Судья Московского городского суда Новикова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Ежихина Б.Е. в интересах Курбонова С.С. на постановление судьи Черемушкинского районного суда г. Москвы от 7 декабря 2023 г., которым гражданин Республики Узбекистан Курбонов ..., паспортные данные, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3.1 ст.18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 6000 руб., с административным выдворением за пределы Российской Федерации, в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, с помещением в ЦВСИГ ГУ МВД России по г. Москве,
УСТАНОВИЛ
5 декабря 2023 г. УУП ОМВД России по району Ясенево г. Москвы в отношении гражданина Республики Узбекистан Курбонова С.С. составлен протокол об административном правонарушении по ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, дело передано на рассмотрение в Черемушкинский районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
На указанное постановление защитником Ежихиным Б.Е. в интересах Курбонова С.С. подана жалоба в Московский городской суд, в которой постановлен вопрос об изменении указанного постановления и исключении из него указания на назначение дополнительного наказания в виде принудительного административного выдворения за пределы Российской Федерации. В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на то, что судом назначено чрезмерно суровое наказание, без учета данных о личности Курбонова С.С, прибывшего в РФ с целью "учеба", являющегося студентом РУТ (МИИТ).
Курбонов С.С, содержащийся в ЦВСИГ ГУ МВД России по г. Москве, в судебное заседание не доставлен, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял, обеспечил явку защитника Ежихина Б.Е, который жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения защитника, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с ч. 3.1 ст.18.8 КоАП РФ, нарушение, предусмотренное частью 1.1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
По общему правилу, установленному в п.1 ст. 5 Федерального закона от 02 октября 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.2 ст.5 Федерального закона от 02 октября 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлен срок действия визы или иной срок временного пребывания, либо ему выдана новая виза, либо у него (в отношении его) приняты заявление и иные документы, необходимые для получения разрешения на временное проживание, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено судьей районного суда и усматривается из материалов настоящего дела, 5 декабря 2023 г. в 12 час. 00 мин. по адресу: адрес результате проверки соблюдения требований миграционного законодательства сотрудниками полиции выявлен гражданин Республики Узбекистан Курбонов С.С, паспортные данные, который прибыл на территорию Российской Федерации 2 сентября 2022 г. в порядке, не требующем получения визы, однако в соответствии с требованиями п. 2 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" 4 декабря 2022 г. уклонился от выезда из РФ по истечении установленного срока временного пребывания.
Действия Курбонова С.С. квалифицированы по ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Факт совершения указанного правонарушения и виновность Курбонова С.С. подтверждаются: протоколом об административном правонарушении; рапортом сотрудника полиции; протоколом об административном задержании; письменными объяснениями Курбонова С.С.; копией паспорта иностранного гражданина; досье иностранного гражданина АС ЦБДУИГ и иными материалами дела.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, у суда оснований не имеется, в связи с чем, судья правильно признал их допустимыми доказательствами и положил в основу обжалуемого постановления.
Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают. Все собранные по делу доказательства получили надлежащую правовую оценку судьи в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Действия Курбонова С.С. по ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ судьей квалифицированы правильно, обстоятельства правонарушения установлены верно.
Вместе с тем при вынесении постановления о назначении Курбонову С.С. административного наказания судьей районного суда в нарушение требований ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ положения ч. 2 ст. 4.1 данного Кодекса учтены не были, фактические обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения, правовой оценки не получили.
Согласно ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Согласно ч.1 ст.43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование.
Согласно ч.3 ст.62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно п.7 ст.5 Федерального закона от 02 октября 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в целях обучения и поступившего в образовательную или научную организацию для получения образования по очной или очно-заочной форме обучения по образовательной программе среднего профессионального образования, программе бакалавриата, программе специалитета, программе магистратуры, программе ординатуры, программе ассистентуры-стажировки, имеющим государственную аккредитацию, или по программе подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) либо по образовательной программе в образовательной или научной организации, включенной в установленный Правительством Российской Федерации перечень, продлевается до завершения обучения данного иностранного гражданина по очной или очно-заочной форме обучения в образовательной или научной организации.
Приказом МВД России от 22.11.2021 N 926 утвержден Порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации" (далее - Порядок).
В силу п. 3 Порядка основаниями для продления срока временного пребывания являются обстоятельства, предусмотренные пунктами 2, 3, 5, 7, 8 - 12 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и статьей 97 Договора о Евразийском экономическом союзе.
Согласно п. 6.2 Порядка в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 7 статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ, за исключением абзацев седьмого и восьмого пункта 7 статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ, в подразделение по вопросам миграции по месту пребывания иностранного гражданина или по месту нахождения образовательной или научной организации подается ходатайство о продлении срока временного пребывания, в том числе образовательной или научной организацией, включенной в установленный Правительством Российской Федерацией перечень, в которую данный иностранный гражданин поступил в целях прохождения обучения по образовательной программе.
Согласно п.17 Порядка по результатам рассмотрения заявления или ходатайства в течение трех рабочих дней со дня принятия заявления или ходатайства к рассмотрению уполномоченным руководителем принимается одно из следующих решений, в том числе о продлении срока временного пребывания по ходатайству иностранного гражданина или образовательной организации, указанной в подпункте 6.2 пункта 6 настоящего Порядка, в виде резолюции на ходатайстве.
На основании п.20 Порядка после принятия решения о продлении срока временного пребывания по заявлению или ходатайству, предусмотренных пунктом 2 статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ и подпунктами 6.1 и 6.2 пункта 6 настоящего Порядка, в миграционной карте иностранного гражданина производится отметка о продлении срока временного пребывания путем проставления оттиска мастичного штампа размером 70 мм x 30 мм (рекомендуемый образец приведен в приложении N 3 к настоящему Порядку).
В жалобе заявитель ссылается на то, что Курбонов С.С. является студентом 3 курса РУТ (МИИТ) очно-заочной формы платной основы обучения Института управления и цифровых технологий по направлению подготовки "Менеджмент", включенного в перечень образовательных организаций, по ходатайству которых осуществляется приглашение на въезд в Российскую Федерацию, а также продление срока временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в целях прохождения обучения по образовательным программам, реализуемым указанными образовательными организациями, и перечня образовательных организаций, по ходатайству которых осуществляется приглашение на въезд в Российскую Федерацию, а также продление срока временного пребывания в Российской Федерации членов семьи (супруги (супруга), несовершеннолетних детей, нетрудоспособных совершеннолетних детей) иностранного гражданина, въезжающего в Российскую Федерацию в целях обучения и поступившего в указанные образовательные организации, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 20.10.2021 N 2965-р.
В подтверждение указанных доводов заявителем представлены договор N 21/2023-с/ЦМ об образовании на обучение по образовательной программе высшего образования от 14 февраля 2023 г, справка РУТ (МИИТ) о том, что Курбонов С.С. является студентом 3 курса РУТ (МИИТ) очно-заочной формы платной основы обучения Института управления и цифровых технологий по направлению подготовки "Менеджмент", планируемый срок окончания университета 30.06.2026.
Судья районного суда, при назначении Курбонову С.С. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, не учел данные о его личности, а именно то, что последний является студентом очно-заочной формы обучения вышеназванного учреждения высшего профессионального образования, ранее к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения не привлекался.
Между тем исполнение административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации влечет невозможность получения Курбоновым С.С. образования, в связи с чем, не исключено нарушение его права на образование.
При изложенных обстоятельствах, необходимость применения к Курбонову С.С. столь суровой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства, не обоснована.
Принимая во внимание изложенные фактические обстоятельства, правовую позицию о возможности с учетом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи КоАП РФ, а также доводы жалобы, считаю возможным изменить постановление судьи Черемушкинского районного суда г. Москвы от 7 декабря 2022 г. в части назначенного административного наказания, исключив дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ
Постановление судьи Черемушкинского районного суда г. Москвы от 7 декабря 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина Республики Узбекистан Курбонова.., паспортные данные, - изменить, исключить указание на назначение ему административного наказания в виде принудительного административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Курбонова Сайидмурода Сафаровича из ЦВСИГ ГУ МВД России по г. Москве освободить.
В остальной части постановление судьи Черемушкинского районного суда г. Москвы от 7 декабря 2023 г. оставить без изменения.
Судья
Московского городского суда Е.А. Новикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.