Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 5 октября 2009 г. N А08-3658/2009-26
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 декабря 2009 г. N ВАС-15329/09 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от Администрации муниципального района "А" Белгородской области - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального района "А" Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 27.07.2009 по делу N А08-3658/2009-26, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Правовой Центр "Л" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к администрации муниципального района "А" Белгородской области (далее - администрация) о признании незаконным решения 06.05.2009 N 2031 об отказе в предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 1000 кв. м, расположенного в центральной части города Алексеевка, для строительства бизнес-центра и обязании предоставить ООО "Правовой центр "Л" в аренду сроком на 49 лет указанный земельный участок.
Решением суда от 27.07.2009 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал оспариваемое решение администрации незаконным. Обязал администрацию обеспечить процедуру выбора земельного участка согласно заявлению ООО "Правовой Центр "Л" от 06.04.2009 в соответствии с ч. 2 ст. 30 ЗК РФ. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не пересматривалось.
В кассационной жалобе Администрация просит решение отменить, так как выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судебный акт принят с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части удовлетворенных требований с принятием по делу нового решения.
Как следует из материалов дела, 06.04.2009 Общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 1000 кв. м, расположенного в центральной части города Алексеевка, для строительства бизнес-центра с предварительным согласованием места размещения объекта без приложения соответствующих документов.
6 мая 2009 года администрацией было принято решение N 2031 об отказе заявителю в предоставлении земельного участка в связи с тем, что в центральной части города Алексеевка свободный земельный участок для нужд, указанных в заявлении, отсутствует.
Считая, что принятое администрацией решение незаконно, Общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение ч. 1, ч. 5 ст. 31, ч. 1 ст. 32 Земельного кодекса РФ Администрация не обеспечила выбор земельного участка по заявлению ООО "Правовой центр "Л" и в нарушение ч. 5 ст. 200 АПК РФ не доказала соответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельствам, послужившим основанием для принятия оспариваемого решения.
Вместе с тем с учетом признания незаконности оспариваемого решения и создавшейся, по мнению суда, правовой неопределенности, суд первой инстанции отказал в удовлетворении требования обязать администрацию предоставить Обществу спорный земельный участок в аренду сроком на 49 лет.
Между тем, в соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 11 Земельного Кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления.
Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, установлены нормами Земельного Кодекса Российской Федерации в статьях 30-32.
Процедура предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта определена пунктом 5 статьи 30 Земельного Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства предшествуют процедуры подготовки акта выбора земельного участка для строительства, формирования земельного участка и государственный кадастровый учет.
Следовательно, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта возможно только после выполнения установленного законом порядка.
В силу пункта 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства (пункт 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации).
К заявлению о предоставлении земельного участка для строительства от 06.04.09 Общество не приложило кадастровую карту (план) земельного участка площадью 1000 квадратных метров. Доказательства, свидетельствующие об обращении последнего в уполномоченный орган с заявлением об изготовлении кадастровой карты (плана) испрашиваемого земельного участка, в материалы дела не представлены, в связи с чем заявитель не выполнил требования, предусмотренные статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации, и основания для принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении спорного земельного участка для строительства отсутствуют.
Кроме того, из содержания пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Вместе с тем в пункте 6 статьи 30 Кодекса указано, что сформированный земельный участок, но не закрепленный за гражданином или юридическим лицом, предоставляется для строительства в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, то есть в порядке предоставления земельного участка без предварительного согласования места размещения объектов.
Порядок предоставления земельных участков без предварительного согласования места размещения объектов предполагает в обязательном порядке проведение торгов (конкурсов, аукционов).
Помимо этого, из материалов дела следует, что по существу, признавая недействительным решение Администрации муниципального района "А" Белгородской области от 06.05.2009 N 2031 об отказе в предоставлении ООО "Правовой Центр "Л" в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 1000 кв. м, расположенного в центральной части города Алексеевка, для строительства бизнес-центра, суд выбрал способ устранения нарушения прав и законных интересов заявителя, указав на обязанность Администрации совершить определенные действия по обеспечению процедуры выбора земельного участка согласно заявлению ООО "Правовой Центр "Л" от 06.04.2009 в соответствии с ч. 2 ст. 30 ЗК РФ. В удовлетворении требований о предоставлении вышеуказанного земельного участка в аренду сроком на 49 лет отказал.
Таким образом, поскольку кассационная коллегия не согласна с выводами суда о незаконности (недействительности) решения администрации и принятых в порядке ст. 201 АПК РФ мер по устранению допущенного нарушения, судебный акт в указанной части подлежит отмене.
Учитывая, что судом неправильно истолкованы нормы материального права, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 27.07.2009 по делу N А08-3658/2009-26 в части признания недействительным решения Администрации муниципального района "А" Белгородской области от 06.05.2009 N 2031 об отказе в предоставлении ООО "Правовой Центр "Л" в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 1000 кв. м, расположенного в центральной части города Алексеевка, для строительства бизнес-центра и обязании обеспечить процедуру выбора земельного участка согласно заявлению ООО "Правовой Центр "Л" от 06.04.2009 в соответствии с ч. 2 ст. 30 ЗК РФ,- отменить и в удовлетворении этих требований отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 5 октября 2009 г. N А08-3658/2009-26
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании