Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего: Александровой Ю.К, судей: Рогачевой В.В. и Нагуляк М.В, рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации города Мурманска на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 26 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 16 августа 2023 года по делу N 2-1397/2023 по иску прокурора Октябрьского административного округа города Мурманска в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации города Мурманска об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рогачевой В.В, объяснения прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Бахтиной Н.И, полагавшей, что отсутствуют основания для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Октябрьского административного округа города Мурманска обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации города Мурманска и с учетом произведенных в ходе рассмотрения дела уточнений требований просил возложить на ответчика обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать техническую документацию на выполнение ремонтных работ в целях приведения в пригодное состояние для проживания граждан жилого помещения квартиры N на первом этаже многоквартирного дома "адрес", общей площадью 77 кв.м, жилой - 52, 4 кв.м, а также обязанность в течение шести месяцев с момента исполнения пункта 1 требований привести в пригодное состояние для проживания граждан указанное жилое помещение посредством проведения его капитального ремонта в соответствии с технической документацией.
В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратурой Октябрьского округа города Мурманска проведена проверка соблюдения законности в сфере переселения граждан из аварийного жилья и реализации их прав на жилище в городе Мурманске, исполнения требований законодательства при содержании специализированного жилищного фонда.
По информации администрации города Мурманска в настоящее время в очереди на получение специализированных жилых помещений на территории муниципального образования город Мурманск стоит 141 семья.
Между тем, в распоряжении муниципального образования находится всего 129 незаселенных жилых помещений специализированного (маневренного) жилого фонда, из которых готовы к распределению 49 жилых помещений.
Обследование свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда показало, что они находятся в неудовлетворительном состоянии, требуют проведения ремонта, фактически квартиры и комнаты находятся в непригодном для проживания состоянии.
Жилое помещение - квартира N на первом этаже многоквартирного дома "адрес", входит в состав муниципального жилищного фонда и отнесено к маневренному фонду.
Помещение включено в реестр муниципального имущества города Мурманска как объект недвижимости.
Осмотром жилого помещения от 27.01.2023 выявлены нарушения санитарно-технического состояния помещений, в помещении санузла отсутствует плитка на стенах, разобран навесной потолок, на кухне отсутствуют плита и раковина, обои на стенах комнаты частично отсутствуют или повреждены, выявлено повреждение линолеума на полу в коридоре, а также повреждение стеновых панелей.
10 октября 2022 года прокуратурой округа главе администрации вносилось представление об устранении нарушений жилищного законодательства в связи с недостаточностью маневренного фонда и ненадлежащим его содержанием, однако до настоящего времени жилые помещения не приведены в пригодное для постоянного проживания граждан состояние.
Кроме того, прокуратурой округа направлялась информация главе администрации города Мурманска, в том числе о необходимости при планировании бюджета на 2023 год, плановые периоды 2024-2025 г.г. предусмотреть бюджетные ассигнования на финансирование мероприятий по проведению в пригодное состояние жилых помещений маневренного фонда.
Решением Октябрьского районного суда г. Мурманска от 26 апреля 2023 года на администрацию г. Мурманска возложена обязанность в течение девяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать техническую документацию на выполнение ремонтных работ в целях приведения в пригодное состояние для проживания граждан квартиры N многоквартирного дома "адрес" и привести в пригодное состояние для проживания граждан указанное жилое помещение посредством проведения ремонта в соответствии с разработанной технической документацией.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 16 августа 2023 года решение Октябрьского районного суда г. Мурманска от 26 апреля 2023 года изменено.
На администрацию г. Мурманска возложена обязанность в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать проектную, техническую документацию на выполнение капитального ремонта в целях приведения в пригодное состояние для проживания граждан квартиры N многоквартирного дома "адрес" и привести в пригодное состояние для проживания граждан указанное жилое помещение посредством проведения ремонта в соответствии с разработанной проектной, технической документацией.
В кассационной жалобе, поданной в электронной форме 26 октября 2023 года и поступившей с делом в Третий кассационный суд общей юрисдикции 14 ноября 2023 года, ответчик администрации г. Мурманска просит об отмене решения Октябрьского районного суда г. Мурманска от 26 апреля 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 16 августа 2023 года, считая их не соответствующими нормам материального права и принятыми без учета всех юридически значимых обстоятельств, с вынесением по делу нового судебного постановления об отказе прокурору Октябрьского административного округа города Мурманска в удовлетворении иска.
В отзыве на кассационную жалобу третье лицо Комитет территориального развития и строительства администрации города Мурманска просит об удовлетворении кассационной жалобы.
В возражениях на кассационную жалобу и.о. прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска просит обжалуемые судебные постановления оставить без изменения.
Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие представителя ответчика администрации г. Мурманска и представителей третьих лиц Комитета территориального развития и строительства администрации г. Мурманска, ММКУ "УКС" администрации г. Мурманска и Комитета имущественных отношений администрации г. Мурманска, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания.
В соответствии с ч.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Судами первой и второй инстанции правильно применены нормы материального права, определены и на основе надлежащей оценки доказательств установлены обстоятельства, имеющие юридическое значение, исходя из которых сделаны правильные выводы по существу спора.
Как установлено судами и следует из материалов дела, прокуратурой Октябрьского административного округа г. Мурманска проведен анализ состояния законности в сфере переселения граждан из аварийного жилья и реализации их права на жилище в г. Мурманске, а также проведена проверка исполнения требований законодательства при содержании специализированного жилищного фонда.
По информации, предоставленной администрацией г. Мурманска, в настоящее время своей очереди на получение специализированных жилых помещений на территории муниципального образования г. Мурманск ожидает 141 семья.
В распоряжении муниципального образования находится 129 незаселённых жилых помещений специализированного (маневренного) жилого фонда, из которых готовы к распределению 49 жилых помещений.
10 октября 2022 года прокурором Октябрьского административного округа г. Мурманска главе администрации МО г. Мурманск внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства при реализации полномочий в жилищной сфере в связи с недостаточностью маневренного фонда и ненадлежащего его содержания. Однако до настоящего времени жилые помещения не приведены в пригодное для постоянного проживания граждан состояние.
При этом прокуратурой округа направлялась информация главе администрации г. Мурманска, в том числе о необходимости при планировании бюджета на 2023 год, а также плановые периоды 2024-2025 г.г, предусмотреть бюджетные ассигнования на финансирование мероприятий по приведению в пригодное состояние жилых помещений маневренного фонда.
Обследование свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда показало, что они находятся в неудовлетворительном состоянии, требуют проведения ремонта, фактически находятся в непригодном для проживания состоянии.
Так, в ходе осмотра было установлено, что жилое помещение, включенное в реестр муниципального имущества г. Мурманска как объект недвижимости, квартира N на первом этаже многоквартирного дома "адрес", общей площадью 77 кв.м, жилой - 52, 4 кв.м, входит в состав муниципального жилищного фонда и отнесена к маневренному фонду.
Осмотром указанного жилого помещения, проведенным 27.01.2023, выявлены нарушения санитарно-технического состояния помещений, в частности, стены и напольные покрытия квартиры закопчены и повреждены после пожара, в комнатах N 1, 2 отсутствуют межкомнатные двери и напольное покрытие, в комнате N 2 повреждено межэтажное перекрытие, окна в квартиру заколочены.
Согласно ответу АО "Мурманоблгаз" от 21.12.2022 подключение данного жилого помещения к газоснабжению невозможно.
Из ответа ММКУ "ЦКИМИ" от 24.01.2023 следует, что в квартире не осуществляется вентиляция помещений кухни и совмещенного санузла.
В ООО "УК "Формула" направлено письмо о согласовании выделения электрической мощности в объеме 11 кВт от ВРУ отдельным кабелем.
Из сообщения Комитета имущественных отношений г. Мурманска от 13.12.2022 следует, что в ходе обследования помещения установлено, что имеются значительные повреждения в результате пожара, которые требуют проведения капитального ремонта.
Спорное жилое помещение было включено в перечень жилых помещений, требующих ремонта, планируемый срок ремонтных работ был определен на 2022 год, однако в дальнейшем срок подготовки проектной документации на выполнение работ по капитальному ремонту квартиры был изменен на 2022 год, срок выполнения работ не определен.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции руководствовался ст.ст.14, 19, 92, 95 ЖК РФ, ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42, и исходил из того, что спорное жилое помещение нуждается в проведении капитального ремонта, поскольку находится в состоянии, не пригодном для проживания граждан, а выявленные недостатки и отсутствие оборудования являются причиной невозможности передачи жилого помещения нанимателям.
Суд апелляционной инстанции в целом согласился с выводами суда первой инстанции, однако, установив, что подведомственным администрации г. Мурманска учреждениям необходимо разработать не только техническую, но и проектную документацию, пришел к выводу о необходимости изменения решения суда путем указания на необходимость ответчику в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать проектную, техническую документацию на выполнение капитального ремонта в целях проведения в пригодное состояние для проживания граждан квартиры N многоквартирного дома "адрес" и привести в пригодное состояние для проживания граждан указанное жилое помещение посредством проведения капитального ремонта в соответствии с разработанной проектной, технической документацией.
Суд кассационной инстанции соответствующие выводы судов считает правильными.
Все обстоятельства, на которые ссылался ответчик в обоснование своих возражений, получили соответствующую правовую оценку судов исходя из положений подлежащего применению к отношениям сторон законодательства.
Полномочия органов местного самоуправления определены в ст.ст.14-16.2 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с п.6 ч.1 ст.14, п.1 ч.1 ст. 50 данного Закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения городского округа, в частности для выполнения органами местного самоуправления своих полномочий в области жилищных правоотношений.
К компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания (п.п. 1, 8 и 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ).
Уставом муниципального образования город Мурманск установлено, что на основании ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение проживающих в городе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
При этом жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта. Наймодатель обязан передать нанимателю свободное от прав иных лиц и пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям, что предусмотрено Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, Типовым договором найма жилого помещения маневренного фонда, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42.
Установив в ходе рассмотрения настоящего дела, что спорное жилое помещение находится в неудовлетворительном состоянии, выявленные недостатки и отсутствие оборудования являются причиной невозможности передачи жилого помещения нанимателям, а для приведения спорного жилого помещения в пригодное для проживания состояние, которое отвечает требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям, необходимо выполнение ремонтных работ, суды пришли к правильным выводам о необходимости удовлетворения заявленных прокурором требований.
Доводы кассационной жалобы о том, что нормами действующего законодательства не предусмотрены конкретные способы исполнения органами местного самоуправления обязанности по содержанию муниципального жилого фонда, не ограничена самостоятельность органов местного самоуправления в выборе средств по осуществлению данной обязанности, не могут послужить основанием для отмены правильных по существу постановлений, поскольку, исходя из вышеприведенных правовых норм, а также положений Устава муниципального образования город Мурманск, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, отнесено к вопросам местного значения городского поселения.
При установлении в ходе рассмотрения настоящего дела того обстоятельства, что ответчик возложенные на него обязанности по содержанию в надлежащем состоянии жилого помещения маневренного фонда не исполняет никаким образом, несмотря на информирование его прокурором о необходимости принятия мер в рамках своей компетенции и внесения ему прокурором соответствующего представления, выводы судов о необходимости возложения на ответчика обязанности по совершению действий, необходимых для приведения спорной квартиры в пригодное для проживания состояние, являются правильными.
Ссылка ответчика на невозможность выполнения работ по капитальному ремонту спорной квартиры до выполнения своих обязанностей иными лицами (управляющей организацией, собственником соседней квартиры и т.п.), в нарушение требований ч.1 ст.56 ГПК РФ не подтверждена доказательствами.
То обстоятельство, что в обжалуемых судебных постановлениях не перечислены виды работ, которые необходимо произвести ответчику, о неисполнимости судебных постановлений не свидетельствует, поскольку ответчик обязан разработать проектную и техническую документацию на выполнение капитального ремонта, в которой и будут отражены конкретные работы, которые необходимо произвести в дальнейшем в рамках такого ремонта.
Вопреки содержащимся в кассационной жалобе утверждениям, отсутствие заключения о непригодности спорной квартиры для проживания о невозможности возложения на ответчика обязанности по проведению её капитального ремонта не свидетельствует, поскольку такая обязанность у ответчика имеется и в отношении пригодных для проживания, но требующих ремонта жилых помещений. Предметом исследования в рамках настоящего дела являлась нуждаемость спорной квартиры именно в проведении капитального ремонта, и такая нуждаемость нашла свое подтверждение и признана самим ответчиком.
Утверждения ответчика о недоказанности прокурором нарушения прав каких-либо нуждающихся граждан отсутствием отремонтированных помещений маневренного фонда опровергаются предоставленной самим ответчиком информацией о том, что в настоящее время своей очереди на получение специализированных жилых помещений на территории муниципального образования г. Мурманск ожидает 141 семья.
Доводы ответчика об отсутствии у прокурора права обращения в суд в защиту неопределенного круга лиц, поскольку имелась возможность такой круг лиц индивидуализировать, не могут быть признаны обоснованными, поскольку состав нуждающихся в помещениях маневренного фонда постоянно меняется и возможность установления лица, нуждающегося именно в спорном жилом помещении, невозможна. В связи с этим прокурором реализовано предоставленное ему ч.1 ст.45 ГПК РФ право обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Таким образом, процессуальных нарушений, которые могли бы привести к отмене правильных по существу постановлений, судами при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Доводы кассационной жалобы ответчика не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, предусмотренных ст.379.7 ГПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390-390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 26 апреля 2023 года, с учетом его изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 16 августа 2023 года, а также само апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 16 августа 2023 года, оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Мурманска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.