Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Лепской К.И, Шлопак С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 10 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 8 июня 2023 г. по гражданскому делу N2-281/2023 по иску ФИО1 к Муниципальному учреждению "Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации МОГО "Ухта" о признании незаконным приказа, взыскании надбавки за особые условия муниципальной службы, компенсации морального вреда, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Шлопак С.А, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к МУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства" администрации МОГО "Ухта" (далее по тексту МУ УЖКХ, Учреждение), уточнив в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исковые требования, просила о признании незаконным приказа начальника Учреждения от 28.06.2022 N 172 в части установления с 01.06.2022 ежемесячной надбавки за особые условия муниципальной службы в размере 100 процентов, взыскании недополученной надбавки за особые условия муниципальной службы за период с 01.06 по 31.12.2022 в размере 57 249, 44 руб, компенсации морального вреда в размере 300 000 руб, возложении на ответчика обязанности по установлению надбавки за особые условия муниципальной службы в размере 185 процентов с 01.01.2023 г.
Решением Ухтинского городского суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушения нижестоящими судами норм процессуального и материального права.
В судебное заседание суда кассационной инстанции лица, участвующие в деле, извещенные о дате и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не явились, сведений о причинах неявки не сообщили.
С учетом положений части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела кассационную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса (их представителей).
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы согласно части первой статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть третья статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Судами при рассмотрении дела установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ проходит муниципальную службу в МУ УЖКХ, работая в должности начальника отдела муниципального контроля МУ "УЖКХ" администрации МОГО "Ухта".
Условиями трудового договора, заключенного с истцом ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что за выполнение обязанностей муниципальному служащему выплачиваются: должностной оклад, надбавка за особые условия муниципальной службы к должностному окладу в размере до 200 процентов, доплата за выслугу лет в органах исполнительной власти 30 процентов, ежемесячная надбавка к должностному окладу за классный чин, процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям в размере 50 процентов, районный коэффициент в размере 30 процентов, ежемесячная премия по результатам работы, за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременная выплата при предоставлении ежегодного основного оплачиваемого отпуска в размере 15 000 руб. по личному заявлению муниципального служащего, другие вознаграждения (выплаты, доплаты), предусмотренные действующим законодательством и Положением о муниципальной службе МОГО "Ухта".
При приеме истца на работу ФИО1 надбавка за особые условия муниципальной службы была установлена в размере 185 процентов (приказ начальника МУ УЖКХ N от ДД.ММ.ГГГГ).
На основании приказа начальника МУ УЖКХ N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы была установлена в размере 100 процентов.
Основанием для снижения ранее установленного размера надбавки послужило отсутствие многостороннего характера выполняемых должностных обязанностей, отсутствие высокой степени самостоятельности в работе, в определении первоочередных направлений деятельности, в определении способов выполнения поставленных задач, а также в их осуществлении, компетентности в принятии управленческих решений, не своевременной разработкой проектов нормативных актов, снижением степени сложности и напряженности работы.
В обоснование заявленных исковых требований истец указала, что работодатель не имеет права снижать установленный размер надбавки за особые условия муниципальной службы, объем выполняемой ею работы не изменился.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ), Законом Республики Коми N 133-P3 от 21.12.2007 "О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми", Положением о муниципальной службе в МО ГО "Ухта", утвержденным решением Совета МОГО "Ухта" N 317 от 29.04.2009, Положением об оплате труда работников МУ "УЖКХ", утвержденным приказом начальника Учреждения N 040 от 24.02.2022, исходил из того, что ежемесячная надбавка за особые условия муниципальной службы является стимулирующей выплатой, ее размер не является фиксированным, а может быть изменен как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, выплата ежемесячной надбавки производится на основании распоряжения работодателя, который в рассматриваемом случае действовал в пределах своей компетенции и учитывал степень сложности, напряженности выполняемой работы и достижений в труде со стороны истца, и принимая во внимание, что установление конкретного размера надбавки каждому сотруднику является исключительным правом работодателя, пришёл к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Суд апелляционной инстанции признал выводы суда первой инстанции обоснованными в силу следующего.
В соответствии с часть седьмой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
В соответствии с частью второй статьи 3 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации (ч. 1). Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 2).
В соответствии со статьей 9 Закона Республики Коми N 133-P3 от 21.12.2007 "О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми" оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, к числу которых относится и ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы.
В целях установления единого порядка прохождения муниципальной службы на территории муниципального образования городского округа "Ухта" решением Совета МОГО "Ухта" N 317 от 29.04.2009 утверждено Положение о муниципальной службе в МОГО "Ухта" (далее - Положение о муниципальной службе).
Согласно статье 11 Положения о муниципальной службе оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых настоящей статьей.
Ежемесячные и иные дополнительные выплаты в составе оплаты труда муниципального служащего: ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы; ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за классный чин; ежехмесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; ежемесячное денежное поощрение; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; материальная помощь; другие выплаты, предусмотренные федеральным законодательством.
К денежному содержанию муниципального служащего применяются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В соответствии со статьей 13 Положения о муниципальной службе размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы устанавливается в следующих размерах по высшим, главным должностям муниципальной службы - до 200 процентов; по ведущим должностям муниципальной службы - до 120 процентов; по старшим должностям муниципальной службы - до 90 процентов; по младшим должностям муниципальной службы - до 60 процентов.
Основными критериями для установления размера надбавки за особые условия муниципальной службы являются: многосторонний характер выполняемых должностных обязанностей, расширение круга выполняемых работ, выполнение обязанностей за рамками рабочего времени; руководство, непосредственное участие или подготовка материалов для работы комиссий, рабочих групп, оргкомитетов и т.д.; разъездной характер работы; высокая степень самостоятельности в работе, в определении первоочередных направлений деятельности, в определении способов выполнения поставленных задач, а также в их осуществлении, компетентность в принятии управленческих решений; персональная ответственность за осуществление возложенных полномочий; высокие достижения в службе (наличие у муниципальных служащих грамот, благодарностей и др, полученных за личный вклад и достижения в службе); систематическое выполнение срочных и важных заданий; разработка проектов нормативных (распорядительных) актов, планов, программ и контроль их реализации; участие в работе комиссий совещательного и консультативного характера, приеме и рассмотрении обращений граждан; другие условия муниципальной службы по мотивированному решению руководителей структурных подразделений органов местного самоуправления МОГО "Ухта".
Конкретный размер ежемесячной надбавки за особые условия муниципальной службы устанавливается муниципальным служащим при утверждении штатного расписания на финансовый год в зависимости от степени сложности, напряженности выполняемой работы, высоких достижений в труде и специального режима работы на основании распоряжения представителя нанимателя (работодателя) об установлении ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы.
Установленные ежемесячные надбавки за особые условия муниципальной службы могут быть увеличены или уменьшены в течение года при изменении степени сложности, напряженности, специального режима работы и достигнутых показателей в службе в пределах установленного фонда оплаты труда на текущий финансовый год.
Выплата ежемесячных надбавок к должностному окладу за особые условия муниципальной службы производится на основании распоряжения (приказа) представителя нанимателя (работодателя) об установлении муниципальному служащему ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы.
В соответствии с пунктом 4.1 Положения об оплате труда работников МУ "УЖКХ", утвержденного приказом начальника Учреждения N 040 от 24.02.2022 (далее - Положение об оплате труда), в целях поощрения, стимулирования качественной и эффективной работы, муниципальным служащим устанавливаются выплаты стимулирующего характера, к которым отнесена и надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы.
Решение об установлении, изменении или лишении выплаты стимулирующего характера, а размеры дополнительных надбавок, устанавливаются приказом начальника Управления персонально каждому работнику (пункт 4.12 Положения об оплате труда).
Из приведенных правовых норм следует, что ежемесячная надбавка за особые условия муниципальной службы предусмотрена системой оплаты труда муниципальных служащих, порядок ее установления и размер регламентирован Положением о муниципальной службе и Положением об оплате труда работников МУ "УЖКХ". Стимулирующий характер данной надбавки, основные критерии для ее установления, ограничение нормативным актом только максимального ее размера, позволяют работодателю в зависимости от результатов каждого работника определять ее конкретный размер, а впоследствии изменять его путем издания соответствующего распоряжения.
Материалами дела подтверждается, что издание приказа от 28.06.2022 N 172 обусловлено, в том числе введением в 2022 г. моратория на внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки (постановление Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля"), которые осуществлялись сотрудниками отдела муниципального контроля МУ "УЖКХ".
В оспариваемом приказе в качестве основания для снижения надбавки имеется ссылка на критерии установления размера ежемесячной надбавки за особые условия муниципальной службы, а также на снижение степени сложности и напряженности работы истца.
Также апелляционная инстанция отметила, что ссылка истца на то, что размер премии, выплаченной в июле 2022 г, не изменился, не свидетельствует о неправомерности действий ответчика по установлению надбавки в размере 100 процентов, поскольку выплаты не являются взаимозависимыми, имеют различный порядок их установления, регулируются разными нормами.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит обжалуемые судебные акты законными, поскольку выводы, изложенные в них, соответствуют установленным судами фактическим обстоятельствам дела, а нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, не допущено.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к своим выводам, подробно приведены в обжалуемых судебных постановлениях. В судебных постановлениях приведено полное и правильное толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции несостоятельными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов судов не опровергли.
Все доводы и доказательства, приводимые истцом в обоснование своей позиции по делу, оценены судами обеих инстанций, обжалуемые судебные акты в соответствии с требованиями части четвертой статьи 198, пунктов 5 и 6 части второй статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации содержат ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение, установленные судами обстоятельства и мотивы, по которым суды отдали предпочтение одним доказательствам перед другими.
По существу доводы кассационной жалобы полностью повторяют позицию истца, заявленную в суде первой инстанции и поддержанную в апелляционной жалобе, были предметом подробного изучения и оценки судов первой и апелляционной инстанций, в целом они направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств на основе иного понимания норм права, а потому основанием к отмене судебных постановлений являться не могут, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ухтинского городского суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.