Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Герасимчук Т.А, судей Нестеровой А.А, Сазоновой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации ЗАТО г. Североморск о возложении обязанности восстановить в списках граждан, претендующих на получение социальных выплат для приобретения жилого помещения
по кассационной жалобе ФИО1 на решение Североморского районного суда Мурманской области от 22 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 6 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Нестеровой А.А, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации ЗАТО г. Североморск о возложении обязанности восстановить в списках граждан, претендующих на получение социальных выплат для приобретения жилого помещения, за номером, актуальным на момент исключения.
Требования мотивированы тем, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 состояла на учете граждан, претендующих на получение социальных выплат для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО "адрес", под N. Согласно выписке из протокола заседания комиссии по организации работы по оформлению и предоставлению социальных выплат гражданам, подлежащим переселению из ЗАТО г. Североморск, от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 исключена из списка граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО г. Североморск в связи намеренным ухудшением жилищных условий, то есть в связи с регистрацией в жилом помещении, принадлежащем истцу на праве собственности по адресу: "адрес" "адрес", своего бывшего супруга ФИО2 Полагала указанное решение незаконным, поскольку регистрация бывшего супруга в принадлежащей ей на праве собственности квартире не противоречит действующему жилищному законодательству.
Решением Североморского районного суда "адрес" от 22 июни 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 6 сентября 2023 года, в удовлетворении требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить названные судебные акты как незаконные.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу такие нарушения с учетом доводов кассационной жалобы усматриваются.
Как следует из судебных постановлений и материалов дела, ФИО1 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" "адрес" (свидетельство о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ).
ФИО1 состояла в зарегистрированном браке с ФИО2, брак прекращен ДД.ММ.ГГГГ на основании решения мирового судьи судебного участка N "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 поставлена на учет граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО "адрес".
В ходе проведенной проверки администрацией ЗАТО "адрес" установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 совершила действия, повлекшие намеренное ухудшение жилищных условий на территории ЗАТО "адрес", а именно вселила в жилое помещение по адресу: "адрес", пгт. Сафоново, "адрес" бывшего супруга, брак с которым прекращен.
Постановлением администрации ЗАТО г. Североморск от 24 ноября 2022 года N 2196 "О снятии с учета в качестве претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО "адрес"" на основании пунктов 2.4, 2.5 статьи 7 Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" ФИО1 снята с учета граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО "адрес", в связи с намеренным ухудшением гражданином своих жилищных условий на территории закрытого административно-территориального образования путем вселения в занимаемое жилое помещение иных лиц.
Согласно справке формы 9 (архивная) в жилом помещении по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", помимо ФИО1, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирован ФИО2 (бывший супруг истца), ранее он же имел регистрацию в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, как следует выписки ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в 2019 году произведено отчуждение 1/3 доли жилого дома по адресу: "адрес", право собственности прекращено ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая заявленный спор, руководствуясь положениями Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О закрытом административно-территориальном образовании", Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, оценив представленные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 требований.
При этом исходил из законности исключения ФИО1 из списка граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО г. Североморск, в связи с намеренным ухудшением своих жилищных условий, а именно вселением в жилое помещение бывшего супруга. Кроме того, суд пришел к выводу, что отчуждая свою долю в доме в "адрес", истец тем самым также ухудшила свои жилищные условия.
Проверяя законность и обоснованность решения, постановленного судом первой инстанции, с данными выводами суда и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия находит доводы кассационной жалобы заслуживающими внимания.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции считает, что приведенные выводы суда первой и апелляционной инстанции основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
Меры государственной поддержки граждан, проживающих в закрытом административно-территориальном образовании, закреплены в статье 7 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании".
Согласно частям 2, 2.1, 2.2, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7 статьи 7 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" на территории закрытого административно-территориального образования осуществляется государственная поддержка граждан, указанных в пункте 2.1 настоящей статьи, желающих выехать на новое место жительства из закрытого административно-территориального образования, путем предоставления им социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами закрытого административно-территориального образования (далее - социальная выплата).
Граждане, получившие социальную выплату, имеют право приобрести жилое помещение за счет социальной выплаты либо за счет социальной выплаты с привлечением иных (в том числе собственных и заемных) средств. Социальная выплата может быть использована для приобретения одного или нескольких жилых помещений и не может быть использована на другие цели.
Социальная выплата может быть предоставлена только один раз. Предоставление социальной выплаты осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину, имеющему право на ее получение, определяется исходя из:
количества членов его семьи, выезжающих из закрытого административно-территориального образования;
норматива общей площади жилого помещения в размере тридцати трех квадратных метров общей площади жилого помещения для одиноких граждан, в размере сорока двух квадратных метров общей площади жилого помещения на семью из двух человек, в размере восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при численности семьи три и более человека;
норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, значение которого определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и который действует на дату расчета социальной выплаты.
Государственная поддержка, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, осуществляется в случае, если граждане, указанные в абзацах втором-четвертом настоящего пункта, и члены их семей постоянно проживают на территории закрытого административно-территориального образования и не имеют жилых помещений за границами данного закрытого административно-территориального образования.
Для целей настоящего Закона членами семьи гражданина признаются постоянно проживающие (проживавшие) совместно с ним супруг (супруга), дети, родители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут (вели) с ним общее хозяйство.
Не имеющими жилых помещений за границами закрытого административно-территориального образования признаются граждане, не являющиеся нанимателями расположенных за его границами жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма либо собственниками расположенных за его границами жилых помещений (долей в праве собственности на жилые помещения) или членами семьи собственника такого жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение).
Органы местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований принимают на учет граждан, претендующих на получение социальной выплаты, ведут их учет и определяют размер социальной выплаты в порядке и по формам, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Граждане, состоящие на учете в качестве граждан, претендующих на получение социальной выплаты, снимаются с учета в случае:
подачи ими заявления о снятии с учета;
выезда из закрытого административно-территориального образования на другое постоянное место жительства;
выявления сведений, которые не соответствуют сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для постановки на учет, и свидетельствуют об отсутствии оснований для получения социальной выплаты;
заключения гражданами трудового договора (служебного контракта) с организацией, расположенной на территории закрытого административно-территориального образования, за исключением членов семей граждан, указанных в абзаце четвертом пункта 2.1 и пункте 2.3 настоящей статьи, и граждан, которым назначена пенсия в соответствии с законодательством Российской Федерации;
отказа от предложенного государственного жилищного сертификата;
намеренного ухудшения гражданином и (или) членами его семьи своих жилищных условий на территории закрытого административно-территориального образования.
В случае, если гражданин и (или) члены его семьи совершили действия, повлекшие намеренное ухудшение жилищных условий, гражданин принимается на учет граждан, претендующих на получение социальной выплаты, не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий.
К действиям, повлекшим намеренное ухудшение жилищных условий на территории закрытого административно-территориального образования, в котором гражданин и члены его семьи постоянно проживают, относятся:
обмен жилыми помещениями;
невыполнение условий договора о пользовании жилым помещением, повлекшее выселение в судебном порядке;
вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей и временных жильцов);
выдел доли или изменение долей собственниками жилых помещений;
отчуждение жилого помещения или его доли, принадлежащих гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности.
Социальная выплата предоставляется гражданам в порядке очередности исходя из времени принятия решения о постановке их на соответствующий учет.
Право гражданина на получение социальной выплаты подтверждается государственным жилищным сертификатом, являющимся именным документом, выдаваемым в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Предоставление государственного жилищного сертификата осуществляется при условии подписания гражданином и всеми совершеннолетними членами его семьи обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения, договора найма специализированного жилого помещения или обязательства о заключении договора о безвозмездном отчуждении в муниципальную собственность жилого помещения, принадлежащего гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений.
Отчуждению в муниципальную собственность подлежат все жилые помещения, принадлежащие гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности.
ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ была поставлена на учет граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО г. Североморск в качестве гражданина, желающего выехать на новое место жительства из закрытого административно-территориального образования в соответствии с пунктами 2.1, 2.2 статьи 7 Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" от 14 июля 1992 года N 3297-1.
На момент вынесения органом местного самоуправления оспариваемого ФИО1 постановления о снятии ее с учета действовала государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 января 2019 года N 62 выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в целях обеспечения жильем категорий граждан, государственные обязательства по обеспечению жильем которых установлены федеральным законодательством, в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом (пункт 1), а также утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Как следует из подпункта "к" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 (далее - Правила 153), право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых административно-территориальных образований и территорий, ранее входивших в границы закрытых административно-территориальных образований, имеющие право на получение социальной выплаты в указанных целях в соответствии с пунктами 2.1, 2.3 и 2.9 статьи 7 Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" и частью 1 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании", в статью 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации и об обеспечении мер государственной поддержки в отношении отдельных категорий граждан" и состоящие на учете граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами закрытого административно-территориального образования, либо поставленные до 1 января 2015 года на учет в целях переселения из закрытого административно-территориального образования.
Этими же Правилами 153 утверждена форма заявления (рапорта) о выдаче государственного жилищного сертификата, в котором в обязательном порядке предусмотрено указание состава семьи лица, претендующего на получение такого сертификата.
В пункте 19 Правил 153 содержится перечень документов, подлежащих предоставлению гражданами для участия в основном мероприятии, подпунктом "з" которого предусмотрено, что граждане, указанные в подпункте "к" пункта 5 настоящих Правил обязаны предоставить:
документ, удостоверяющий личность гражданина, подтверждающий проживание по месту жительства в закрытом административно-территориальном образовании;
копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, если такое право предоставлено законодательством Российской Федерации);
копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;
копия трудовой книжки и (или) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
копия пенсионного удостоверения или справка о пенсионном обеспечении из органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, - для пенсионеров.
Порядок принятия органами местного самоуправления закрытого административно-территориального образования граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами закрытого административно-территориального образования, на учет, а также Порядок и формы ведения учета граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами закрытого административно-территориального образования, утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15 сентября 2015 года N 661/пр (далее - Порядок).
Согласно пунктам 4 - 7 Порядка орган местного самоуправления в соответствии с Порядком предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 декабря 2015 года N 968, запрашивает в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним:
выписку (выписки) из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имеющиеся (имевшиеся) у него объекты недвижимости в отношении гражданина, обратившегося с заявлением в соответствии с пунктом 1 Порядка, и членов его семьи;
выписку (выписки) из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, в котором зарегистрированы по месту жительства гражданин, обратившийся с заявлением в соответствии с пунктом 1 Порядка, и члены его семьи - в случае, если указанный гражданин и члены его семьи проживают в жилом помещении, не принадлежащем на праве собственности данному гражданину и (или) членам его семьи, либо не принадлежащем на праве собственности муниципальному образованию.
Граждане, состоящие на учете, снимаются с учета в случае:
подачи ими заявления о снятии с учета;
выезда из закрытого административно-территориального образования на другое постоянное место жительства;
выявления сведений, которые не соответствуют сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для постановки на учет, и свидетельствуют об отсутствии оснований для получения социальной выплаты;
заключения гражданами трудового договора (служебного контракта) с организацией, расположенной на территории закрытого административно-территориального образования, за исключением членов семей граждан, указанных в абзаце четвертом пункта 2.1 и пункте 2.3 статьи 7 Закона Российской Федерации, и граждан, которым назначена пенсия в соответствии с законодательством Российской Федерации;
отказа от предложенного государственного жилищного сертификата;
намеренного ухудшения гражданином и (или) членами его семьи своих жилищных условий на территории закрытого административно-территориального образования.
Исходя из системного толкования приведенных норм права, юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими установлению при разрешении спора являются: относится ли заявитель к категории граждан, указанных в пункте 2.1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 297-1, которым оказывается государственная поддержка в виде предоставления социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами закрытого административно-территориального образования, кто является членами семьи заявителя, проживает ли заявитель и члены его семьи постоянно на территории закрытого административно-территориального образования, является ли заявитель и члены его семьи нанимателями расположенных за границами закрытых административно-территориальных образований жилых помещений по договору социального найма либо собственниками расположенных за его границами жилых помещений (долей в праве собственности на жилые помещения) или членами семьи собственника такого жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение), соответствуют ли действительности сведения, указанные гражданином в заявлении о постановке на учет и представленные им документы, совершал ли заявитель и (или) члены его семьи действия, повлекшие намеренное ухудшение жилищных условий на территории закрытого административно-территориального образования либо вне его пределов.
Как следует из частей 1 и 2 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правосудие осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении дел.
Частью 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, могут быть получены, в том числе из объяснений сторон и письменных доказательств.
В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, в соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определяет суд. Кроме того, суд выносит такие обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Существо возникшего между ФИО1 и администрацией ЗАТО г. Североморск спора состоит в обоснованности принятого органом местного самоуправления решения о снятии истца с учета и об исключении ее из списка граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами закрытого административно-территориального образования. При чем, законность принятого решения подлежала рассмотрению исходя из оснований принятого органом местного самоуправления решения.
Администрация ЗАТО г. Североморск в обжалуемом постановлении указала в качестве основания принятого решения выявление сведений, свидетельствующих о намеренном ухудшении ФИО1 жилищных условий на территории ЗАТО "адрес", выразившихся в регистрации по месту жительства бывшего мужа ФИО2 в принадлежащей ей на праве собственности однокомнатную квартиру по адресу: "адрес", "адрес".
Указанное послужило основанием для исключения ФИО1 из списка граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами закрытого административно-территориального образования "адрес" в соответствии с пунктом 2.5 статьи 7 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании".
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, полагал, что истец намеренно ухудшила жилищные условия в результате регистрации в квартире ФИО2
При этом суд фактически признал за ФИО2 право пользования принадлежащим лично истцу жилым помещением как за членом семьи ФИО1 наравне с ней, оценив указанные действия последней по его регистрации как совершенные именно с целью получения социальной выплаты.
Доводы ФИО1 о том, что квартира по адресу: "адрес", "адрес" "адрес", находится в ее личной собственности, а также о том, что на получение социальной выплаты претендует лишь она одна, и регистрация бывшего супруга в принадлежащей ей квартире, который не имеет в отношении жилого помещения никаких прав и обязанностей, не привела к ухудшению ее жилищных условий, а также о том, что состав семьи граждан, имеющих право на отселение из закрытого административно-территориального образования, должен определяться по общим правилам жилищного законодательства, то есть в соответствии со статьей 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, судом первой и апелляционной инстанции надлежащим образом не исследованы.
Вопреки суждениям, содержащимся в судебных актах, из приведенных выше положений закона не следует, что лица, не являющиеся супругами, детьми или родителями гражданина, наделенного правом на меры государственной поддержки, могут признаваться членами семьи такого гражданина лишь при условии их регистрации в жилом помещении, принадлежащем гражданину на праве собственности.
Так, согласно части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В свою очередь, в целях определения права на меры государственной поддержки, предусмотренные Законом РФ от 14.07.1992 N 3297-1, оценка того, отвечают ли граждане, вселенные собственником в принадлежащее ему жилое помещение, признакам членов семьи собственника, должна осуществляться по тем критериям, которые указаны в абзаце шестом пункта 2.1 статьи 7 этого Закона.
Для признания других родственников и нетрудоспособных иждивенцев членами семьи собственника, в частности, требуется выяснить содержание волеизъявления собственника в отношении их вселения в жилое помещение: вселялись ли они для проживания в жилом помещении как члены семьи или жилое помещение предоставлено им для проживания по иным основаниям (договор поднайма, временные жильцы). В случае спора факт вселения лица в качестве члена семьи собственника либо по иному основанию может быть подтвержден любыми доказательствами (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, условием признания ФИО2 членом семьи истца в целях определения права ФИО1 на меры государственной поддержки, предусмотренные Законом РФ от 14.07.1992 N 3297-1 являлось его вселение в этом качестве в занимаемое истцом жилое помещение, их совместное проживание и ведение общего хозяйства.
Кроме того, в силу пункта 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" размер социальной выплаты определяется исходя, в том числе, из количества членов семьи выезжающих из закрытого административно-территориального образования. Как следует из заявления третьего лица ФИО2, в 2010 году он использовал право на переселение из районов Крайнего Севера и на получение иных льгот не претендует. В заявлении истец не указывала его в качестве членов своей семьи, просила выдать государственный жилищный сертификат только на нее как на одиноко проживающего гражданина.
Органом местного самоуправления формально применены положения статьи 7 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании". В обжалуемом постановлении указано лишь на вселение в занимаемое жилое помещение иных лиц как на основание, по которым указанные действия признаны в качестве намеренного ухудшения истцом жилищных условий. В нарушение принципа равноправия и состязательности сторон, суд первой инстанции рассмотрел и привел в обжалуемом судебном постановлении иные обстоятельства, которые органом местного самоуправления в качестве обоснования принятого решения не рассматривались и обжалуемом постановлении не отражены.
Исходя из указанного, применение судом первой и апелляционной инстанции положений пункта 2.4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" является формальным, выводы суда сделаны без надлежащего анализа и правовой оценки всех фактических обстоятельств дела, без установления всей совокупности юридически значимых обстоятельств.
Исходя из положений статей 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного Кодекса.
Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Вышеуказанные требования нормативных актов и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации судом апелляционной инстанции учтены не были.
С учетом изложенного, обжалуемое апелляционное определение подлежит отмене, поскольку оно принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 6 сентября 2023 года отменить, направив дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.