Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Козловой Е.В, судей Сенчуковой Е.В, Шлопак С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Центрального районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 30 августа 2023 г. по гражданскому делу N2-2391/2023 по иску ФИО1 к УФНС России по "адрес" о взыскании задолженности по выплате бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Шлопак С.А, объяснения представителей ответчика Авакян А.К, действующей по доверенности N 34-07/59246 от 29.08.2023, Мужецкой-Волович М.А, действующей по доверенности N 34-07/32366 от 16.05.2023, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к УФНС России по Калининградской области о взыскании задолженности по выплате бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование за 3 квартал 2022 г, уточнив в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации размер цены иска, просил взыскать с ответчика 32 994 руб.
Решением Центрального районного суда г. Калининграда от 22 мая 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 30 августа 2023 г, в удовлетворении исковых требований Тугушеву С.А. отказано.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене судебных постановлений, как принятых с нарушением норм материального права.
В судебное заседание суда кассационной инстанции истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, сведений о причинах неявки не сообщил.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив возражения на кассационную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Судами установлено и следует из материалов дела, что с 2016 г. ФИО1 проходил государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС России N по "адрес" в должности начальника инспекции.
ФИО1 установлено денежное содержание в размере 28539 руб, которое состоит из месячного оклада в размере 6763 руб, оклада за классный чин в размере 2 162 руб, надбавки за выслугу лет на государственной службе в размере 2 029 руб, ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада 6 763 руб, надбавки за особые условия гражданской службы РФ в размере 7 440 руб, надбавки за гостайну в размере 3 382 руб.
В соответствии с приказом УФНС России по Калининградской области от 13.05.2022 Межрайонная ИФНС России N10 по Калининградской области наряду с иными налоговыми инспекциями реорганизована с 29.08.2022 путем присоединения к Управлению ФНС России по Калининградской области.
Этим же приказом утверждена структура УФНС России по Калининградской области; установлена предельная численность федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, аппарата УФНС России по Калининградской области в количестве 982 единицы.
Ранее в структуре налоговых органов Калининградской области помимо Управления (штат 231 единица) были предусмотрены Территориальные органы Управления: Межрайонные ИФНС России по г.Калининграду N8 (149 штатных единиц) и N 9 190 единиц), а также Межрайонные ИФНС России по Калининградской области N1 (69 единиц), N2 (124 единицы), N7 (100 единиц), N10 (130 единиц), общей численностью 993 единицы.
Приказом Руководителя ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 уволен с государственной гражданской службы по пункту 8.2 части первой статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N79-ФЗ) в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выплачена сумма материального стимулирования за 3 квартал 2022 г. в размере 5 000 руб.
Суд первой инстанции, отказывая истцу в удовлетворении заявленных требований, и отклоняя доводы истца, не согласного с размером выплаченного ему материального стимулирования, исходил из того, что стимулирующие выплаты относятся к форме поощрения работника, добросовестно исполняющего трудовые обязанности, оценка качества и эффективности работы истца является прерогативой работодателя, премирование работников по результатам труда является правом, а не обязанностью работодателя, а доводы истца о нарушении механизма распределения бюджетных ассигнований правового значения для разрешения спора не имеют.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции, оставляя без изменения решение суда первой инстанции, исходил из следующего.
Согласно пункту 4 части первой статьи 14 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В соответствии со статьей 50 названного Федерального закона оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданскойслужбы (должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего всоответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (дополнительные выплаты). К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; ежемесячнаяпроцентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счетсредств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 N611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" (с последующими дополнениями) предусмотрено осуществление материального стимулирования федеральных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда.
Во исполнение вышеуказанного постановления Правительства Российской Федерации приказом Министерства финансов от 17.10.2007 N90н утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов федеральной налоговой службы (далее - Порядок N90н), в соответствии с которым материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания государственного служащего (пункт 2).
Вместе с тем, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N601 Минфин России ежегодно разрабатывает и вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект постановления о материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Письме Министерства финансов РФ от 15.07.2014 N14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержащие федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 N562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенным статьей 50 Федерального закона N79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 27.03.2014 N237-7.
Таким образом, руководствуясь вышеназванными нормативными актами и разъяснениями, учитывая, что в соответствии с положениями части третьей статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 N79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, средства материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, сверх установленного фонда оплаты труда, входят в состав денежного содержания гражданского служащего, являются гарантированной выплатой обязательного характера, осуществляются в пределах лимитов, доводимых Федеральной налоговой службой на основании постановлений Правительства РФ.
Суд апелляционной инстанции отметил, что пунктом 5 Порядка N90н установлено, что для проведения оценки эффективности деятельности территориальных органов Федеральной налоговой службы, качества исполнения должностных обязанностей гражданскими служащими, а также подготовки предложений об объемах материального стимулирования гражданских служащих создаются комиссии по оценке эффективности деятельности в центральном аппарате Федеральной налоговой службы и всех ее территориальных органах, основными задачами которых являются: оценка эффективности деятельности отделов соответствующих нижестоящих налоговых органов и качества исполнения должностных обязанностей их гражданскими служащими; подготовка и представление начальникам нижестоящих налоговых органов предложений о размерах материального стимулирования его гражданских служащих.
Как следует из материалов дела, 28.11.2022 состоялось заседание Комиссии по оценке эффективности деятельности структурных подразделений ФНС России (протокол N9дсп), на котором был определен механизм распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России (Приложение N1).
Определен алгоритм определения объема бюджетных ассигнований материального стимулирования гражданских служащих, в том числе для управления ФНС России по субъекту РФ и для подведомственных ИФНС (с учетом рейтингового балла, минимально набранного балла, установленной предельной численности служащих налогового органа по состоянию на первое число месяца, следующего за отчетным периодом, фактической численности служащих на первое число второго и третьего месяца отчетного квартала и первое число месяца, следующего за отчетным кварталом), а также алгоритм выплаты материального стимулирования.
Таким образом, для определения объема бюджетных ассигнований материального стимулирования гражданских служащих за 3 квартал 2022 г. следовало учитывать рейтинговый балл, а также численность служащих налогового органа по состоянию на 01.08.2022, на 01.09.2022, на 01.10.2022.
Материалами дела подтверждается и истцом не оспаривается, что налоговой инспекции N10, руководителем которой он являлся, по состоянию на 01.09.2022 уже не было, она была реорганизована, ее функции и частично численность сотрудников переданы в Управление ФНС по Калининградской области и распределены по отделам. Должность руководителя налоговой инспекции была сокращена. После 29.08.2022 Инспекция ФНС N10 деятельности не вела, в связи с чем, определить ее рейтинг по состоянию на 01.09.2022, на 01.10.2022 невозможно.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция указала, что доводы истца о возможности использовать утвержденные алгоритмы для расчета объемов и порядка выплаты материального стимулирования лицам, уволенным из реорганизованных налоговых органов, несостоятельны.
Однако, учитывая возможность возникновения такой ситуации в связи с реорганизацией налоговых органов, ФНС России в разделе II Алгоритм выплаты материального стимулирования указала, что решение о выплате материального стимулирования гражданским служащим, уволенным из налоговых органов в расчетном периоде и после него до выплаты СМС за расчетный период, по представлению комиссии по оценке эффективности деятельности налогового органа с учетом фактически отработанного времени для начальников подведомственных ИФНС принимает руководитель УФНС (п.3).
Приказом ФНС России от 05.12.2022 NЕД-8-5/34дсп@ в соответствии с решением Комиссии ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России было утверждено распределение бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России сверх установленного фонда оплаты труда за 3 квартал 2022 г. согласно приложению N1 (Управление ФНС России по Калининградской области - 32 545, 7 тыс. руб.).
Этим же приказом на руководителей управлений ФНС по субъектам Российской Федерации возложена обязанность рассмотреть и утвердить в установленном порядке решения комиссий по оценке эффективности деятельности соответствующего налогового органа в пределах бюджетных ассигнований.
12.12.2022 состоялось заседание Комиссии по оценке эффективности деятельности структурных подразделений УФНС России по Калининградской области за 3 квартал 2022 г, на котором были определены количественные показатели эффективности деятельности и общий рейтинговый балл УФНС России по Калининградской области в 3 квартале 2022 года - 155, 34 (протокол N1).
Кроме того, на заседании 12.12.2022 (протокол N2) Комиссией приняты решения:
об определении размера денежных средств, выделенных в распоряжение руководителя в размере 10 процентов (фонд, распределяемый руководителем Управления) (п.1);
о сумме средств материального стимулирования заместителей руководителя управления и начальников отделов УФНС России по Калининградской области по результатам работы за 3 квартал 2022 года (п.3, ошибочно указано - п.4), исходя из общего рейтингового балла 155, 34 и базового коэффициента согласно Приложению 2. Комиссия приняла решение, согласно которому уволенным в 3 квартале 2022 г, не отработавшим полный расчетный период начальникам отделов УФНС и начальникам территориальных налоговых органов Калининградской области ИФНС), не вошедших в двухуровневую систему налоговых органов, выплату СМС за 3 квартал 2022 г. не производить в связи со значительным снижением рейтинга Управления в 3 квартале (регрессия за 4 последних оцениваемых квартала) и в связи с невозможностью применения критериев оценки уровня и качества достижения показателей, определенных механизмом проведения оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС России за 3 квартал 2022 г. (п.3.1.6 - 5 человек, в том числе истец).
Аналогичное решение не производить выплату СМС за 3 квартал 2022 г. было принято комиссией и в отношении государственных гражданских служащих, уволенных в 3 квартале 2022 года, не отработавших полный расчетный период и не перешедших в структуру двухуровневой системы налоговых органов, в связи с невозможностью применения критериев оценки качества и уровня достижения показателей, определенных механизмом проведения оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС России за 3 квартал 2022 г. (протокол ФНС России N9дсп) (п.4).
Протокол заседания комиссии утвержден руководителем УФНС России по Калининградской области 12.12.2022.
Вместе с тем, учитывая невозможность применения Комиссией утвержденного ФНС России Механизма проведения оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС России, а также, несмотря на снижение рейтинга Управления ФНС по Калининградской области, руководитель Управления 13.12.2022 издал приказ N04-13/017дсп@, которым на основании вышеназванных решений комиссии размеры средств материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих управления за 3 квартал 2022 г. были установлены в пределах 10 процентов от ассигнований, выделенных в распоряжение руководителя УФНС России по Калининградской области, согласно Приложению N (в частности, ФИО1 - 5000 руб.).
При определении размера выплаты учитывалось, в том числе и фактически отработанное истцом в 3 квартале 2022 г. время.
С учетом изложенного, оснований для взыскания в пользу истца денежных средств материального стимулирования за счет бюджетных ассигнований за 3 квартал 2022 г. в большем размере, тем более, исходя из размера денежного содержания государственного служащего, занимавшего иную должность (должности, аналогичной должности начальника ИФНС, в УФНС не имеется), у суда не имелось.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора.
Нарушений процессуального закона, исходя из доводов кассационной жалобы и материалов гражданского дела, судами также не допущено.
Изложенные в кассационной жалобе доводы основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, повторяют доводы, которые были предметом судебного исследования, данным доводам в судебных постановлениях дана соответствующая оценка, указаны мотивы и сделаны выводы, по которым данные доводы судом не приняты.
Учитывая указанные выше выводы, к которым правильно пришёл суд апелляционной инстанции, несостоятельны доводы кассационной жалобы, согласно которым суд не установилюридически значимые обстоятельства для правильного разрешения спора, а именно: оценка эффективности, качества исполнения истцом должностных обязанностей гражданского служащего, достижение показателей результативности профессиональной служебной деятельности, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на налоговую службу, вклад гражданского служащего в выполнение задач, период исполнения должностных обязанностей, за который поступили дополнительные бюджетные ассигнования. Также не влечет за собой отмену обжалуемых судебных актов ссылка истца о том, что заявленная ко взысканию сумма не отнесена к материальному стимулированию, в данной части выводы нижестоящих судов основаны на материалах дела и верно примененных нормах материального права.
Поскольку ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд не находит оснований для её удовлетворения и пересмотра обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г.Калининграда от 22 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 30 августа 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.