Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 9 октября 2009 г. N А08-386/2009-17 (Ф10-4323/09)
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя: не явился, извещен надлежаще, от УФРС по Белгородской области: Ч.В.Н. - представит. (дов. N 5 от 11.01.2009), от иных заинтересованных лиц: представители не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 23.04.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2009 по делу N А08-386/2009-17, установил:
Управление по охране окружающей среды - государственная экологическая инспекция Белгородской области (далее - ГЭИ Белгородской области), г. Белгород, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным сообщения об отказе в государственной регистрации договора аренды, выданного Управлением Федеральной регистрационной службы по Белгородской области (далее - УФРС по Белгородской области), г. Белгород, 29.12.2008 за N 01/103/2008-619. Заявитель также просит обязать орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, зарегистрировать договор аренды N 649-арн от 12.05.2008 нежилых помещений площадью 447 кв. м, расположенных в здании по адресу: г. Белгород, ул. Щ.,8.
Заинтересованными лицами по делу выступали Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Белгородской области (далее - ТУ Росимущества по Белгородской области), г. Белгород, Федеральное государственное учреждение "Центр агрохимической службы "Б" (далее - ФГУ "ЦАС "Б"), г. Белгород, Департамент имущественных и земельных отношений Белгородской области, г. Белгород.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 23.04.2009 заявление ГЭИ Белгородской области удовлетворено.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2009 указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе УФРС по Белгородской области просит отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на несоответствие содержащихся в них выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу ТУ Росимущества по Белгородской области просит оставить обжалуемые судебные решения без изменения как законные и обоснованные.
В судебном заседании представитель УФРС по Белгородской области поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Заявитель и иные заинтересованные по делу лица надлежаще извещены о времени и месте проведения судебного заседания, но в суд округа не явились. Учитывая положения ч. 3 ст. 284 АПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя УФРС по Белгородской области, судебная коллегия полагает, что решение от 23.04.09 и постановление от 02.07.09 следует оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения в связи с нижеизложенным.
Как видно из материалов дела, по результатам конкурса на заключение договора аренды федерального недвижимого имущества, принадлежащего на праве оперативного ведения ФГУ "ЦАС "Б", Управление по охране окружающей среды - ГЭИ Белгородской области получила право аренды нежилых помещений площадью 447 кв. м, расположенных в здании по адресу: г. Белгород, ул. Щ., 8.
12.05.2008 между ФГУ "ЦАС "Б" (арендодатель) и Управлением по охране окружающей среды - ГЭИ Белгородской области (арендатор) с согласия ТУ Росимущества по Белгородской области заключен соответствующий договор аренды N 649-арн на срок до 11.05.2011 года.
22.07.2008 Управление по охране окружающей среды - ГЭИ Белгородской области обратилась в УФРС по Белгородской области с заявлением о регистрации указанного договора аренды федерального недвижимого имущества.
Сообщением N 01/103/2008-619 от 29.12.2008 орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, отказал заявителю в регистрации договора аренды нежилых помещений, сославшись на непредставление ГЭИ Белгородской области необходимых для регистрации документов, в том числе согласия собственника - Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области на заключение договора аренды, свидетельства инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по г. Белгороду Белгородской области о внесении изменений в ЕГРЮЛ в части наименования ГЭИ Белгородской области, трудового договора с директором ФГУ "ЦАС "Б" А.П.М.
Считая отказ УФРС по Белгородской области в регистрации договора аренды незаконным, ГЭИ Белгородской области обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Согласно абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
В силу ст. 18 названного Федерального закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Как видно из содержания расписки в получении документов на государственную регистрацию от 22.07.2008 (запись N 619 в книге учета входящих документов N 01/103/2008), обращаясь в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права аренды недвижимого имущества, ГЭИ Белгородской области представила регистратору ряд документов, в том числе договор N 649-арн от 12.05.2008 и поэтажный план здания с обозначением на нем сдаваемых во временное пользование помещений (приложение к договору).
Из представленных документов усматривается вид регистрируемого права, основание заключения сделки, состав имущества, сдаваемого в аренду, размер арендуемых площадей. Несоответствия договора аренды по форме и содержанию требованиям действующего законодательства регистрирующим органом не установлено. Каких-либо неясностей либо неточностей этот договор не содержит.
При таких обстоятельствах суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что представленные на государственную регистрацию документы полностью соответствовали требованиям ст. 18 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и в силу ст.ст. 17, 26 названного Федерального закона были необходимы и достаточны для регистрации заключенной сделки.
Отказывая в государственной регистрации договора аренды, УФРС по Белгородской области не указало, какой статьей ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлена обязанность представления заявителем согласия Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области на заключение договора аренды федерального недвижимого имущества.
При возникновении сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав государственный регистратор обязан в соответствии со ст. 19 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений.
Как усматривается из материалов дела, таких мер УФРС по Белгородской области не принималось. Соответствующие запросы в ТУ Росимущества по Белгородской области, инспекцию ФНС России по г. Белгороду, ФГУ "ЦАС "Б" регистрирующий орган не направлял.
В связи с изложенным суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали недействительным отказ УФРС по Белгородской области в государственной регистрации договора аренды N 649-арн от 12.05.2008 и обязали регистрирующий орган зарегистрировать этот договор.
Принимая во внимание, что доводы, изложенные в кассационной жалобе, были известны судам первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 287 ч. 1 п. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 23.04.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2009 по делу N А08-386/2009-17 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из представленных документов усматривается вид регистрируемого права, основание заключения сделки, состав имущества, сдаваемого в аренду, размер арендуемых площадей. Несоответствия договора аренды по форме и содержанию требованиям действующего законодательства регистрирующим органом не установлено. Каких-либо неясностей либо неточностей этот договор не содержит.
При таких обстоятельствах суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что представленные на государственную регистрацию документы полностью соответствовали требованиям ст. 18 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и в силу ст.ст. 17, 26 названного Федерального закона были необходимы и достаточны для регистрации заключенной сделки.
Отказывая в государственной регистрации договора аренды, УФРС по Белгородской области не указало, какой статьей ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлена обязанность представления заявителем согласия Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области на заключение договора аренды федерального недвижимого имущества.
При возникновении сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав государственный регистратор обязан в соответствии со ст. 19 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 9 октября 2009 г. N А08-386/2009-17 (Ф10-4323/09)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании