Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г.
судей Лепской К.И, Сенчуковой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Правдинский муниципальный округ Калининградской области" на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 29 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 5 июля 2023 г. по гражданскому делу N 2-612/2023 по иску прокурора Правдинского района Калининградской области в защиту интересов несовершеннолетней ФИО в лице законного представителя Дюшковой С.П, к Министерству финансов Калининградской области, Министерству сельского хозяйства Калининградской области, администрации муниципального образования "Правдинский муниципальный округ Калининградской области" о взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовикова И.Г, объяснение прокурора Мазиной О.Н, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Правдинского района Калининградской области обратился в суд с иском в защиту интересов несовершеннолетней ФИО к Министерству финансов Калининградской области, просил взыскать в пользу законного представителя ФИО - Дюшковой С.П. компенсацию морального вреда, причиненного несовершеннолетней ФИО, в размере 50000 руб.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведения проверочных мероприятий на основании заявления законного представителя ФИО - Дюшковой С.П, установлено, что на детской площадке бесхозяйная собака крупной породы черного окраса укусила ФИО за кисть правой руки. В ГБУЗ КО "Правдинская центральная районная больница" несовершеннолетней установлен диагноз - открытая рана других частей запястья и кисти, что свидетельствует о причинении вреда здоровью в результате действий безнадзорной собаки. Несовершеннолетней причинены не только телесные повреждения, но и нравственные страдания. Таким образом, на территории муниципального образования "Правдинский муниципальный округ Калининградской области" не созданы безопасные условия для людей, что в свою очередь свидетельствует о ненадлежащей организации Правительством Калининградской области мер по обеспечению прав граждан на безопасные условия проживания на территории названного муниципального образования.
Определениями суда первой инстанции к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство сельского хозяйства Калининградской области и администрация муниципального образования "Правдинский муниципальный округ Калининградской области".
Решением Центрального районного суда г. Калининграда от 29 марта 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 5 июля 2023 года, исковые требования удовлетворены частично.
С администрации муниципального образования "Правдинский муниципальный округ Калининградской области" в пользу законного представителя несовершеннолетней ФИО - Дюшковой С.П, взыскана компенсация морального вреда в размере 5000 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе администрация муниципального образования "Правдинский муниципальный округ Калининградской области" ставит вопрос об отмене постановленных судебных актов, указывает, что полномочия по отлову и содержанию безнадзорных животных не относятся к ее компентенции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились, в связи с чем, на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав прокурора, поддержавшего довооды кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса).
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего дела судом первой и апелляционной инстанций нарушены нормы материального и процессуального права.
Судами при рассмотрении дела установлено, что 07.06.2022 г. в 15:30 ч. на детской площадке, расположенной на территории многоквартирных домов NN 56-60 по ул. Кутузова в г. Правдинске Калининградской области, бесхозяйная собака крупной породы черного окраса напала на несовершеннолетнюю ФИО ДД.ММ.ГГГГ, и укусила её за кисть правой руки, чем причинила физическую боль и нравственные страдания.
В этот же день ФИО обратилась в ГБУЗ КО "Правдинская центральная районная больница", где врачом был проведен её осмотр и установлен диагноз: открытая рана запястья и кисти (правой ладони), произведена обработка раны. 08.06.2022 г. при обращении к врачу педиатру также проведена обработка раны и назначен полный курс антирабической вакцины.
По факту причинения вреда здоровью несовершеннолетней ФИО вследствие нападения бездомной собаки на территории муниципального образования "Правдинский муниципальный округ Калининградской области", Дюшкова С.П. обратилась в прокуратуру Калининградской области с заявлением, в котором просила обратиться в суд в защиту интересов ее несовершеннолетней дочери с иском о взыскании компенсации морального вреда.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 27.12.2018 г. N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ РФ N 498-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относятся: установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них; установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев.
Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 17 ФЗ РФ N 498-ФЗ деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется в том числе в целях предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 2 Закона Калининградской области N 274 от 17.03.2019 г. "О разграничении полномочий органов государственной власти Калининградской области в области обращения с животными" к полномочиям Правительства Калининградской области отнесено определение исполнительного органа государственной власти Калининградской области, уполномоченного осуществлять организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельца.
К полномочиям уполномоченного органа относится: осуществление организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев; утверждение перечня дополнительных сведений о поступивших в приют для животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались, и порядка размещения этих сведений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; осуществление мониторинга по определению количества животных без владельцев на территории Калининградской области (п. 3 ст. 2 Закона Калининградской области от 17.03.2019 г. N 274 (в ред. от 19.11.2021 г.).
На основании ч. 3 ст. 4 Закона Калининградской области от 17.03.2019 г. N 274 физические лица и юридические лица обязаны сообщать о нахождении животных без владельцев, не имеющих неснимаемых и несмываемых меток, на территориях или объектах, находящихся в собственности или пользовании таких лиц, в уполномоченный орган и обеспечивать доступ на указанные территории или объекты представителям организации, осуществляющей отлов животных без владельцев.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Калининградской области от 02.03.2020 г. N 95 "О мерах по реализации подпунктов 2, 4, 5 пункта 2 статьи 2 Закона Калининградской области от 27.03.2019 г. N 274 "О разграничении полномочий органов государственной власти Калининградской области в области обращения с животными" и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Калининградской области", уполномоченным органом исполнительной власти Калининградской области, осуществляющим организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельца на территории Калининградской области, определено Министерство сельского хозяйства Калининградской области.
Этим же постановлением установлены Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Калининградской области согласно приложению N 1, а также Порядок осуществления мониторинга по определению количества животных без владельцев на территории Калининградской области согласно приложению N 2.
Согласно п. 4 Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Калининградской области организация мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев обеспечивается Министерством силами и средствами государственного бюджетного учреждения Калининградской области "Центр для безнадзорных животных".
Отлов животных без владельцев осуществляется в рамках государственного задания на выполнение работ (услуг), утвержденного Министерством, в соответствии с графиком отлова, сформированным на основании поступивших заявок физических и юридических лиц (п. 9 Порядка).
Вне графика отлову подлежат животные без владельцев, в том числе находящиеся на территории, на которой зарегистрирован факт нападения животного на человека; в случае их нахождения на территориях детских садов, школ, организаций здравоохранения, в местах массового пребывания людей (п. 10 Порядка).
Согласно п. 12 этого же Порядка прием заявок на отлов животных без владельцев от физических и юридических лиц, включая органы местного самоуправления, осуществляется Центром посредством телефонной и факсимильной связи, почтового отправления, на личном приеме или в электронном виде.
Порядок осуществления мониторинга по определению количества животных без владельцев на территории Калининградской области устанавливает процедуру осуществления мониторинга по определению количества животных без владельцев в пределах границ муниципальных образований и в целом на территории Калининградской области (п. 1 Порядка).
Мониторинг включает сбор, систематизацию и анализ сведений о количестве животных без владельцев на территории Калининградской области (п. 3 Порядка).
В целях проведения мониторинга Министерство осуществляет ежемесячный сбор информации от органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, ГБУ КО "Центр для безнадзорных животных", организаций, осуществляющих мероприятия по обращению с животными без владельцев, сторонних организаций и населения по формам, утверждаемым Министерством (п. 4 Порядка).
При осуществлении мониторинга собираются и систематизируются сведения о наличии животных без владельцев в каждом муниципальном образовании Калининградской области. Полученные результаты используются при организации и проведении мероприятий по отлову животных без владельцев на территории Калининградской области (п.п. 6, 7 Порядка).
В соответствии с постановлением Правительства Калининградской области от 03.12.2018 г. N 251-рп создано ГБУ КО "Центр для безнадзорных животных".
Приказом Министерства сельского хозяйства Калининградской области от 30.12.2021 г. N 777 утверждено государственное задание ГБУ КО "Центр для безнадзорных животных" на 2022 год, в соответствии с которым Центр осуществляет выполнение государственной услуги (услуг) и работы (работ) по проведению мероприятий по отлову, транспортировке, учету, содержанию, вакцинации, стерилизации (кастрации), умерщвлению (эвтаназии) безнадзорных животных и утилизации трупов безнадзорных животных.
По информации, представленной ГБУ КО "Центр для безнадзорных животных", отлов животных без владельцев осуществляется центром в соответствии с графиком отлова, сформированным на основании заявок, поступивших от граждан, юридических лиц и органов местного самоуправления.
Из представленной ГБУ КО "Центр для безнадзорных животных" выкопировки из журнала учета заявок на отлов животных без владельцев следует, что за период с 01.01.2022 г. по 30.06.2022 г. в ГБУ КО "Центр для безнадзорных животных" поступило всего семь заявок от физических лиц на отлов животных без владельцев по г. Правдинску.
08.06.2022 г. на основании данных заявок сотрудниками Центра осуществлен выезд по указанному адресу и осуществлен отлов пяти собак.
Кроме того, 09.06.2022 г. в центр поступила заявка от матери несовершеннолетней ФИО - Дюшковой С.П, по факту укуса её дочери большой собакой черного окраса, похожей на японскую породу "Акито". Согласно примечанию данная собака была выловлена 08.06.2022 г. на основании ранее поступивших заявок.
За период с 01.01.2022 г. по 30.06.2022 г. от администрации муниципального образования "Правдинский муниципальный округ Калининградской области" ни одной заявки на отлов животных без владельцев в ГБУ КО "Центр для безнадзорных животных" не поступило.
Из представленных суду Министерством сельского хозяйства Калининградской области данных мониторинга, направленных администрацией муниципального образования "Правдинский муниципальный округ Калининградской области" во исполнение Постановления Правительства Калининградской области от 02.03.2020 г. N 95, администрацией представлена информация о нахождении на территории муниципального образования животных без владельцев: 25.05.2022 г. - 0 собак, 09.06.2022 г. - 0 собак.
Разрешая заявленные требовании, суд первой инстанции, установив факт причинения вреда здоровью ФИО вследствие нападения бездомной собаки на территории муниципального образования "Правдинский муниципальный округ Калининградской области", руководствуясь приведёнными выше нормами материального права, пришел к выводу, что причинённый несовершеннолетней моральный вред (физические и нравственные страдания) подлежит денежной компенсации.
Суд превой инстанции принял во внимание, что данные мониторинга, направляемые ежемесячно администрацией муниципального образования "Правдинский муниципальный округ Калининградской области" в Министерство сельского хозяйства Калининградской области об отсутствии на территории муниципального образования животных без владельцев, фактической ситуации не соответствовали, вследствие чего не были приняты своевременные меры по отлову таких животных и предотвращению причинения ими вреда гражданам, в том числе несовершеннолетней ФИО
При этом, суд первой инстанции указал, что компенсация, причиненного морального вреда подлежит взысканию с администрации муниципального образования "Правдинский муниципальный округ Калининградской области", которой не выполнены в полной мере возложенные на нее действующим законодательством обязанности по контролю за безнадзорными животными, не обеспечены безопасные условия для нахождения людей на территории муниципального образования, что находится в причинной связи с нападением безнадзорной собаки на несовершеннолетнюю ФИО. и причинением ей вреда.
С указанными выводами суда согласился суд апелляционной инстанции, принимая во внимание следующее.
Так, в силу ч. 3 ст. 7 ФЗ РФ N 498-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом (ст. 8 ФЗ РФ N 498-ФЗ).
Пунктом 15 части 1 статьи 16.1 ФЗ РФ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что органы местного самоуправления муниципального округа имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа.
Аналогичные положения предусмотрены Уставом муниципального образования "Правдинский муниципальный округ Калининградской области".
Как установлено судом, в администрации всех районов Калининградской области ранее был направлен проект соглашений между ГБУ КО "Центр для безнадзорных животных" и администрациями о взаимодействии в сфере обращения с животными без владельцев на территории Калининградской области. Однако, администрация муниципального образования "Правдинский городской округ Калининградской области" от заключения такого соглашения отказалась.
Судом апелляционной инстанции отклонены доводы жалобы администрации о том, что полномочия по отлову и содержанию безнадзорных животных не относятся к компетенции администрации, поскольку основанием к возложению судом на администрацию обязанности по возмещению вреда несовершеннолетней ФИО стало допущенное администрацией бездействие по осуществлению надлежащего контроля за животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, по своевременному информированию о таких животных уполномоченного органа (Министерство сельского хозяйства Калининградской области), а также учреждения, осуществляющего мероприятия по отлову таких животных (ГБУ КО "Центр для безнадзорных животных"), что находится в причинной связи с причинением вреда несовершеннолетней ФИО вследствие нападения на нее бездомной собаки.
При этом, суд апелляционной инстанции отметил, что предоставленное муниципальному образованию Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ и предусмотренное Уставом право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, нельзя рассматривать в отрыве от возложенной на муниципальное образование Законом Калининградской области от 17.03.2019 г. N 274 обязанности сообщать о нахождении животных без владельцев на территории такого муниципального образования в уполномоченный орган в целях соблюдения конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов постановлены в нарушение норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и нарушены нормы процессуального права.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Калининградской области от 2 марта 2020 г. N 95 в качестве уполномоченного органа исполнительной власти Калининградской области, осуществляющим - организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Калининградской области определено Министерство сельского хозяйства Калининградской области.
Как установлено подпунктом 3 пункта 3 статьи 2 Закона Калининградской области от 27 марта 2019 г. N 274 "О разграничении полномочий органов государственной власти Калининградской области в области обращения с животными", к полномочиям уполномоченного органа, то есть Министерства сельского хозяйства по Калининградской области в период возникновения спорных правоотношений относилось осуществление организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, утверждение перечня дополнительных сведений о поступивших в приют для животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались, и порядка размещения этих сведений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", осуществление мониторинга по определению количества животных без владельцев на территории Калининградской области (пункт действовал в период причинения вреда несовершеннолетней, утратил силу с 1 марта 2023 г. - Закон Калининградской области от 26.12.2022 N 184).
Мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью седьмой статьи 16 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в абзаце третьем настоящей статьи, либо обращение с животными в соответствии с абзацем шестым настоящей статьи; размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных; иные необходимые мероприятия в соответствии с подпунктами 2 и 6 пункта 2 статьи 2 настоящего Закона.
В силу положений статьи 5 (также утратила силу с 01.03.2023 г.) мониторинг по определению количества животных без владельцев представляет собой совокупность мероприятий по сбору, систематизации и анализу информаций о нахождении животных без владельцев в пределах границ муниципальных образований и в целом на территории Калининградской области.
В соответствии с Порядком мониторинга по определению количества животных без владельцев на территории Калининградской области (утв. Постановлением Правительства Калининградской области от 2 марта 2020 г. N 95) в целях проведения мониторинга Министерство ежеквартально выезжает в муниципальные образования Калининградской области для подсчёта животных без владельцев в местах их наибольшей концентрации. При осуществлении мониторинга собираются и систематизируются сведения о наличии животных без владельцев в каждом муниципальном образовании Калининградской области, при этом не учитываются животные, которые имеют отличительные признаки того, что они ранее были отловлены, учтены и возвращены в места прежнего обитания после проведения стерилизации (кастрации), вакцинации, мечения. Полученные результаты используются при организации и проведении мероприятий по отлову животных без владельцев на территории Калининградской области.
Таким образом, именно в обязанности Министерства сельского хозяйства Калининградской области входит организация всего комплекса мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, в том числе (по состоянию на июнь 2022 г.) и мониторинг количества этих животных, то есть их выявление, в связи с чем вина в причинении вреда, вызванного нападением животного без владельца, которое не было выявлено в рамках мониторинга и иных мероприятий при осуществлении деятельности ответчика по обращению с животными без владельцев лежит именно на Министерстве сельского хозяйства Калининградской области.
В настоящем деле суды первой и апелляционной инстанции, приведенные нормативные положения к спорным отношениям, применили неправильно, вследствие чего пришли к ошибочному выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на Министерство сельского хозяйства Калининградской области обязанности по возмещению причиненного вреда вследствии ненадлежащего исполнения возложенных на него обязанностей.
Кроме того, в интересах законности в соответствии с положениями ч. 2 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит возможным при рассмотрении кассационной жалобы выйти за пределы содержащихся в ней доводов и обратить внимание на нарушения норм процессуального права, допущенные судом первой инстанции при рассмотрении дела и судом апелляционной инстанции при проверке законности постанволенного решения суда.
Согласно ст. 228 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в ходе каждого судебного заседания судов первой и апелляционной инстанций (включая предварительное судебное заседание), а также при совершении вне судебного заседания отдельного процессуального действия ведется протоколирование с использованием средств аудиозаписи (аудиопротоколирование) и составляется протокол в письменной форме.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 229 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в протоколе судебного заседания указываются дата и место судебного заседания.
Согласно ч. 2 ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в вводной части решения суда указываются в том числе и дата принятия решения суда.
Согласно части 1 статьи 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда принимается немедленно после разбирательства дела.
Из системного толкования указанных норм процессуального права следует, что решение суда должно приниматься немедленно после разбирательства дела, то есть непосредственно в тот же день, в котором закончилось судебное разбирательство и составлен протокол судебного заседания.
Из материалов дела следует, что дата постановленного решения суда - 30 марта 2023 г. и дата судебного заседания суда первой инстанции по рассмотрению иска, поданного прокурором Правдинского района Калининградской области в защиту интересов несовершеннолетней в лице законного представителя Дюшковой С.П, указанная в протоколе судебного заседания от 29 марта 2023 г, не совпадают.
Материалы гражданского дела не содержат сведений об исправлении судом первой инстанции описки в протоколе судебного заседания либо в решении суда, принятом по данному гражданскому делу, в указании даты составления протокола судебного заседания, либо даты постановления решения суда.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность принятого решения, данное нарушение процессуального закона, допущенное районным судом, оставил без внимания, несмотря на то, что апелляционная жалоба не могла быть принята к производству и рассмотрена судом апелляционной инстанции при наличии несоответствия в указании даты протокола судебного заседания и даты вынесения обжалуемого решения суда.
Согласно п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" до направления дела в суд апелляционной инстанции суду первой инстанции в соответствии со статьями 200, 201, 203.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует по своей инициативе исходя из доводов апелляционных жалобы, представления или по заявлению лиц, участвующих в деле, разрешить вопрос о замечаниях на протокол судебного заседания, в том числе содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, исправить описку или явную арифметическую ошибку в решении суда, а также принять дополнительное решение в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 201 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку разрешение вопросов об устранении допущенных описок и внесении исправлений в протокол судебного заседания, решение суда в силу положений ст. ст. 200, 230 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации входит в компетенцию суда первой инстанции, данные вопросы разрешаются судом до направления дела в суд апелляционной инстанции, то дело подлежало возврату в суд первой инстанции для исправления допущенных несоответствий.
На основани изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что судом первой инстанции допущены нарушения вышеприведенных норм процессуального права, которые не могут быть устранены без отмены судебного постановления и нового рассмотрения дела, в связи с чем подлежат отмене решение Центрального районного суда г. Калининграда от 29 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 5 июля 2023 г. с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции поскольку указанные нарушения вышеприведенных норм процессуального права препятствовали суду апелляционной инстанции проверки законности постановленного решения суда по существу.
При новом рассмотрении суду необходимо учесть изложенное, разрешить спор исходя из фактических обстоятельств дела, заявленных исковых требований, и в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права при соблюдении процессуального законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Калининграда от 29 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 5 июля 2023 г. отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.