Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Козловой Е.В, судей Лепской К.И, Уланова К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-456/2023 по иску Торчаловской Т.С. к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в Новгородской области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости и назначении страховой пенсии по старости досрочно, по кассационной жалобе Торчаловской Т.С. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 27 сентября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Козловой Е.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Торчаловская Т.С. обратилась с иском к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в Новгородской области (далее - ОСФР по Новгородской области, ответчик) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости и назначении страховой пенсии по старости досрочно.
В обоснование исковых требований указала, что 22 декабря 2022 г. она обратилась к ответчику за назначением досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 1.2 части первой статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") в связи с рождением и воспитанием троих детей до возраста восьми лет по достижении возраста 57 лет.
В назначении пенсии ей было отказано по тем основаниям, что она замещает на постоянной основе должность государственной гражданской службы Российской Федерации и при рассмотрении вопроса о праве на назначение досрочной пенсии по старости следует руководствоваться кроме пункта 1.2 части первой статьи 32 указанного закона также и частью 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", в соответствии с которой, по мнению ответчика, право на назначение досрочной пенсии по старости у неё возникает в возрасте 58 лет. Полагает данное решение незаконным, нарушающим её право на пенсионное обеспечение.
Решением Старорусского районного суда Новгородской области от 21 марта 2023 г. исковые требования Торчаловской Т.С. удовлетворены, решение Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в Новгородской области об отказе в досрочном назначении страховой пенсии Торчаловской Т.С. от 30 декабря 2022 г. N216742/22 признано незаконным, на Государственное учреждение - Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в Новгородской области возложена обязанность назначить Торчаловской Т.С, 21 января 1966 года рождения, досрочную страховую пенсию в порядке пункта 1.2 части первой статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 21 января 2023 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 31 мая 2023 г. решение Старорусского районного суда Новгородской области от 21 марта 2023 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в Новгородской области без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 26 июля 2023 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 31 мая 2023 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 27 сентября 2023 г. решение Старорусского районного суда Новгородской области от 21 марта 2023 г. отменено, принято новое решение, которым исковые требования Торчаловской Татьяны Сергеевны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в Новгородской области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости и назначении страховой пенсии по старости досрочно оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене апелляционного определения по мотиву его незаконности, принятии нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объёме.
В судебное заседание суда кассационной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, истцу судебное извещение вручено 20 ноября 2023 г. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемого апелляционного определения не имеется.
Судом установлено, что Торчаловская Т.С, 21.01.1966 г.р, является матерью троих детей: Торчаловской Д.А, 02.02.1991 г.р, Торчаловского П.А, 12.01.1992 г.р, Торчаловской В.А, 06.01.2004 г.р.
Страховой стаж истца по состоянию на 1 января 2023 г. составляет 36 лет 06 месяцев 01 день, индивидуальный пенсионный коэффициент 139, 309 баллов.
21 декабря 2022 г. Торчаловская Т.С. обратилась в отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новгородской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 1.2 части первой статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с рождением и воспитанием троих детей возраста восьми лет, на момент обращения замещала должность гражданской службы в Управлении Федерального казначейства по Новгородской области.
Решением от 30 декабря 2022 г. N 216742/22 в назначении страховой пенсии по старости Торчаловской Т.С. отказано со ссылкой на часть 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", согласно которой лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации, замещаемые на постоянной основе муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы, страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложении 5 к Федеральному закону "О страховых пенсиях". Возраст, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости в период замещения государственных должностей, муниципальных должностей, должностей государственной гражданской и муниципальной службы в 2021 г. повышается на 36 месяца. Право на назначение досрочной пенсии по старости у Торчаловской Т.С. возникнет только в возрасте 58 лет.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, сославшись на положения статей 4, 5, 8, 22, 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", исходил из того, что лицам, имеющим право на одновременное получение страховых пенсий различных видов в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" устанавливается одна пенсия по их выбору. Торчаловская Т.С. не претендовала на назначение пенсии по старости как лицо, замещающее на постоянной основе должность государственной гражданской службы, обратилась за назначением досрочной страховой пенсии по старости в связи с рождением и воспитанием троих детей до возраста восьми лет по пункту 1.2 части первой статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", при этом каких-либо указаний, исключений и ссылок на часть 1.1 статья 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", пункт 1.2 части первой статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" не содержит. На граждан, которым назначается пенсия по пункту 1.2 части первой статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" положения закона об изменении предельного возраста для возникновения права на пенсию не распространяются.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием не согласился.
Согласно статье 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учётом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии отдельным категориям граждан определены статьёй 32 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В силу пункту 1.2 части первой статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в том числе женщинам, родившим троих детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 57 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет.
С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан", которым статья 8 дополнена частью 1.1, устанавливающей, что лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации, замещаемые на постоянной основе муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы, страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложении 5 к Федеральному закону "О страховых пенсиях".
Данным Законом установлено поэтапное увеличение возраста для назначения страховой пенсии по старости в период замещения государственных (муниципальных) должностей и должностей государственной гражданской (муниципальной) службы: мужчинам возраст увеличен поэтапно, в зависимости от года, в котором наступает право на назначение пенсии в соответствии с частью первой статьи 8 и статьями 30 - 33 Федерального закона "О страховых пенсиях", до 5 лет, женщинам - до 8 лет, при этом не имеет значение, имел гражданин право на страховую пенсию по старости на общих основаниях или со снижением общеустановленного возраста.
Следовательно, часть 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусматривает увеличение пенсионного возраста для всех лиц без исключения, замещающим на постоянной основе государственные (муниципальные) должности и должности государственной гражданской (муниципальной) службы, на 6 месяцев ежегодно, начиная с 1 января 2017 г. до 2032 г, независимо от того, на каком основании назначается страховая пенсия по старости.
Увеличение пенсионного возраста на соответствующее количество месяцев зависит от года, в котором гражданин приобретает право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с частью первой статьи 8 и статьями 30 - 33 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии с приложением N 5 к Федеральному закону "О страховых пенсиях" возраст, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости в период замещения государственных должностей, муниципальных должностей, должностей государственной гражданской и муниципальной службы, определяется в соответствии с частью первой статьи 8 и статьями 30 - 33 настоящего Федерального закона плюс 36 месяцев, если гражданин приобретает право на назначение пенсии в 2021 г.
Учитывая, что в 2021 г. для женщин возраст, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости, составит 58 лет, при этом истец не достигла на момент подачи заявления о назначении пенсии досрочно соответствующего возраста, вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения исковых требований нельзя признать обоснованными.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (статья 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Указанные требования процессуального закона и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, положения части четвёртой статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции при повторной проверке решения нижестоящего суда были выполнены.
Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны основанием для отмены апелляционного определения в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права.
Положения Федерального закона "О страховых пенсиях" применены судом апелляционной инстанции правильно, доводы кассационной жалобы о наличии оснований для назначения пенсии по достижении истцом возраста 57 лет основаны на неверном толковании закона.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определениях от 19 декабря 2019 г. N 3370-О, 28 января 2021 г. N 59-О, 25 марта 2021 г. N 462-О, дифференциация возраста при возникновении права на пенсию, предусмотренная законом, направлена на обеспечение в пенсионной системе баланса частных и публичных интересов, основана на специфике осуществляемой данными категориями граждан профессиональной деятельности, в силу чего не может рассматриваться как нарушающая их права, поскольку, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, конституционный принцип равенства, гарантируя одинаковые права и обязанности для лиц, относящихся к одной категории субъектов права, не исключает возможность установления дифференцированного режима для различных категорий лиц, если такая дифференциация обусловлена объективными факторами и не носит произвольного, дискриминирующего характера. Тем самым соответствующим категориям граждан была гарантирована возможность адаптироваться к вносимым изменениям и осуществить выбор приемлемого для них варианта реализации пенсионных прав - на общеустановленных условиях, что предполагало бы прекращение соответствующих видов деятельности, либо на условиях, предусмотренных соответствующим законоположением.
Из вышеизложенного следует, что дифференциация возраста для назначения страховой пенсии по старости является компетенцией законодателя. Поэтапное введение повышения пенсионного возраста гарантирует возможность гражданам осуществить выбор приемлемого для них варианта реализации пенсионных прав.
Принимая во внимание установленный законодателем возрастной ценз для приобретения права на назначение страховой пенсии по старости в период замещения гражданином соответствующей должности государственной (муниципальной) службы, независимо от того на каком основании назначается страховая пенсия по старости, учитывая, что в 2021 г. для женщин возраст, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости, составит 58 лет (55 лет + 36 месяца), при этом истец не достигла на момент подачи заявления о назначении пенсии досрочно соответствующего возраста, выводы суда апелляционной инстанции о наличии оснований для отмены решения суда и отказе в удовлетворении иска являются правильными.
Поскольку ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд не находит оснований для её удовлетворения и отмены апелляционного определения.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 27 сентября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Торчаловской Т.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.