Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 22 декабря 1999 г. N А08-2510/99-12
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца не явились, надлежаще уведомлены, от ответчиков не явились, надлежаще уведомлены;
рассмотрев кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ по Валуйскому району и г. Валуйки на решение Арбитражного суда Белгородской области от 30.09.99 по делу N А08-2510/99-12, установил:
Управление ПФ РФ по Валуйскому району и г. Валуйки обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с иском к ОАО "Б" о взыскании задолженности по страховым взносам, пени в общей сумме 71978 руб. с обращением взыскания на имущество.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 30.09.99 исковые требования удовлетворены частично. С ОАО "Б" взыскано в пользу истца 31354 руб. с обращением взыскания на имущество должника. В остальной части иска отказано.
В апелляционной инстанции законность принятого решения не проверялась.
Заявитель кассационной жалобы просит отменить обжалуемое решение арбитражного суда в связи с тем, что судом применены нормы материального права, не подлежащие применению.
Изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Исходя из фактических обстоятельств дела, Арбитражный суд Белгородской области удовлетворил исковые требования органа Пенсионного фонда о взыскании задолженности по страховым взносам по состоянию на 01.07.99 в сумме 15677 руб. и пени в этой же сумме (15677 руб.), обратив взыскание на имущество должника. Во взыскании остальной суммы пени (40624 руб.) с обращением взыскания на имущество отказано.
Ограничивая взыскание суммы пени до размера задолженности по страховым взносам, суд руководствовался ст. 8 ФЗ РФ "О введении в действие ч. 1 Налогового кодекса РФ (в редакции ФЗ от 09.07.99 N 155-ФЗ), согласно которой с 1 января 1999 на сумму недоимки по налогам (сборам), в том числе по недоимке, образовавшейся до введения в действие части 1 Кодекса, пени начисляются по процентной ставке, равной одной трехсотой, действовавшей в это время, ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, но не более 0,1% в день, но при этом размер пеней, включая пени, начисленные до 01.01.99, не может превышать для налогоплательщиков (плательщиков сборов) неуплаченную сумму налога (сбора).
Обжалуя в кассационном порядке принятое по делу решение, истец согласился с тем, что статьей 13 Налогового кодекса РФ платежи в государственные внебюджетные фонды признаны федеральными налогами, но указал, что эта статья в соответствии со ст. 3 ФЗ РФ от 31.07.98 N 147-ФЗ (в редакции ФЗ от 09.07.99 N 155-ФЗ) пока еще не введена в действие, поэтому до введения в действие части второй Налогового кодекса РФ применяется действующее законодательство о порядке уплаты страховых взносов.
Доводы, приведенные заявителем кассационной жалобы,не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения.
Пунктами 2, 3, 4 ст. 30 НК РФ (в редакции ФЗ от 09.07.99 N 154-ФЗ) установлено, что органы государственных внебюджетных фондов обладают полномочиями налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов и таможенные органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов и таможенные органы осуществляют свои функции и взаимодействуют посредством реализации полномочий и исполнения обязанностей, установленных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, определяющими порядок организации и деятельности налоговых органов.
Совокупность перечисленных норм свидетельствует о том, что органы Пенсионного фонда РФ должны учитывать определенные положения общей части Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 4 ст. 75 НК РФ императивно закреплено, что во всех случаях сумма пеней не может превышать неуплаченной суммы налога.
Как правильно указал суд, аналогичное ограничение на суммы взыскиваемых пеней содержится в ст. 8 ФЗ РФ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ" от 09.07.99 N 155-ФЗ.
Поскольку установленное Кодексом и Федеральным Законом правило смягчило положение плательщика страховых взносов, эти нормы имели обратную силу на основании п. 2 ст. 54 Конституции РФ и п. 3 ст. 5 НК Российской Федерации.
В силу изложенного, сумма пени, начисленная в период действия названного законодательства, правомерно уменьшена судом до суммы задолженности по страховым взносам.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 175, ст. 177 АПК РФ, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 23.12.99 по делу N А08-2510/99-12 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22 декабря 1999 г. N А08-2510/99-12
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании