Судья Московского городского суда Гришин Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Шамкина В.А. в защиту Абдуллаева Н.Р. на постановление судьи Черёмушкинского районного суда г. Москвы от 4 декабря 2023 года, которым
Абдуллаев Нурлан Рустамович (Abdullaev Nurlan Rustamovich), паспортные данные, гражданин адрес, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации с предварительным помещением в ЦВСИГ ГУ МВД России по г. Москве,
УСТАНОВИЛ:
2 декабря 2023 года УУП ОУУП Отдела МВД России по району Тёплый Стан г. Москвы лейтенантом полиции Махлюевым Н.А. в отношении гражданина адрес Абдуллаева Н.Р. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Данный протокол с иными материалами передан на рассмотрение в Черёмушкинский районный суд г. Москвы, судьёй которого вынесено указанное выше постановление.
На данное судебное постановление защитником Шамкиным В.А. подана жалоба, в которой постановлен вопрос об изменении указанного постановления и исключении наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в связи с наличием у Абдуллаева Н.Р. супруги, являющейся гражданкой Российской Федерации.
Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу, Абдуллаев Н.Р. о дате, времени и месте судебного заседания в Московском городском суде извещён надлежащим образом, ходатайств в порядке ст. 24.4 КоАП РФ не заявлял.
Требование части 3 ст. 25.1 КоАП РФ, предусматривающей обязательное присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности в виде административного ареста или административного выдворения, распространяется лишь на стадию рассмотрения дела об административном правонарушении. В гл. 30 КоАП РФ, регулирующей порядок пересмотра постановлений и решений по таким делам, подобных норм нет.
Поэтому, учитывая разъяснение Верховного Суда РФ в Обзоре судебной практики за II квартал 2008 г. (вопрос N 7), прихожу к выводу, что жалоба защитника может быть рассмотрена в отсутствие лица, подвергнутого административному выдворению, поскольку имеются данные о надлежащем извещении Абдуллаева Н.Р. о месте и времени судебного разбирательства, от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения жалобы.
Защитник по ордеру адвокат Шамкин В.А. в судебное заседание явился, доводы жалобы поддержал в полном объёме.
Исследовав материалы дела, заслушав защитника, изучив доводы жалобы, оснований для отмены постановления суда первой инстанции не нахожу.
Согласно ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признаётся нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
Частью 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ установлено, что нарушение, предусмотренное частью 1.1 настоящей статьи, совершённое в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влечёт наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В силу ч.ч... 1, 2 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлён в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствии со ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов настоящего дела, 2 декабря 2023 года в 03 час. 30 мин. по адресу: г. Москва, Ленинский пр-т, д. 139, при проверке соблюдения требований миграционного законодательства сотрудниками Отдела МВД России по району Тёплый Стан г. Москвы был выявлен гражданин адрес Абдуллаев Н.Р, прибывший на территорию Российской Федерации 14 августа 2023 года в визовом порядке, который по истечении установленного срока пребывания (11 ноября 2023 года) уклонился от выезда из Российской Федерации, чем нарушил положения ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Факт совершения указанного правонарушения и виновность Абдуллаева Н.Р. подтверждаются доказательствами, имеющимися в деле: рапортом сотрудника полиции; протоколом об административном правонарушении; протоколом о доставлении лица, совершившего административное правонарушение; протоколом об административном задержании; письменными объяснениями Абдуллаева Н.Р.; паспортом гражданина адрес на имя Абдуллаева Н.Р.; сведениями из АС ЦБДУИГ; иными материалами.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, у суда оснований не имеется, в связи с чем судья правильно признал их допустимыми доказательствами и положил в основу обжалуемого постановления.
Приведённые выше доказательства с очевидностью свидетельствуют о наличии в действиях Абдуллаева Н.Р. события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Судьёй районного суда все фактические обстоятельства по делу, подлежащие доказыванию, установлены верно, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, всесторонне, полно и объективно исследованными в судебном заседании и получившими надлежащую оценку в судебном постановлении, выводы суда мотивированы и содержат ссылки на нормы права, подлежащие применению.
Являясь иностранным гражданином, временно пребывающим на территории Российской Федерации, Абдуллаев Н.Р. обязан был максимально внимательно относиться к требованиям миграционного законодательства Российской Федерации, знать и соблюдать такие требования, в том числе и в части сроков временного пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан, въезжающих в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, которые он, тем не менее, нарушил.
При таких обстоятельствах действия (бездействие) Абдуллаева Н.Р. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что у Абдуллаева Н.Р. на территории Российской Федерации проживает супруга, являющаяся гражданкой гражданство, вследствие чего его выдворение повлечёт серьёзное вмешательство в личную жизнь, не могут служить основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного постановления в силу следующего.
Согласно ч. 1 ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена 4 ноября 1950 года в г. Риме) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни.
В силу части 2 названной статьи не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В соответствии с правовой позицией Европейского Суда по правам человека, выраженной в постановлениях по конкретным делам, вопросах иммиграции положения вышеуказанной статьи Конвенции о защите прав человека и основных свобод не может рассматриваться как возлагающее на государство общую обязанность уважать выбор супружескими парами страны совместного проживания и разрешать воссоединение членов семьи на своей территории (например, постановления от 28 мая 1985 г. по делу "Абдулазиз, Кабалес и Балкандали против Соединенного Королевства", от 19 февраля 1996 г. по делу "Гюль против Швейцарии"; от 10 марта 2011 г. по делу "Киютин против России"). Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что Конвенция о защите прав человека и основных свобод не гарантирует иностранцам право въезжать в определённую страну или проживать на ее территории и не быть высланными и что лежащая на государстве ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает его контролировать въезд в страну; вместе с тем решения в этой сфере, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе статьёй 8 названной Конвенции, должны быть оправданы насущной социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели (постановления от 21 июня 1988 г. по делу "Беррехаб против Нидерландов", от 24 апреля 1996 г. по делу "Бугханеми против Франции"; от 26 сентября 1997 г. по делу "Эль-Бужаиди против Франции", от 6 декабря 2007 г. по делу "Лю и Лю против России", решение от 9 ноября 2000 г. по вопросу о приемлемости жалобы "Андрей Шебашов против Латвии" и др.).
Относительно критериев допустимости высылки в демократическом обществе Европейский Суд по правам человека указал на то, что значение, придаваемое тому или иному из них, будет различным в зависимости от обстоятельств конкретного дела и что государство, связанное необходимостью установить справедливое равновесие между конкурирующими интересами отдельного лица и общества в целом, имеет определенные пределы усмотрения; в то же время право властей применять выдворение может быть важным средством предотвращения серьёзных и неоднократных нарушений иммиграционного закона, поскольку оставление их безнаказанными подрывало бы уважение к такому закону.
Назначение дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации предусмотрено санкцией ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Согласно представленным стороной защиты документам 18 марта 2023 года Мещанским отделом ЗАГС Управления ЗАГС Москвы зарегистрирован брак между Абдуллаевым Н.Р. и Меджидовой А.М, после заключения брака Меджидовой А.М. присвоена фамилия "Абдуллаева", что подтверждается свидетельством о заключении брака серия VIII-МЮ N 523083, выданным 18 марта 2023, подлинник которого обозревался в судебном заседании.
Абдуллаева А.М. является гражданкой гражданство, что подтверждается паспортные данные.
Между тем, согласно данным паспорта Абдуллаева А.М. с 28 февраля 2000 года зарегистрирована по месту жительства по адресу: адрес, в то время как сам Абдуллаев Н.Р, согласно данным АС ЦБДУИГ МВД России, с 8 декабря 2012 года был зарегистрирован по месту пребывания по различным адресам г. Москвы и Московской области.
Кроме того, из данных АС ЦБДУИГ МВД России следует, что 8 июля 2021 года Абдуллаев Н.Р. был привлечён к административной ответственности по ст. 18.17 КоАП РФ, а 18 апреля 2023 года - дважды по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу о том, что дальнейшее нахождение Абдуллаева Н.Р. на территории Российской Федерации угрожает национальной безопасности и общественного порядка Российской Федерации, его принудительное выдворение способствует прекращению совершения административных правонарушений, вследствие чего назначенное ему наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации положениям ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод не противоречит.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Назначая Абдуллаеву Н.Р. административное наказание в виде административного штрафа с административным выдворением за пределы Российской Федерации, суд первой инстанции учёл характер совершённого административного правонарушения, объектом которого является обеспечение режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, личность виновного, имеющего двоих несовершеннолетних детей, официально не трудоустроенного, длительность его незаконного нахождения в Российской Федерации и другие обстоятельства дела.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 6 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации назначено Абдуллаеву Н.Р. в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 3.10 и 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Оснований для изменения назначенного наказания, в том числе, и по доводам жалобы, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Порядок и срок давности привлечения Абдуллаева Н.Р. к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Черёмушкинского районного суда г. Москвы от 4 декабря 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина адрес Абдуллаева Нурлана Рустамовича (Abdullaev Nurlan Rustamovich), паспортные данные, оставить без изменения, жалобу защитника Шамкина В.А. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Д.В. Гришин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.