Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Козловой Е.В, судей Лепской К.И, Сенчуковой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-5167/2023 по иску Ивановой Нины Алексеевны к ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" об обязании произвести перерасчёт пенсии по случаю потери кормильца, по кассационной жалобе Ивановой Нины Алексеевны на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 21 ноября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 12 июля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Козловой Е.В, объяснения Ивановой Н.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Иванова Н.А. обратилась с исковым заявлением к ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" об обязании произвести перерасчёт пенсии по случаю потери кормильца с учётом повышения с 1 марта 2012 г. по 16 ноября 2020 г, выплатить недополученную сумму пенсию за указанный период.
В обоснование требований истец указала, что является вдовой ветерана боевых действий Иванова Ю.В, получателем пенсии по случаю потери кормильца с 1 марта 2012 г.; 17 ноября 2020 г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении доплаты к пенсии по случаю потери кормильца в размере 32% расчётного размера пенсии, указанного в пункте "г" части первой статьи 45 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, и перерасчёте назначенной ранее пенсии. Вместе с тем, ответчиком произведён перерасчёт пенсии только за период с 17 ноября 2020 г. по 30 ноября 2021 г, в то время как перерасчёт, по мнению истца, должен быть произведён с даты назначения пенсии, то есть с 1 марта 2012 г. Поскольку доплаты к пенсии должны быть установлены автоматически и не были назначены по вине ответчика, то перерасчёт должен производиться без ограничения каким-либо сроком.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 21 ноября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 12 июля 2023 г, исковые требования удовлетворены частично, на ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" возложена обязанность назначить Ивановой Н.А. пенсию по случаю потери кормильца с учётом повышения, предусмотренного пунктом "г" части первой статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и организациях уголовно-исполнительной системы и их семей" с 31 июля 2020 г. по 16 ноября 2020 г.; произвести расчёт и выплату истцу недополученной суммы пенсии по случаю потери кормильца за период с 31 июля 2020 г. по 16 ноября 2020 г. с учётом названного повышения. В остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене судебных постановлений по мотиву их незаконности в части отказа в удовлетворении требований о перерасчёте пенсии за период с 1 марта 2012 г. по 31 июля 2020 г.
В судебное заседание суда кассационной инстанции представитель ответчика не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён, судебное извещение получено 20 ноября 2023 г. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено, что Иванова Н.А, вдова ФИО5, умершего ДД.ММ.ГГГГ, с 1 марта 2012 г. является получателем пенсии по случаю потери кормильца от Министерства обороны Российской Федерации, 20 декабря 2012 г. выдано удостоверение вдовы ветерана боевых действий серии МО N 020930, имеющей право по льготы, предусмотренные пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
17 ноября 2021 г. Иванова Н.А. обратилась к ответчику с заявлением о назначении выплаты как члену семьи умершего (погибшего) ветерана боевых действий с момента возникновения права.
С 1 декабря 2021 г. Ивановой Н.А. произведён перерасчёт пенсии с учётом повышения, предусмотренного пунктом "г" части первой статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1"О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и организациях уголовно-исполнительной системы и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1), в соответствии со статьёй 55 названного закона произведена доплата повышения за период с 17 ноября 2020 г. по 30 ноября 2021 г.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что поскольку перерасчёт размера пенсии носит заявительный характер, то осуществляется на основании заявления пенсионера, к которому прилагаются необходимые документы. При обращении за перерасчётом размера пенсии после возникновения права на него положениями Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 предусмотрена выплата разницы между новым и прежним размерами пенсии за прошлое время, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчётом.
Иванова Н.А. до 17 ноября 2021 г. не обращалась с заявлением о повышении ей размера пенсии в соответствии с положениями пункта "г" части первой статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, в связи с чем судом сделан вывод об отсутствии оснований для перерасчёта пенсии с учётом повышения с 1 марта 2012 г.
Вместе с тем, учитывая, что в распоряжении ответчика имелось пенсионное дело Ивановой Н.А. со сведениями о наличии у последней права на получение пенсии по случаю потери кормильца, как вдовы ветерана боевых действий, истец имела право на получение повышения, предусмотренного пунктом "г" статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 с 31 июля 2020 г. после вступления в силу Федерального закона от 20 июля 2020 г. N 238-ФЗ вне зависимости от подачи заявления о перерасчёте пенсии, в связи с чем суд первой инстанции удовлетворил иск частично, возложил на ответчика обязанность назначить пенсию с учётом повышения, произвести перерасчёт и выплату истцу недополученной суммы пенсии по случаю потери кормильца за период с 31 июля 2020 г. по 16 ноября 2020 г. с учётом названного повышения.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился.
При этом судами не было учтено следующее.
В силу требований пункта "г" части первой статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с указанным Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" "ж" и "и" Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчётного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 указанного Закона.
В соответствии со статьёй 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 при назначении пенсии по случаю потери кормильца нескольким нетрудоспособным членам семьи повышения пенсий, предусмотренные статьёй 45 настоящего Закона, устанавливаются к пенсии по случаю потери кормильца, полагающейся каждому члену семьи, имеющему право на соответствующие повышения пенсий.
Согласно приведённым нормативным положениям субъектами получения пенсии за выслугу лет и по инвалидности являются военнослужащие, а субъектами получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со статьёй 29 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 - нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего; при этом повышение размера пенсии производится не только лицам, являющимся ветеранами боевых действий, но и членам их семьи, в случае назначения пенсии по случаю потери кормильца.
Поскольку истец имеет право на получение пенсии по случаю потери кормильца, который относился к категории ветеранов боевых действий, она также имеет право на повышение пенсии в соответствии с пунктом "г" части первой статьи 45 Закона (в редакции Федерального закона от 3 декабря 2007 г. N 319-ФЗ, действовавшей с 1 января 2008 г.), с даты назначения пенсии.
Федеральным законом от 20 июля 2020 г. N 238-ФЗ "О внесении изменений в статью 46 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" внесены изменения в статью 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, вступившие в силу 31 июля 2020 г, согласно которым в случае смерти (гибели) лиц, указанных в части первой статьи 45 настоящего Закона, из числа лиц, на которых распространяется действие настоящего Закона, до назначения им пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности либо получателей пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, которые выплачивались с учётом повышений в соответствии со статьёй 45 настоящего Закона, пенсия по случаю потери кормильца каждому нетрудоспособному члену семьи, имеющему на неё право, назначается с учётом этих повышений. В случае, если кормилец относился к лицам, указанным в пунктах "а" - "в" части первой статьи 45 настоящего Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, повышение к пенсии по случаю потери кормильца устанавливается исходя из её размера.
Вместе с тем, и ранее, до вступления в силу вышеуказанных изменений на дату назначения истцу пенсии по случаю потери кормильца (1 марта 2012 г.) в пункте "г" части первой статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 уже были внесены изменения Федеральным законом от 3 декабря 2007 г. N 319-ФЗ, вступившие в силу с 1 января 2008 г, согласно которым назначаемые в соответствии с настоящим Законом пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца повышаются, в том числе ветеранам боевых действий, на 32% расчётного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
Удовлетворяя иск в части, суд первой инстанции признал установленным, что истец имеет право на получение пенсии по случаю потери кормильца, как вдова ветерана боевых действий, и Иванова Н.А. имела право на получение повышения по пункту "г" части первой статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, однако, определяя период, за который на ответчика следует возложить обязанность по перерасчёту, не учёл, что повышение пенсии до 31 июля 2020 г. было определено законом, который действовал на дату обращения истца за назначением пенсии по случаю потери кормильца.
С учётом изложенного выводы о том, что повышение размера пенсии должно производиться с учётом даты обращения Ивановой Н.А. с заявлением о перерасчёте, основаны на неправильном толковании приведённых выше норм материального права, в связи с чем решение суда первой инстанции в указанной части не соответствует положениям статей 195, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о законности и обоснованности судебного постановления.
Суд апелляционной инстанции не исправил нарушения нор материального права, допущенные судом первой инстанции.
Доводам апелляционной жалобы истца Ивановой Н.А. о наличии у неё права на перерасчёт с момента назначения пенсии судом апелляционной инстанции не были проверены с учётом приведённых выше положений закона, что свидетельствует о нарушении положений статьи 327 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции, с учётом положений статьи 6 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает необходимым отменить апелляционное определение с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
При новом апелляционном рассмотрении необходимо учесть изложенное, и разрешить спор в строгом соответствии с требованиями материального закона, без нарушения норм процессуального права.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 12 июля 2023 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.