Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Бритвиной Н.С. и Карякина Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу, поданную 17 сентября 2023 года кассационную жалобу Турсунова М.Р на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 27 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 1 августа 2023 года по административному делу N 2а-1438/2023 по административному исковому заявлению Турсунова М.Р. к ГКУ СО "ГУСЗН Центрального округа", Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области о признании незаконным бездействия.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, обстоятельства административного дела и изложившего содержание кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Турсунов М.Р. (далее - административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением с вышеназванными требованиями, в обоснование которых указал, что организатор добровольческой деятельности обратился с предложением к органу государственной власти о намерении взаимодействовать в части направления благотворительной помощи детям, оставшимся в трудной жизненной ситуации, однако административными ответчиками решения до истечения, предусмотренного специальной нормой срока, не приняты, чем нарушены права, свободы и публичные интересы детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в части получения благотворительной помощи от благотворителей и добровольцев.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Турсунов М.Р. просил суд признать бездействие административных ответчиков, выразившееся в отказе и нарушении срока принятия решения на предложение организатора добровольческой деятельности в организации для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также для детей, нуждающихся в благотворительной - помощи и защите государства, в проведении профориентационных мероприятий и обеспечении реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных и социальных навыков - незаконным.
Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 27 марта 2023 года, оставленным апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 1августа 2023 года без изменения, в удовлетворении административных исковых требований Турсунова М.Р. отказано.
В кассационной жалобе административный истец Турсунов М.Р. ставит вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций, приводя доводы об их незаконности.
Участвующие в деле лица извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
Так, разрешая административный спор и принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что обращения административного истца рассмотрены должностными лицами в рамках должностных полномочий и сроки, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 года N 1425, на них даны мотивированные ответы по существу поставленных вопросов, которые направлены в адрес заявителя, в связи с чем пришел к правильному выводу о том, что незаконного бездействия административными ответчиками не допущено.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами судов, как основанными на применимых нормах действующего законодательства, при правильной оценке имеющихся в деле доказательств.
Основы правового регулирования благотворительной деятельности, возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления определены Федеральным законом от 11августа 1995 года N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ).
Законодательство о благотворительной деятельности состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, названного Федерального закона, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 Федерального закона N 135-ФЗ).
В силу подпунктов 1, 2 части 1 статьи 17.2 Федерального закона N 135-ФЗ организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческие (волонтерские) организации имеют право получать поддержку органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществлять взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 Федерального закона N 135-ФЗ Правительство Российской Федерации утверждает: общие требования к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями; перечень видов деятельности, ч в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями.
В перечень видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 года N 1425, включены деятельность по оказанию содействия в оказании медицинской помощи в организациях, оказывающих медицинскую помощь; содействие в оказании социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания; содействие в оказании социальных услуг в организациях для. детей-сирот и Детей, оставшихся без попечения родителей; содействие в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (введены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 года N 623).
Согласно пункту 3 статьи 17.3 Федерального закона N 135-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют следующие полномочия в сфере добровольчества (волонтерства): участие в реализации государственной политики в сфере добровольчества (волонтерства) (подпункт 1); оказание поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям (подпункт 4).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют поддержку добровольческой (волонтерской) деятельности в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 17.4 Федерального закона N 135-ФЗ).
В соответствии со статьями 3 и 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 года N 1425 орган государственной власти, орган местного самоуправления, учреждение и (или) организация по результатам рассмотрения предложения в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня его поступления, принимает решение о принятии предложения или об отказе в принятии предложения с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения, о котором информируют организатора добровольческой деятельности, добровольческую организацию почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" в соответствии со способом направления предложения в срок, не превышающий 7 рабочих дней со дня истечения срока рассмотрения предложения.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, организатор добровольческой деятельности Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" Турсунов М.Р. направил в ГКУ СО "ГУСЗН Центрального округа" и Министерство социально-демографической политики Самарской области предложение от 7 января 2023 года N 3631 о взаимодействии в оказании благотворительной помощи, ответ на который просил направить на свой адрес электронный почты, указанный в его обращении.
10 января 2023 года руководителем ГКУ CО "ГУСЗН Центрального округа" Кузнецовой Е.Е. принято мотивированное решение об отказе Турсунову М.Р. в принятии предложения о взаимодействии, о чем сообщено заявителю по адресу электронной почты, указанному в обращении.
13 января 2023 года заместителем министра социально-демографической политики Самарской области Щербицкой О.В. отказано Турсунову М.Р. в принятии предложения о взаимодействии с указанием причины по которой принято соответствующее решение. В этот же день данное решение направлено заявителю по адресу электронной почты, указанному в обращении.
Из вышеуказанного следует, что обращение административного истца рассмотрено административными ответчиками в порядке и в сроки, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 28ноября 2018 года N 1425, тем самым незаконного бездействия ими не допущено.
При таких обстоятельствах у судебных инстанций не имелось правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Обязанность административных ответчиков принять положительное решение в отношении обращения административного истца, какими-либо нормативными актами не установлены.
Несогласие административного истца с ответами ГКУ СО "ГУСЗН Центрального округа" и Министерства социально-демографической политики Самарской области, данными в пределах предоставленных полномочий, в соответствии с требованиями действующего законодательства, не свидетельствует об их незаконности.
Повторяя доводы апелляционной инстанции истец указывает на не направление в его адрес копии определения о принятии к производству опровергаются материалами дела и отклоняются, как несостоятельные, поскольку копия определения суда от 16 января 2023 года о принятии административного искового заявления, подготовке дела к судебному разбирательству направлялась в адрес Турсунова М.Р. и его представителя Королева Ю.В. заказной корреспонденцией, которая возвращена в суд с отметкой об истечении срока хранения.
Учитывая, что административным истцом в данном случае не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов, суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований.
Выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных актах, являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства, оснований не согласиться с ними не имеется, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам процессуального права, подлежащим применению по настоящему делу.
Таким образом, постановленные по административному делу судебные акты следует признать законными и обоснованными, а кассационную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 27марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 1 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Турсунова М.Р - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 27 ноября 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.