Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ОАО "РЖД" по доверенности фио на постановление судьи Басманного районного суда адрес от 07 апреля 2023 года, которым ОАО "РЖД" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма,
УСТАНОВИЛ:
09 февраля 2023 года государственным инспектором отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора в отношении ОАО "РЖД" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ.
Данный протокол с иными материалами, в соответствии с ч.3 ст.23.1 КоАП РФ, на рассмотрение по подведомственности передан в Басманный районный суд адрес, судьей которого вынесено приведенное выше постановление.
В настоящее время данное постановление в Московский городской суд обжалует защитник ОАО "РЖД" по доводам поданной жалобы, согласно которым, отсутствует событие вменяемого административного правонарушения; обществом предпринимаются все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по соблюдению требований Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", здание поста электрической централизации на адрес оснащено усиленными входными дверьми из металлического листа, врезным металлическим замком, дверным глазком, решетками на окнах, выставлены два поста охраны для патрулирования станции силами ФГП ВО ЖДТ России, с которым ОАО "РЖД" заключен договор N5109084 от 29 декабря 2022 года, в соответствии с которым, в обязанности работников входит осуществление мероприятий по предупреждению и пресечению преступлений, административных правонарушений, по предотвращению незаконного нахождения на объектах посторонних лиц, обеспечивать пропускной и внутриобъектовый режимы на ОТИ, патрулирование участков; также не учтено, что по состоянию на 17 апреля 2023 года не утвержден план обеспечения транспортной безопасности адрес; у общества отсутствовал умысел не исполнять требования транспортной безопасности на объектах транспортной безопасности.
В судебное заседание законный представитель ОАО "РЖД", будучи извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, обеспечил явку защитника по доверенности фио, в полном объеме поддержавшего изложенные в жалобе доводы, настаивавшего на их удовлетворении.
Изучив материалы дела, проверив доводы поданной жалобы, выслушав объяснения стороны защиты, оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта не имеется в силу следующего.
Административная ответственность по ч. 3 ст.11.15.1 КоАП РФ предусмотрена за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до сумма прописью; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сумма прописью; на индивидуальных предпринимателей - от тридцати тысяч до сумма прописью; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до сумма прописью.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Пунктами 1, 9 и 10 ст. 1 того же Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ определено, что акт незаконного вмешательства - противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий; субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании; транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
По смыслу п. 1 ст. 9 указанного Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ, на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности.
Статьей 8 вышеназванного Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ предусмотрено, что требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные ст. 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
В п. 5 и п. 9 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 года N 495, закреплены обязанности субъектов транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а также субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортного средства, в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а также дополнительные требования к обязанностям субъектов транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры II категории.
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года N35-ФЗ "О противодействии терроризму", антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Исходя из положений ч. 1 ст. 4, ч. 3 ст. 12, ч. 2 ст. 12.2 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами; субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством РФ.
Как усматривается из материалов рассматриваемого дела и установлено судьей районного суда, в ходе проведения внеплановой выездной проверки на основании решения руководителя УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора от 12 января 2023 года N 29 с целью контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации о транспортной безопасности должностными лицами административного органа совместно с сотрудниками УФСБ России по адрес 30 января 2023 года выявлено, что ОАО "РЖД", находящееся по адресу: адрес, д.2\1, стр.1, будучи собственником объектов транспортной инфраструктуры и перевозчиком, в нарушение требований ч. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", подп. "б", "л", "н", "в", "о" п. 18, подп. "б", "л" п. 30 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2020 года N 1633, умышленно допустило
- на адрес железной дороги - филиала ОАО "РЖД", внесенной в Реестр категорированных объектов и транспортных средств 09 июля 2013 года за NЖСУ113503, которой по степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий 28 июня 2021 года на основании решения N2021\УТБ\869\К присвоена 1-ая категория, не воспрепятствовано проникновению в зону транспортной безопасности и на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры нарушителя, пытающегося совершить акт незаконного вмешательства, в том числе подготовленного нарушителя, пропускной и внутриобъектовый режимы на ОТИ не организован, подразделения транспортной безопасности не образованы (сформированы) и не привлечены, не выявляются нарушители, совершение или подготовка к совершению акта незаконного вмешательства по периметру границ зоны транспортной безопасности и в зоне транспортной безопасности, силами ответственных за обеспечение транспортной безопасности фио обеспечение реагирования на совершение или подготовку к совершению актов незаконного вмешательства на объекте транспортной инфраструктуры, в том числе силами групп (группы) быстрого реагирования не возможно;
- не образовано (сформировано) и (или) не привлечено для защиты железнодорожного металлического моста (длина 221, 80 м) через р. Великая на 2 км на станции Псков-Товарный адрес - филиала ОАО "РЖД", внесенного в Реестр категорированных объектов и транспортных средств 17 мая 2011 года за NЖМН103307, который по степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий присвоена 1-ая категория, в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (подразделения) транспортной безопасности, не информируются в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на объекте транспортной инфраструктуры, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объекте транспортной инфраструктуры, о положениях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности и об организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в части, их касающейся, в том числе о запрете допуска в зоны транспортной безопасности вне контрольно-пропускных пунктов, постов по поддельным, подложным и (или) недействительным пропускам; перевозки по поддельным (подложным) и (или) недействительным проездным, перевозочным и (или) удостоверяющим личность документам; проноса (провоза) предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения; совершения актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования объектов транспортной инфраструктуры или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или угрозу наступления таких последствий;
- не образовано (сформировано) и (или) не привлечено для защиты объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного смешанного моста (длина 108, 82 м) через р.
Ловать на 482 км адрес железной дороги - филиала ОАО "РЖД", внесенного в Реестр категорированных объектов и транспортных средств 30 мая 2011 года за NЖМН103346, который по степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий присвоена 1-ая категория, в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры подразделение (подразделения) транспортной безопасности; не информируются в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на объекте транспортной инфраструктуры, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объекте транспортной инфраструктуры, о положениях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности и об организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в части, их касающейся, в том числе о запрете: допуска в зоны транспортной безопасности вне контрольно-пропускных пунктов, постов по поддельным, подложным и (или) недействительным пропускам; перевозки по поддельным (подложным) и (или) недействительным проездным, перевозочным и (или) удостоверяющим личность документам; проноса (провоза) предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения; совершения актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования объектов транспортной инфраструктуры или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или угрозу наступления таких последствий; дополнительно к положениям, предусмотренным пунктом 5 настоящего документа, не воспрепятствовано проникновению в зону транспортной безопасности и на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры нарушителя, пытающегося совершить акт незаконного вмешательства; пропускной и
внутриобъектовый режимы на ОТИ не организован, подразделения транспортной безопасности не образованы (сформированы) и не привлечены. Силами ответственных за обеспечение транспортной безопасности фио воспрепятствовать проникновению в зону транспортной безопасности и на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры нарушителя, пытающегося совершить акт незаконного вмешательства невозможно, что не содержат уголовно наказуемого деяния, в связи с чем действия данного юридического лица квалифицированы по ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ.
Установленные судьей районного суда фактические обстоятельства совершения ОАО "РЖД" указанного административного правонарушения и его виновность подтверждаются совокупностью добытых должностными лицами административного органа и подробно исследованных судьей районного суда доказательств, в том числе, решением руководителя УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора от 12 января 2023 года N 29 о проведении внеплановой выездной проверки с целью контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации о транспортной безопасности; уведомлениями ОАО "РЖД и УФСБ России по адрес о проведении совместной внеплановой выездной проверки; актом по результатам проведения внеплановой выездной проверки, в котором подробно зафиксированы выявленные нарушения требований транспортной безопасности; протоколами осмотров объектов транспортной инфраструктуры от 20.01.2023, от 25.01.2023, от 26.01.2023 с приложением фототаблиц; актами проведения экспериментов с фототаблицами к ним; заключением об отказе в утверждении плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта; отчетом о проведении тренировки по транспортной безопасности; результатами оценки уязвимости; распоряжением об утверждении организационно-распорядительных документов, о назначении лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности; свидетельством об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности; договором на оказание услуг по охране объектов Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" от противоправных посягательств, с приложением к нему; договор на охрану объектов адрес, с приложением; определением об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 07.02.2023; протоколом об административном правонарушении от 09 февраля 2023 года в отношении ОАО "РЖД", в котором подробно изложено событие административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ,
указаны нормы законодательства о транспортной безопасности, нарушение которых вменяется обществу, при этом права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, соблюдены, что подтверждено документально и не оспаривается стороной защиты, все существенные данные, прямо перечисленные в части 2 ст. 28.2 КоАП РФ, протокол содержит.
Указанные доказательства должностным лицом административного органа и судьей районного суда проверены на предмет относимости, допустимости и достоверности, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, получили должную оценку по правилам ст.26.11 КоАП РФ, оснований не согласиться с которой у суда второй инстанции не имеется.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ, выражается в умышленном нарушении требований по обеспечению транспортной безопасности, содержащихся в Федеральном законе от 09 июля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", а также в приказах Минтранса России применительно к различным видам транспорта, носит формальный характер и направлено на предотвращение возможных последствий.
Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения транспортной безопасности.
Невыполнение требований законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения транспортной безопасности, направленного на устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защиту интересов личности, общества и государства в сфере транспорта от актов незаконного вмешательства в сфере транспортного комплекса, увеличивает угрозу совершения таких актов, тем самым ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, сохранность имущества.
На основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, в соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ, должностным лицом административного органа и судьей районного суда установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ, действия юридического лица правильно квалифицированы по ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ, в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки утверждениям заявителя жалобы, судьей районного суда установлено, что ОАО "РЖД" неоднократно проверялось на предмет соблюдения требований транспортной безопасности и привлекалось к административной ответственности за его нарушение, обществу выдавались предписания об устранении выявленных нарушений транспортной безопасности в установленные сроки, однако, зная о необходимости соблюдения требований законодательства о транспортной безопасности, а также выполнения выданных предписаний, длительно и систематически игнорирует указанные требования закона и должностных лиц УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора, при наличии возможности их соблюдения и выполнения, что указывает на наличие умысла.
При этом, в части выполнения ОАО "РЖД" требований подп. "с" п.5, абз. 1-8 подп. "а", подп. "к" п. 18, абз. 1-7 подп. "а", "и" п. 30 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта определением от 07 февраля 2023 года в возбуждении дела об административном правонарушении отказано.
Принимая в рамках настоящего дела оспариваемый акт, судья районного суда правильно сочли, что в данном случае не имеется доказательств того, что обществом принимались все зависящие от него предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по соблюдению требований пункта 4 статьи 13, статьи 13.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", за нарушение которой предусмотрена административная ответственность по ч.4 ст.18.15 КоАП РФ.
ОАО "РЖД", являясь юридическим лицом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, чего в данном случае им сделано не было.
С учетом положений ст.2.9 КоАП РФ, разъяснений, данных в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", конкретных обстоятельств настоящего дела, характера административного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в области обеспечения транспортной безопасности, а также принимая во внимание, что правонарушение несет существенную угрозу жизни и здоровью граждан, сохранности имущества, за данное правонарушение для юридических лиц предусмотрена повышенная административная ответственность, что указывает на большую степень общественной опасности, оснований для признания его малозначительным и освобождения общества от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ в данном случае не имеется.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода о наличии события административного правонарушения и доказанности вины общества в его совершении, не установлено данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи при рассмотрении дела и о заинтересованности в его исходе.
Судьей районного суда, в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ, были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, в силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, виновное лицо, виновность данного юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.11.15.1 КоАП РФ, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела данной категории.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства, подлежащих применению по данной категории дела, не свидетельствует о наличии существенных нарушений материальных и процессуальных норм КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, в пределах санкции ч.3 ст. 11.15.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств, факта совершения административного правонарушения в области транспортной безопасности, имущественного положения юридического лица, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями, является соразмерным содеянному.
Оснований для признания назначенного наказания несправедливым вследствие его чрезмерной суровости и смягчения наказания, не установлено.
Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением общества, позволяющих применить положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, в рамках производства по настоящему делу и рассмотрения настоящей жалобы не установлено.
Доказательств невозможности исполнения назначенного наказания не представлено, равно как не представлено и доказательств того, что наложенный административный штраф является чрезмерным и может повлечь избыточное ограничение его прав.
При этом, законный представитель общества не лишен возможности, с учетом имущественного положения юридического лица, обратиться с письменным заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания в порядке, предусмотренном ст. 31.5 КоАП РФ.
Принципы презумпции невиновности и законности, порядок рассмотрения и установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены, бремя доказывания распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменения обжалуемого постановления судьи районного суда, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Басманного районного суда адрес от 07 апреля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ, в отношении ОАО "РЖД" оставить без изменения, жалобу защитника по доверенности фио - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.