Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А, Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 30 сентября 2023 года кассационную жалобу Оськина А.И. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 31 августа 2023 года по административному делу N 2а-5167/2022 по административному исковому заявлению Оськина Александра Ивановича к Министерству строительства Самарской области о признании действий незаконными, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Карякина Е.А, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу и доводы кассационной жалобы, в ее поддержку объяснения представителя Оськина А.И. по доверенности Курниковой М.А, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Оськин А.Н. (далее также - административный истец, заявитель) обратился в суд с вышеозначенным административным исковым заявлением к Министерству строительства Самарской области (далее также - административный ответчик, министерство).
В обоснование административного иска указано, что административный истец по договору уступки прав требования от 3 августа 2011 года приобрел право требования к закрытому акционерному обществу "Инвестиционно-строительная компания (далее - ЗАО ИСК) "Средневолжскстрой" по договору N С2-12/2004 от 30 апреля 2004 года об инвестировании строительства жилья (долевого участия в строительстве) по адресу: "адрес", квартал 96, "адрес", угол "адрес", в отношении четырехкомнатной квартиры площадью 118, 61 кв.м.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11 апреля 2011 года ЗАО ИСК "Средневолжскстрой" признано несостоятельным (банкротом), строительство дома прекращено, объект признан проблемным, требования Оськина А.И. включены в реестр требований о передаче жилых помещений должника.
24 августа 2016 года административный истец включен в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. 31 октября 2014 года с победителем конкурса по отбору организаций в целях завершения строительства проблемных объектов обществом с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "СтройПроектСервис" Министерством строительства Самарской области заключено соглашение об удовлетворении прав обманутых дольщиков в количестве 82 человека, административный истец в этот перечень не включен. Из ответа министерства от 24 августа 2022 года ему стало известно, что он включен в список участников долевого строительства, требования которых должен удовлетворить ООО "Строй Центр".
27 февраля 2015 года министерством проведен новый конкурс по отбору организаций в целях завершения строительства проблемных объектов, победителем признано ООО "Строй Центр", которому в связи с этим предоставлен в собственность бесплатно земельный участок, расположенный по адресу: г. Самара, Московское шоссе 18 км, для удовлетворения прав требований 62 участников долевого строительства проблемных объектов, в том числе, прав требований Оськина А.И. По имеющимся у министерства сведениям строительство четырехкомнатных квартир проектом не предусмотрено, в связи с чем права требования административного истца не могут быть восстановлены на проблемном объекте, а лишь путем предоставления жилого помещения ООО "Строй Центр".
Считая свои права нарушенными, а действия министерства незаконными, полагая, что не имелось оснований для его включения в список участников долевого строительства, чьи требования подлежат удовлетворению ООО "Строй Центр", административный истец просил суд: признать незаконными действия Министерства строительства Самарской области, выразившиеся во включении Оськина А.И. в перечень пострадавших участников долевого строительства от 24 сентября 2021 года, чьи требования подлежат удовлетворению ООО "Строй Центр"; исключить Оськина А.И. из перечня пострадавших участников долевого строительства от 24 сентября 2021 года, чьи требования подлежат удовлетворению ООО "Строй Центр"; возложить на Министерство строительства Самарской области обязанность включить Оськина А.И. в перечень граждан - участников долевого строительства, чьи требования подлежат удовлетворению путем передачи квартиры в жилом доме, расположенном на пересечении улиц Вилоновская и Садовая в квартале N 96 Ленинского района города Самары.
Решением Ленинского районного суда города Самары от 8 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 7 марта 2023 года, признаны незаконными действия Министерства строительства Самарской области, выразившиеся во включении Оськина А.И. в перечень пострадавших участников долевого строительства от 24 сентября 2021 года, чьи требования подлежат удовлетворению ООО "Строй Центр"; Оськин А.И. исключен из перечня пострадавших участников долевого строительства от 24 сентября 2021 года, чьи требования подлежат удовлетворению ООО "Строй Центр"; на Министерство строительства Самарской области возложена обязанность включить Оськина А.И. в перечень граждан - участников долевого строительства, чьи требования подлежат удовлетворению путем передачи квартиры в жилом доме, расположенном на пересечении улиц Вилоновская и Садовая в квартале N 96 Ленинского района города Самары.
Кассационным определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 23 мая 2023 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 7 марта 2023 года отменено, административное дело N 2а-5167/2022 направлено на новое апелляционное рассмотрение в Самарский областной суд.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 31 августа 2023 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований Оськину А.И. отказано.
В кассационной жалобе, поданной в электронном виде через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, административный истец просит отменить апелляционное определение от 31 августа 2023 года ввиду неправильного применения судом апелляционной инстанции норм материального права, оставить в силе решение суда первой инстанции об удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование кассационной жалобы приведены доводы о незаконности включения министерством Оськина А.И. в перечень лиц, чьи права могут быть восстановлены ООО "Строй Центр" путем предоставления жилого помещения в ЖК "Рассвет", поскольку административным истцом в письме от 6 июля 2023 года в адрес министерства выражено согласие на получение квартиры достраиваемом проблемном объекте по адресу: "адрес", приблизительно такой же или меньшей площади, исходя из оплаченной им по договору от 30 апреля 2004 года об инвестировании строительства жилья (долевого участия в строительстве) 4-хкомнатной квартиры площадью 118, 61 кв.м.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
Из материалов административного дела следует и судами установлено, что определением Октябрьского районного суда города Самары от 19 августа 2011 года утверждено мировое соглашение между Оськиным А.И. и Бирюковой Н.Е, по условиям которого Бирюкова Н.Е. во исполнение решения Октябрьского районного суда города Самары от 6 октября 2009 года в счет оплаты 1 986 390 рублей передает Оськину А.И. право требования у ЗАО ИСК "Средневолжскстрой" на получение по окончании строительства четырехкомнатной квартиры по адресу: "адрес", квартал 96, "адрес", секция 2, 5 этаж, площадью 118, 61 кв.м, по договору N С2-12/2004 от 30 апреля 2004 года о долевом участим в строительстве жилья (л.д. 12-16).
В связи с указанным мировым соглашением 31 августа 2011 года между Оськиным А.И. и Бирюковой Н.Е. заключен договор об уступке права требования по договору N С2-12/2004 от 30 апреля 2004 года об инвестировании строительства жилья (долевого участия в строительстве) по адресу: "адрес", квартал 96, "адрес", угол "адрес", секция 2, в соответствии с которым Оськину А.И. передано право требования к ЗАО "ИСК "Средневолжскстрой" о получении четырехкомнатной квартиры площадью 118, 61 кв.м (л.д. 21-24).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11 апреля 2011 года по делу N А55-36158/2009 ЗАО "Инвестиционно-строительная компания "Средневолжскстрой" признано несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Самарской области от 5 декабря 2011 года требование Оськина А.И. о передаче четырехкомнатной квартиры площадью 118, 61 кв.м, в секции 2 на 5 этаже в жилом доме по адресу: "адрес", 96 квартал, "адрес" угол "адрес", включено в реестр требований о передаче жилых помещений должника ЗАО "Инвестиционно-троительная компания "Средневолжскстрой" (л.д. 17-20).
Объект, расположенный по адресу: "адрес", 96 квартал, "адрес" угол ул. Вилоновской включен в перечень проблемных объектов согласно постановлению Правительства Самарской области от 13 июля 2011 года N 329 "Об утверждении Перечня проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области и Порядка формирования перечня проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области".
14 апреля 2010 года Оськин А.И. признан потерпевшим по уголовному делу, возбужденному в отношении директора ЗАО ИСК "Средневолжскстрой" (л.д. 33-34).
Оськин А.И. 10 февраля 2016 года включен в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (запись N МС-2926) (л.д. 35).
31 октября 2014 года министерством с целью удовлетворения прав требования участников долевого строительства и завершения строительства проведен конкурс по отбору организаций в целях завершения строительства проблемных объектов. ООО "СтройПроектСервис" признан победителем конкурса по лоту N 4 удовлетворение прав требований 82 участников долевого строительства на получение ими 78 жилых помещений общей площадью 5 148 кв.м в 4 секции указанного выше проблемного объекта.
С победителем конкурса ООО "СтройПроектСервис" Министерством строительства Самарской области заключено соглашение об удовлетворении прав обманутых дольщиков в количестве 82 человек, истец в этот перечень не включен.
Министерством строительства Самарской области 27 февраля 2015 года проведен новый конкурс по отбору организаций в целях завершения строительства проблемных объектов и удовлетворения прав требований участников долевого строительства проблемного объекта по адресу: "адрес", в границах улиц Самарской, Вилоновской, Садовой, Рабочей, застройщиком которого являлось ЗАО ИСК "Средневолжскстрой". Победителем конкурса признано ООО "Строй Центр", которому в связи с этим предоставлен в собственность бесплатно земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" 18 км, для удовлетворения прав требований 62 участников долевого строительства на получение ими 68 жилых помещений (л.д. 76-78).
По итогам конкурса между Министерством строительства Самарской области и ООО "Строй Центр" заключено соглашение от 3 августа 2020 года о порядке удовлетворения прав требований обманутых дольщиков, принятых по результатам конкурса. Условиями соглашения предусмотрено, что министерством направляется в ООО "Строй Центр" перечень пострадавших участников долевого строительства, права требования которых могут быть удовлетворены в соответствии с условиями конкурса и соглашением (л.д. 79-81).
24 августа 2021 года министерством в адрес ООО "Строй Центр" направлен перечень участников долевого строительства проблемного объекта по адресу: "адрес" в целях удовлетворения прав требований пострадавших участников долевого строительства в соответствии с соглашением, в указанный перечень включен Оськин А.И. (л.д. 82-87).
В адрес административного истца на его обращение направлен ответ, согласно которому по имеющимся у министерства сведениям, для завершения строительства жилого дома, строительство четырехкомнатных квартир проектом не предусмотрено, в связи с чем права требования административного истца могут быть восстановлены ООО "Строй Центр" путем предоставления жилого помещения в ЖК "Рассвет" (л.д. 10-11).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что действия министерства по передаче прав требований административного истца в ООО "Строй Центр" при наличии возражений Оськина А.И. против такой передачи - не являются правомерными, поскольку они не основаны на требованиях нормативных правовых актов либо условиях соглашений, носят произвольный характер, учитывая, что отсутствовали поименные списки участников долевого строительства, чьи требования подлежат удовлетворению победителями конкурсов по отбору организаций в целях завершения строительства проблемных объектов.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что обращение 6 июля 2023 года административного истца в Министерство строительства Самарской области с заявлением о том, что он согласен на получение квартиры в достраиваемом проблемном объекте по адресу: "адрес" приблизительно такой площади или несколько менее, не имеет правового значения для разрешения спора при указанных фактических обстоятельства дела, поскольку квартир площадью 118 кв.м в наличии не имеется.
Судом апелляционной инстанции исследована проектная документация объекта капитального строительства, установлено, что проектная документация жилого комплекса "Садовая" (л.д. 65-75) не предусматривает строительство в нём четырехкомнатных квартир площадью около 118 кв.м, запланированы к достраиванию лишь одно-, двух- и трехкомнатные квартиры, например, имеется квартира площадью 67, 21 кв.м, что фактически в два раза менее оплаченной Оськиным А.И. площади по договору.
Сделан вывод о том, что права административного истца как обманутого дольщика могут быть восстановлены ООО "Строй Центр" путем предоставления сравнимого по площади жилого помещения в ЖК "Рассвет".
Данные выводы апелляционного суда, по мнению суда кассационной инстанции, являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства, оснований не согласиться с ними не имеется, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судами доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу.
Согласно части 3 статьи 6 Закона Самарской области от 8 июля 2019 года N 84-ГД вид государственной поддержки и ее объем определяются Уполномоченным органом в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Самарской области.
Исходя из анализа законодательства, список пострадавших участников долевого строительства формируется министерством в соответствии с Законом Самарской области от 8 июля 2019 года N 84-ГД, Постановлением Правительства Самарской области от 13 декабря 2019 года N 927, которым утверждены Порядок признания нецелесообразности и (или) невозможности завершения строительства проблемного объекта, Порядок ведения реестра пострадавших участников долевого строительства, Правил выплаты денежной компенсации пострадавшим участникам долевого строительства, Правил предоставления жилого помещения пострадавшим участникам долевого строительства, Правила предоставления жилого помещения вне проблемного объекта пострадавшим участникам долевого строительства.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 6 Закона Самарской области от 8 июля 2019 года N 84-ГД предоставление жилых помещений вне проблемного объекта предоставляется пострадавшим участникам долевого строительства, удовлетворение прав требований которых невозможно в проблемном объекте в случаях, если:
признано нецелесообразным и (или) невозможным завершение строительства проблемного объекта;
проблемный объект исключен из перечня проблемных объектов по основаниям, установленным настоящим Законом, за исключением оснований, предусмотренных пунктом 3 части 3 статьи 4 настоящего Закона;
в целях завершения строительства проблемного объекта уполномоченным органом проведен конкурс в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 26 февраля 2013 года N 54 "Об утверждении Порядка проведения конкурса по отбору организаций в целях завершения строительства проблемных объектов, перечень которых определен Правительством Самарской области, удовлетворения прав требований участников долевого строительства", но при этом права требования пострадавших участников долевого строительства не были удовлетворены новым застройщиком.
Условия предоставления помещений вне проблемного объекта установлены пунктом 2.1 Порядка предоставления помещения вне проблемного объекта, к данной категории лиц, относятся пострадавшие участки долевого строительства, права которых не удовлетворены застройщиком.
Меры государственной поддержки обманутым дольщикам носят компенсационный характер, их восстановление возможно механизмами, предусмотренными Законом 84-ГД, в частности, предоставлением инвестором жилого помещения в ином объекте.
Кроме того, согласно статье 3 Закона N 84-ГД Правительство Самарской области вправе самостоятельно определять объем и виды мер государственной поддержки участников долевого строительства для каждого конкретного случая.
Согласно части 2 статьи 8 Закона Самарской области от 8 июля 2019 года N 84-ГД многоквартирный дом, в котором пострадавшему участнику долевого строительства предоставляется жилое помещение, должен находиться на территории того муниципального образования в Самарской области, где был расположен проблемный объект, в котором пострадавший участник долевого строительства приобретал жилое помещение, за исключением городского округа Самара.
В случаях, когда проблемный объект располагался на территории городского округа Самара, многоквартирный дом, в котором пострадавшему участнику долевого строительства предоставляется жилое помещение, может находиться на территории любого внутригородского района городского округа Самара.
Вопреки доводам кассационной жалобы, поскольку законодательством предусмотрено, что меры государственной поддержки обманутым дольщикам носят компенсационный характер, их восстановление возможно механизмами, предусмотренными Законом 84-ГД, в частности, предоставлением инвестором жилого помещения в ином объекте, постольку у суда первой инстанции не было правовых оснований для признания незаконными действий Министерства строительства Самарской области.
Так, судом апелляционной инстанции достоверно установлено, что из разрешения на строительство от 15 декабря 2017 года N 63-301000-275-2017 следует, что во вторую очередь строительства включены 80 квартир, причем четырехкомнатные квартиры отсутствуют. Согласно проектной документации на 5 этаже расположены: одна трехкомнатная квартира, три двухкомнатные квартиры. Площадь квартир не совпадает с площадью квартиры, указанной в договоре N С2-12/2004 от 15 ноября 2007 года об инвестировании строительства жилья (долевого участия в строительстве), более того, проектная документация (план этажа) не совпадает с проектной документацией по дому ни в части конфигурации самого объекта строительства, ни в части расположения, площади, количества комнат, квартир на этаже (т. 1 л.д. 92).
Вопреки позиции административного истца его права как обманутого дольщика могут быть восстановлены ООО "Строй Центр" путем предоставления сравнимого по площади жилого помещения в ЖК "Рассвет".
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что обжалуемое апелляционное определение принято судом апелляционной инстанции обоснованно и отмене (изменению) не подлежат.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 31 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Оськина А.И. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 20 декабря 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.