление.
В настоящее время Московский городской суд данный судебный акт обжалует защитник общества по доводам поданной жалобы, ссылаясь на то, что действия судебного пристава являются незаконными, поскольку запрашиваемые сведения были затребованы некорректно, не уполномоченным на то лицом, умысла на совершение административного правонарушения по ст. 17.7 КоАП РФ у Банка не имелось, сведения обществом были предоставлены в УФССП России по адрес.
В судебное заседание законный представитель адрес стандарт", будучи в установленном порядке извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, направил защитника по доверенности фио, который изложенные в жалобе доводы поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.
Изучив материалы дела, проверив доводы поданной жалобы, выслушав объяснения защитника общества, оснований для отмены или изменения состоявшегося по настоящему делу судебного акта не имеется в силу следующего.
Статьей 17.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, что что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до сумма прописью; на должностных лиц - от двух тысяч до сумма прописью либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до сумма прописью либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из содержания диспозиции приведенной нормы вытекает, что привлечение к административной ответственности по данной норме возможно лишь в том случае, если невыполнение требования, в данном случае должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, носит умышленный характер, то есть имеет место быть вина субъекта административного правонарушения в форме умысла.
В соответствии с частью 1 статьи 2.2 КоАП РФ, административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
В соответствии со ст. 26.9 КоАП РФ, для получения доказательств по делу об административном правонарушении должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе направлять запросы в соответствующие территориальные органы либо поручить совершение отдельных действий, предусмотренных настоящим Кодексом, должностному лицу соответствующего территориального органа.
Статьей 26.10 КоАП РФ определено, что судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, в том числе сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест либо административное выдворение, незамедлительно. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме судью, орган, должностное лицо, вынесших определение.
Как следует из материалов рассматриваемого дела и установлено судьей районного суда, в 00.01 час. 18 ноября 2022 года по адресу: адрес, адрес стандарт" не выполнило в полном объеме и в установленный ст.26.10 КоАП РФ трехдневный срок со дня получения требования осуществляющего производство по делу об административном правонарушении должностного лица отдела ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности УФССП России по адрес от 08 ноября 2022 года о предоставлении по указанному в определении почтовому адресу и адресу электронной почты в течение трех суток со дня получения копии данного определения сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.57 КоАП РФ, в связи с обращением фио о незаконных действий со стороны неустановленных лиц при возврате просроченной задолженности ее сына фио, полученное обществом 14 ноября 2022 года, что препятствует осуществлению производства по данному делу об административном правонарушении, в связи с чем действия (бездействие) Банка квалифицированы по ст.17.7 КоАП РФ.
Установленные должностным лицом административного органа и судьей районного суда фактические обстоятельства совершения адрес стандарт" указанного административного правонарушения и его виновность подтверждаются совокупностью добытых должностными лицами административного органа и подробно исследованных судьей районного суда доказательств, в том числе, обращением фио; определением должностного лица отдела ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности УФССП России по адрес о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.1 ст.14.57 КоАП РФ и проведении административного расследования; определением от 07 ноября 2022 года об истребовании от адрес стандарт" сведений и документов, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.57 КоАП РФ, направленным заказным письмом посредством Почты России по адресу места нахождения Банка, внесенному в ЕГРЮЛ, и полученным обществом 14 ноября 2022 года; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении юридического лица адрес стандарт"; ответом адрес стандарт"; протоколом об административном правонарушении 21 декабря 2023 года в отношении адрес стандарт", в котором подробно изложено событие административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, указаны нормы закона, нарушение которых вменяется обществу, и из которого усматривается, при этом права привлекаемого к административной ответственности лица при составлении данного протокола соблюдены, что подтверждено документально и не оспаривается стороной защиты, все существенные данные, прямо перечисленные в части 2 ст. 28.2 КоАП РФ, протокол содержит.
Данные доказательства судьей районного суда проверены на предмет относимости, допустимости и достоверности, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, получили должную оценку по правилам ст.26.11 КоАП РФ, оснований не согласиться с которой у суда второй инстанции не имеется.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, характеризуется умышленным невыполнением, в том числе, законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении; состав является формальным, наличие правонарушения определяется независимо от наступления вредных последствий.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения в области институтов государственной власти в виде реализации полномочий прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, действующего от имени государства и представляющего его интересы, вытекающие из норм закона.
Также следует отметить, что ст. 26.10 КоАП РФ не предусматривает возможности не предоставления указанных сведений по усмотрению организации, исходя из субъективной оценки их действительной необходимости для разрешения конкретного дела, устанавливая обязанность при невозможности представления истребованных сведений в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме судью, орган, должностное лицо, вынесших определение, также не содержит запрета запрашивать у кредитных организаций в рамках проведения административного расследования какие-либо сведения, необходимые для установления обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении в силу ст. 26.1 названного Кодекса.
На основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, в соответствии со статьей 24 КоАП РФ, судьей районного суда установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ, действия юридического лица правильно квалифицированы по статье 17.7 КоАП РФ, в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2016 года N1402, Федеральная служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять ведение государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, и федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, включенных в указанный реестр.
Согласно пп. 5 п. 2 Положения о Федеральной службе судебных приставов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1316, осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр, является одной из основных задач Федеральной службы судебных приставов.
В силу пп. 2.1 п. 6 данного Положения, Федеральная служба судебных приставов осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в пределах своей компетенции.
На основании пп. 1 п. 7 того же Положения Федеральная служба судебных приставов в целях реализации своих полномочий имеет право запрашивать и безвозмездно получать от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций, независимо от их организационно-правовой формы, документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 28.7 КоАП РФ, в случаях, если после выявления административного правонарушения в области законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.
Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с ч. 1 ст. 28.3, ст. 23.92 КоАП РФ составляются должностными лицами федерального орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр, то есть должностными лицами Федеральной службы судебных приставов.
Очевидно, что соответствии со ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 года N395-1 "О банках и банковской деятельности" кредитная организация гарантирует тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов, вместе с тем, в данном случае должностным лицом Федеральной службы судебных приставов истребована информация, касающаяся наличия/отсутствия кредитного договора, заключенного между адрес стандарт" и Мамонтовым Д.П, о задолженности, о наличии договора об уступке права требования по такому договору, о взаимодействии с должником, которая к банковской тайне не относится.
Более того, ч. 4 ст. 26 Федерального закона от 02 декабря 1990 года N395-1 "О банках и банковской деятельности", регулирующей порядок предоставления банками органам принудительного исполнения справок по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица только в целях обращения взыскания, предусмотрена выдача кредитной организацией органам принудительного исполнения судебных актов в отношении физических лиц независимо от целей, установленных Федеральным законом от 02 октября 2007 года N229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Иное толкование вышеизложенной нормы противоречило бы положениям Федерального закона от 21 июля 1997 года N118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации", и привело бы к невозможности осуществления данным органом функции федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности, и невозможности достижения предусмотренных ст. 24.1 КоАП РФ целей и задач производства по делу об административном правонарушении, поскольку иного способа получения информации об обстоятельствах, имеющих юридическое значение для разрешения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.57 КоАП РФ у должностного лица Федеральной службы судебных приставов не имелось.
Вопреки позиции заявителя жалобы, сведения у адрес стандарт" истребованы уполномоченным на то должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности, правомерно, с соблюдением процессуальных требований, установленных ст. 23.92, 28.3, 28.7 КоАП РФ, в защиту интересов и прав клиента данного Банка, обратившегося с жалобой на действия Банка, который на основании ч. 4 ст. 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", обязан был предоставить все истребуемые в определении сведения либо сообщить об их отсутствии должностному лицу Управления в установленный срок.
Не выполнив требования судебного пристава в рамках возбужденного дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о предоставлении в полном объеме информации обо всех произведённых Банком взаимодействиях с фио, информации о передачи задолженности фио и представление документов об этом, информации о поступивших в Банк обращениях фио и фио, аудиозаписи телефонных переговоров по номеру +79059836795, сведений о принадлежности Банку либо его сотрудникам абонентских номеров +7-9399004484, +7-9154931760, свидетельствует о том, что адрес Стандарт" нарушило требования вышеуказанных законов, что влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
адрес стандарт", являясь юридическим лицом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, чего в данном случае им сделано не было.
Судья районного суда, принимая в рамках настоящего дела оспариваемый акт, правильно сочла, что в данном случае не имеется доказательств того, что обществом принимались все зависящие от него предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по соблюдению требований статьи 26.10 КоАП РФ, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по ст.17.7 КоАП РФ.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины общества в его совершении, не установлено данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи при рассмотрении дела и о заинтересованности в его исходе.
Приведенные в жалобе доводы не нашли своего объективного подтверждения, не опровергают наличие в действиях общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления судьи районного суда, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершение административного правонарушения.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства, подлежащих применению по данной категории дела, не свидетельствует о наличии существенных нарушений материальных и процессуальных норм КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено по правилам ст.ст.3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции статьи 17.7 КоАП РФ, с учетом характера совершённого правонарушения, конкретных обстоятельств дела, финансового и имущественного положения юридического лица, тяжести административного правонарушения, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.
Оснований для признания назначенного наказания несправедливым вследствие его чрезмерной суровости и назначения наказания в виде предупреждения, не имеется.
Доказательств невозможности исполнения назначенного обществу наказания не представлено, равно как не представлено и доказательств того, что наложенный на юридическое лицо административный штраф является чрезмерным и может повлечь избыточное ограничение его прав.
Бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принципы законности и презумпции невиновности, порядок рассмотрения и установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел соблюдены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменения обжалуемого судебного акта, в том числе по доводам поданной жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Измайловского районного суда адрес от 26 января 2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, в отношении адрес стандарт" оставить без изменения, жалобу защитника по доверенности фио - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.