Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего: Петровой Ю.Ю.
судей Яроцкой Н.В, Гутеневой Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-951/2023 по иску заместителя прокурора Псковского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Государственному бюджетному учреждению Псковской области "Псковавтодор" об обязании оборудовать стационарное электрическое освещение на автомобильной дороге
по кассационной жалобе ГБУ ПО "Псковавтодор" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 1 августа 2023 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Петровой Ю.Ю, объяснения представителя ГБУ ПО "Псковавтодор" - Пашковой А.В, действующей на основании доверенности N43 от 12 июля 2023 г. сроком на 1 год, представителя Комитета по транспорту и дорожному хозяйству Псковской области - Сидоровой О.В, действующей на основании доверенности N17 от 22 ноября 2023 г. сроком на 1 года, прокурора отдела управления Главного управления Генеральной Прокуратуры Российской Федерации - Поповой Е.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
решением Псковского городского суда Псковской области от 3 апреля 2023 г. заместителю прокурора Псковского района, действующему в интересах неопределенного круга лиц, в удовлетворении иска к Государственному бюджетному учреждению Псковской области "Псковавтодор" об обязании оборудовать стационарное электрическое освещение на автомобильной дороге "от а/д Санкт-Петербург-Псков-Пустошка-Невель до границы с Республикой Беларусь (М20) км 274+410 до д. Черняковицы" отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 1 августа 2023 г. решение Псковского городского суда Псковской области от 3 апреля 2023 г. отменено, по делу принято новое решение, исковые требования заместителя прокурора Псковского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворены, суд обязал государственное бюджетное учреждение Псковской области "Псковавтодор" оборудовать в соответствии с требованиями пункта 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автомобильной дороге "от а/д Санкт-Петербург-Псков-Пустошка-Невель до границы с Республикой Беларусь (М20) км 274+410 до д. Черняковицы", в течение 2 лет со дня вступления решения суда в законную силу, с государственного бюджетного учреждения ПО "Псковавтодор" в доход муниципального образования "Город Псков" взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.
В кассационной жалобе ГБУ ПО "Псковавтодор" ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 1 августа 2023 г, как вынесенного с нарушением требований закона.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции оснований для ее удовлетворения и отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 1 августа 2023 г. не находит.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения норм материального права и процессуального права не были допущены судом апелляционной инстанции.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ГБУ Псковской области "Псковавтодор" осуществляет функции по проектированию, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения или межмуниципального значения и искусственных сооружений в их составе.
Учредителем и собственником имущества Учреждения является Псковская область.
Приказом государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям N1576 от 26 октября 2015 г. участок автодороги от а/д Санкт-Петербург-Псков-Пустошка-Невель до границы с Республикой Беларусь (М20) км 274+410 до д. Черняковицы на праве оперативного управления закреплен за ГБУ Псковской области "Псковавтодор".
Прокуратурой Псковского района проведена проверка в сфере обеспечения безопасности дорожного движения автомобильной дороги общего пользования регионального значения "от а/д Санкт-Петербург-Псков-Пустошка-Невель до границы с Республикой Беларусь (М20) км 274+410 до д. Черняковицы". В ходе проведенной проверки установлено, что на указанной дороге не имеется стационарного электрического освещения.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции приняв во внимание порядок и сроки выполнения работ по межеванию земельного участка, отсутствие проектно-сметной документации и положительного заключения государственной экспертизы на выполнение работ по устройству освещения, финансирование бюджета, распределенного с учетом инженерных изысканий, пришел к выводу о том, что оборудование указанного участка дорожного полотна стационарным электрическим освещением без подготовки проектной документации и получения положительного экспертного заключения невозможно, а также о том, что доказательства необходимости первоочередности проведения данных видов работ не представлены.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции руководствуясь положениями Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", указал, что в ходе проведенной проверки установлено отсутствие на указанном отрезке дороги стационарного электрического освещения, что свидетельствует о нарушении требований пункта 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 со стороны ГБУ Псковской области "Псковавтодор", в связи с чем признал, что несоответствие автомобильной дороги обязательным требованиям в части отсутствия стационарного электрического освещения в соответствии с пунктом 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, а также их право на сохранение жизни, здоровья и имущества, а также является одной из сопутствующих причин возникновения дорожно-транспортных происшествий.
При этом, суд апелляционной инстанции указал, что согласно имеющемуся в материалах дела письму и.о. директора ГБУ ПО "Псковавтодор" от 29 апреля 2022 г. N1204 в период до 2030 года разработка проектной документации и выполнение инженерных изысканий капитального ремонта автомобильной дороги общего пользования регионального значения "от а/д Санкт- Петербург-Псков-Пустошка-Невель до границы с Республикой Беларусь (М20) км 274+410 до дер. Черняковицы" км 0+000-км 4+000 по устройству недостающего наружного искусственного освещения не запланировано, то есть мер по устранению нарушения требований пункта 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 не предпринято.
Суд апелляционной инстанции указал, что выявленные нарушения законодательства являются существенными, поскольку несоблюдение законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности может привести к нарушению прав граждан на безопасное передвижение по автомобильным дорогам регионального значения, нанести вред жизни, здоровью, имуществу граждан. Несоблюдение законодательства в сфере надлежащего содержания автомобильных дорог нарушает гарантируемые Российской Федерацией принципы безопасности дорожного движения: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения.
Суд апелляционной инстанции не согласился с предложенным прокурором сроком исполнения судебного решения - до 12 месяцев, поскольку прокурор не учел, что такой срок не отвечает принципу исполнимости судебного акта с учетом времени, необходимого на его обжалование, гарантированного действующим законодательством, и выполнение процедур, предусмотренных законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, соблюдение которых необходимо в силу законодательных предписаний и принимая во внимание специфику указанного правоотношения с учетом необходимого для этого периода времени, продолжительности процедуры выделения бюджетных ассигнований, пришел к выводу о том, что срок обустройства объекта транспортной инфраструктуры подлежит изменению - обязательство надлежит исполнить в течение 2 лет со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции взыскал с ГБУ Псковской области "Псковавтодор" в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб, от уплаты которой прокурор при обращении в суд был освобожден в силу подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции основанными на правильном применении норм материального права и сделанными без нарушений норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы о том, что ответчик не является собственником спорной автодороги, осуществляет действия по ее содержанию на основании оперативного управления, планировании проведения указанных работ до 2030 г, необходимости проведения работ капитального характера, ссылки прокурора на ГОСТ, предусмотренный для проектной документации, финансирования необходимых работ за счет субъекта - Псковской области не дают оснований для отмены апелляционного определения.
Статьей 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из вышеназванного Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов (статья 4 Федерального закона "О безопасности дорожного движения").
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лицо, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения").
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О правилах дорожного движения", установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 года N 270-ст утвержден ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", который распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения. Стандарт также устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.
Пунктом 2.5 СНиПа 2.05.02-85 "Автомобильные дороги" предусмотрено обязательное наличие стационарного освещения на автомобильных дорогах в пределах населенных пунктов.
Согласно пункту 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают, в том числе на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.
Стационарное электрическое освещение: искусственное освещение, обеспечивающее в темное время суток видимость дороги и дорожных сооружений для их эффективного использования и предотвращения дорожно-транспортных происшествий (ГОСТ Р 52765-2007).
Исходя из данных положений законодательства, содержание автомобильных дорог включает в себя обустройство стационарного освещения на участках автомобильных дорог, проходящих по населенным пунктам, на остановках маршрутных транспортных средств и пешеходных переходах.
Ответчиком не оспорено то обстоятельство, что спорный участок автодороги не оборудован стационарным освещением, вместе с тем, указанная автомобильная дорога исключена из оперативного управления государственного комитета Псковской области по транспорту и закреплена на праве оперативного управления за ГБУ ПО "Псковавтодор".
В соответствии с пунктом 2.1 Устава ГБУ ПО "Псковавтодор" предметом деятельности учреждения является организация и осуществление деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Псковской области, а также содействие в повышении безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах.
Пунктом 2.4 Устава определен основной вид деятельности учреждения, которым является, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог; выполнение функций государственного заказчика при осуществлении дорожной деятельности, в том числе при приобретении имущества, необходимого для осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог.
С учетом изложенного, ГБУ ПО "Псковавтодор" обязано в соответствии с предметом и целями, определенными Уставом, организовывать и осуществлять деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Псковской области, а также содействовать повышению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах.
При этом, вопросы финансирования подлежат разрешению ответчиком при корректировке плановой деятельности по содержанию автомобильных дорог.
Отсутствие надлежащего освещения на улице в темное время суток нарушает права граждан, создает угрозу причинения вреда их здоровью и жизни, влечет реальную опасность возникновения аварийных ситуаций в сфере дорожного движения и уличной преступности.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела, а также иное толкование положений законодательства, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 1 августа 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.