Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Петровой Ю.Ю, судей Белинской С.В, Птоховой З.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-371/2023 по иску прокурора Кольского района Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению N37 п. Пушной Кольского района Мурманской области, администрации Кольского района Мурманской области о возложении обязанности совершить определенные действия, по кассационной жалобе администрации Кольского района Мурманской области на решение Кольского районного суда Мурманской области от 16 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 29 июня 2023 г.
Заслушав доклад судьи Птоховой З.Ю, объяснения прокурора Малышева Я.В, возражавшего против удовлетворения доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Кольского района Мурманской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению N 37 п. Пушной Кольского района Мурманской области (далее - МБДОУ N 37) о возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований федерального законодательства, по результатам которой установлено, что МБДОУ N 37 эксплуатирует здание, находящееся в пользовании на праве оперативного управления, расположенные по адресу: Мурманская область, Кольский район, п. Пушной, 1. Советская, д. 10. В нарушение пункта 2 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской федерации" техническое обследование здания в установленном порядке не проводилось, в связи с чем в адрес ответчика было направлено представление об устранении нарушений федерального законодательства, однако техническое обследование здания до настоящего времени не проведено. Выявленные в деятельности образовательной организации нарушения законодательства свидетельствуют о невыполнении обязанности по созданию безопасных условий пребывания "данные изъяты" в зданиях образовательной организации, что может повлечь угрозу их жизни и здоровья, гарантией которых выступает государство.
С учетом уточнения заявленных требований, истец просил возложить на МБДОУ N 37 обязанность произвести обследование технического состояния эксплуатируемого здания с привлечением специализированных организаций в срок, не позднее 1 сентября 2023 г, а в случае недостаточности денежных средств, обязать учредителя - администрацию Кольского района произвести финансирование производимых мероприятий по техническому обследованию.
Определением суда от 2 февраля 2023 г. в качестве соответчика привлечена администрация Кольского района Мурманской области, с исключением её из состава третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, относительно предмета спора.
Решением Кольского районного суда Мурманской области от 16 февраля 2023 г. исковые требования прокурора Кольского района Мурманской области удовлетворены.
На МБДОУ N 37 возложена обязанность произвести обследование технического состояния эксплуатируемого здания, расположенного по адресу: Мурманская область, Кольский район, п. Пушной, ул. Советская, д. 10, с привлечением специализированных организаций в срок до 1 сентября 2023 г.
Судом указано, что в случае недостаточности денежных средств, на учредителя образовательного учреждения - администрацию Кольского района Мурманской области возложить обязанность произвести финансирование производимых мероприятий по техническому обследованию.
Проверяя решение суда в апелляционном порядке, на основании части статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 7 июня 2023 г. суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление образования администрации Кольского района Мурманской области.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 29 июня 2023 г. решение Кольского районного суда Мурманской области от 16 февраля 2023 г. отменено, по делу постановлено новое решение, которым исковые требования прокурора Кольского района Мурманской области удовлетворены.
На МБДОУ N 37 в срок до 1 сентября 2024 г. произвести обследование технического состояния эксплуатируемого здания, расположенного по адресу: Мурманская область, Кольский район, п. Пушной, ул.Советская, д.10 с привлечением специализированных организаций.
На администрацию Кольского района Мурманской области, Управление образования администрации Кольского района возложена обязанность обеспечить финансирование мероприятий по техническому обследованию здания, расположенного по адресу: Мурманская область, Кольский район, п.Пушной, ул.Советская, д. 10.
В кассационной жалобе администрация Кольского района Мурманской области просит судебные постановления отменить как незаконные и необоснованные, постановленные с нарушением норм материального и процессуального права.
Поскольку дело рассмотрено судом апелляционной инстанции по правилам суда первой инстанции решение Кольского районного суда Мурманской области от 16 февраля 2023 г. не является предметом проверки суда кассационного суда.
Администрация Кольского района Мурманской области, МБДОУ N 37, Управление образования администрация Кольского района Мурманской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что по адресу; Мурманская область, Кольский район, п. Пушной, ул. Советская, д. 10, находится здание МБДОУ N 37 п. Пушной, общей площадью 513, 5 кв.м, год ввода в эксплуатацию - 1968. Данное здание является муниципальной собственностью и находится на праве оперативного управления у ответчика МБДОУ N 37 п. Пушной.
Прокуратурой Кольского района была проведена проверка исполнения требований федерального законодательства, по результатам которой было установлено нарушение МБДОУ N 37 п. Пушной положений Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", поскольку техническое обследование вышеуказанных зданий, в установленном порядке образовательным учреждением не проводилось.
31 августа 2022 г. прокуратурой Кольского района в адрес руководителя МБДОУ N 37 п. Пушной было направлено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
Из ответа МБДОУ N 37 п. Пушной от 23 ноября 2022 г. на представление прокурора следует, что в целях технического обследования здания, учреждением было направлено ходатайство в администрацию Кольского района о выделении денежных средств в 2023 году.
Сведений о проведении учреждением технического обследования здания с привлечением специализированных организаций и применением современных средств технической диагностики в рамках эксплуатационного контроля после передачи здания в оперативное управление материалы дела не содержат, что, по мнению суда второй инстанции, не обеспечивает безопасные условия обучения, воспитания обучающихся.
Ответчиками была представлена копия акта проверки готовности муниципальной организации к новому 2022-2023 учебному году от 12 августа 2022 г, из которого следует, что в соответствии с постановлением администрации Кольского района от 8 июня 2022г. N 746 "Об организации подготовки муниципальных образовательных организаций Кольского района к новому 2022-2023 учебному году" проведена комиссионная проверка готовности зарождения к учебному году. Проведены противопожарные, санитарно-гигиенические мероприятия, здания и помещения находятся в удовлетворительном состоянии, мероприятия по подготовке к новому отопительному периоду выполнены, проведена проверка исправности технических средств, антитеррористической защищенности.
Разрешая спор, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", статей 55.24, статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Положением об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденным Приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 г. N 312, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.
При этом судебная коллегия исходила из того, что из представленного ответчиками акта проверки готовности муниципальной организации к новому 2022-2023 учебному году от 12 августа 2022 г. не следует, что в состав комиссии включались специалисты, имеющие специальное образование и квалификацию, позволяющие проводить обследование технического состояния зданий. Отсутствуют сведения об использовании специального оборудования, описание выявленных дефектов, конкретные сведения о техническом состоянии здания и его отдельных элементов.
Выполнение учреждением работ по текущему ремонту, что подтверждается представленными копиями договоров с подрядчиками за 2015-2018 годы, не свидетельствует о выполнении учреждением обязанности по проведению обследования технического состояния эксплуатируемого здания с привлечением специализированных организаций, располагающих современными средствами технической диагностики.
Вместе с тем, не проведение должного эксплуатационного контроля за состоянием здания учреждения путем привлечения специализированной организации, может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, что создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушения прав на безопасные условия обучения детей, причинения вреда их жизни и здоровью, что, в свою очередь, нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации, иными нормативными актами права обучающихся на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия обучения.
Круг лиц, которые подвергаются данной опасности, является неопределенным (ученики, учителя, родители, посетители, иные лица).
Отклоняя доводы ответчиков о том, что ГОСТ 31937-2011 утвержден для добровольного применения, суд второй инстанции указал, что данный факт не освобождает от обязанности проведения технического обслуживания, периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренной положениями статьи 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", а также Градостроительным кодексом Российской Федерации. Кроме того необходимость систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики предусмотрена и Положением об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденным Приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 г. N 312, являющимся обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и - текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.
При этом положения части 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" допускают несоблюдение сводов правил, применяемых на добровольной основе, только в том случае, если выполнение требований технического регламента подтверждено другим способом. Отказ от применения соответствующих стандартов влечет необходимость подтверждения выполнения требований технического регламента применением иных документов, нежели эти. То есть неисполнение такого стандарта без ссылки на иной технический документ, содержащий альтернативные либо отличающиеся от него технические нормы и правила, не допускается.
Разрешая требования прокурора, касающиеся финансирования мероприятий по техническому обследованию, судебная коллегия исходила из того, что администрация Кольского района является исполнительно-распорядительным органом Кольского района и в силу Федерального закона от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обладает полномочиями по финансированию муниципальных образовательных учреждений, реализуемыми через структурное подразделение - Управление образования администрации Кольского района, являющееся главным распорядителем средств бюджета Кольского района для подведомственных муниципальных образовательных учреждений, в связи с чем пришла к выводу о необходимости возложения обязанности по финансированию соответствующих мероприятий на администрацию Кольского района и Управление образование администрации Кольского района.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, в судебном постановлении мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Основания и мотивы, по которым суд второй инстанции пришел к данным выводам полно и объективно изложены в апелляционном определении и в дополнительной мотивировке не нуждаются.
По существу доводы кассационной жалобы повторяют позицию ответчиков, заявленную в судах нижестоящих инстанций, были предметом подробного изучения и оценки суда апелляционной инстанции, в целом они направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств на основе иного понимания норм права, а потому основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений являться не могут, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра правильных по существу судебных постановлений судом апелляционной инстанции, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены апелляционного определения.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 29 июня 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Кольского района Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.