Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Алексеева Д.В, Бритвиной Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 27 октября 2023 года кассационную жалобу МУП "Уфимские инженерные сети" городского округа город Уфа Республики Башкортостан на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 22 августа 2023 года по административному делу N 3га-512/2023 по административному исковому заявлению МУП "Уфимские инженерные сети" городского округа город Уфа Республики Башкортостан к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующим пункта 1435 Перечня объектов недвижимого имущества.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемого судебного акта, доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан Ишмухаметова Р.И, возражавшего против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Трофимова А.А, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2020 года N 1907 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованным 15 декабря 2020 года на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан https://mzio.bashkortostan.ru, определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень), в который под пунктом 1435 включен объект недвижимости - здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес", в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации как его кадастровая стоимость.
МУП "Уфимские инженерные сети" городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее административный истец), которому в спорном здании на праве хозяйственного ведения принадлежит нежилое помещение (бойлерная) с кадастровым номером N площадью 313, 4 кв.м, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия нормативного правового акта Перечня, обосновывая свою позицию тем, что данное нежилое помещение входит в состав здания с кадастровым номером N которое не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, и включение его в Перечень противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также нарушает право, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере. При этом МУП "Уфимские инженерные сети" городского округа город Уфа Республики Башкортостан является сетевой теплоснабжающей организацией, обеспечивает тепловой энергией (отопление и горячая вода) население и объекты социального назначения на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан. В хозяйственном ведении предприятия находятся здания и сооружения, которые являются объектами теплоснабжения (котельные и центральные тепловые пункты). Торговыми и административно-деловыми центрами (комплексами) предприятие не располагает. Все помещения, расположенные в здании с кадастровым номером N N и принадлежащие административному истцу, используются по прямому назначению - как центральный тепловой пункт N 604, который обеспечивает тепловой энергией и горячей водой близлежащие жилые дома и здания.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 1 июня 2023 года административное исковое заявление МУП "Уфимские инженерные сети" городского округа город Уфа Республики Башкортостан удовлетворено, признано недействующим с момента принятия приказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2020 года N 1907 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части включения в пункт 1435 объекта недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером N расположенное по адресу: "адрес".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 22 августа 2023 года решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 1 июня 2023 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требованиях отказано.
Не согласившись с апелляционным определением, представитель МУП Уфимские инженерные сети городского округа город Уфа Республики Башкортостан в кассационной жалобе просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. Указывает, что документами технического учета (инвентаризации) не подтверждается, что помещения, расположенные на третьем этаже спорного здания, являются офисами и, соответственно, площадь указанных помещений не могла быть учтена при определении процентного соотношения как площадь, занимаемая офисами и соответствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) к общей площади спорного здания, в соответствии с требованиями пункта статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Ссылается на то, что технический паспорт от 3 апреля 2008 год является надлежащим доказательством, поскольку согласно технического паспорта на отдельно стоящее трехэтажное нежилое здание (лит.А) от 19 января 2023 года помещения третьего этажа не содержат в своем составе офисов и соответствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
От представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан поступили письменные объяснения, в которых ставится вопрос об оставлении обжалуемого судебного акта без изменения, кассационной жалобы - без удовлетворения.
От Галиахметова А.Ф. поступили письменные объяснения, в которых ставится вопрос об отмене апелляционного определения, оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Федеральный законодатель указал в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1).
В силу положений пунктов 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, (объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Так, в Республике Башкортостан к объектам недвижимого имущества, в
отношении которых налоговая база с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, отнесены (статья 2.1. Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года
N 43-з "О налоге на имущество организаций"), в частности:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв. м и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.;
3) отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв. м и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
4) расположенные в многоквартирных домах нежилые помещения, площадь каждого из которых свыше 1000 кв. м, принадлежащие одному или нескольким собственникам, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения" в перечень включаются объекты недвижимого имущества, перечисленные в пунктах 1, 3 - 4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций".
По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства, в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из критериев, установленным названными выше правовыми нормами.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что спорный объект недвижимости имеет назначение "нежилое", наименование "основное строение", площадь 1187, 2 кв.м, которая соответствует требованию пункта 1 части 1 статьи 2.1. Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N 43-з "О налоге на имущество организаций" к площади административно-делового и (или) торгового центра. Спорное здание на момент принятия оспариваемого
нормативно-правового акта было расположено в пределах земельного участка
с кадастровым номером N с видом разрешенного использования
"здравоохранение, деловое управление, бытовое обслуживание". Указанный
земельный участок находится на праве аренды у ООО Медицинский концерн
"Пиль и К".
Для решения вопроса об отнесении спорного объекта недвижимости, размещенного на вышеназванном земельном участке, к объектам, перечисленным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, требуется установление иных предусмотренных для этого законом оснований с учетом фактического использования такого объекта недвижимости, или сведений, содержащихся в кадастровом паспорте данного объекта или документах технического учета (инвентаризации), указывающих на размещение в здании офисных, торговых объектов, объектов общественного питания или объектов бытового обслуживания не менее 20 процентов общей площади здания.
Здание включено в Перечень на основании акта обследования от 20 июля 2020 года.
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
При этом акт составлен с нарушением Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения", поскольку акт не отражает конкретных сведений о том, какие помещения здания (в какой площади, номерами согласно технической документации) и какой организацией используются в качестве офисов, какие в качестве объектов бытового обслуживания, отсутствует расчет площади помещений, соответствующих критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В этой связи суд первой инстанции пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, что по основании фактического использования помещений здания, оно не подлежало включению в Перечень.
Вместе с этим суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции, что документы технического учета (инвентаризации), а также сведения из Единого государственного реестра недвижимости не подтверждают обоснованность включения объекта недвижимости в Перечень, а именно, что наименование "помещение-офис" не является однозначным и не предусматривает безусловного размещения офиса.
Технический паспорт до 1 января 2013 года на спорное здание, как отдельный объект недвижимости, не изготавливался. Материалы дела содержат технические паспорта по состоянию на 7 августа 2003 года на помещение (центральный тепловой пункт - 604) площадью 313, 4 кв.м, по состоянию на 14 сентября 2009 года на нежилые помещения 2-го этажа площадью 389, 2 кв.м, по состоянию на 3 апреля 2008 года на нежилые помещения l-гo, 2-го и 3-го этажа площадью 433 кв.м.
Технический паспорт на отдельно стоящее 3-этажное здание по состоянию на 19 января 2023 года судом апелляционной инстанции не принят, поскольку данный технический паспорт был составлен после принятия Перечня.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости на спорное здание, спорное здание включает в себя помещения, которые поставлены на кадастровый учет.
Филиал ППК "Роскадастр" по Республике Башкортостан, выполнив анализ сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), выявил, что по состоянию на 15 декабря 2020 года в здании находились помещения с кадастровыми номерами 02: N, которые имеют следующие характеристики:
-объект недвижимости с кадастровым номером N: назначение помещения - нежилое, наименование помещения - помещение, площадь 22, 3 кв.м, зарегистрировано право аренды за ООО "БашУралЛифт", -объект недвижимости с кадастровым номером N: назначение помещения - нежилое, наименование помещения - помещение-офис, площадь 433 кв.м, сведения о зарегистрированном праве аренды (субаренды) отсутствуют, -объект недвижимости с кадастровым номером N: назначение помещения - нежилое, наименование помещения - помещение, площадь 389, 2 кв.м, сведения о зарегистрированном праве аренды (субаренды) отсутствуют, -объект недвижимости с кадастровым номером N: назначение помещения - нежилое, наименование помещения - помещение, площадь 15, 5 кв.м, сведения о зарегистрированном праве аренды (субаренды) отсутствуют, -объект недвижимости с кадастровым номером N: назначение помещения - нежилое, наименование помещения - помещение, площадь 4, 3 кв.м, сведения о зарегистрированном праве аренды (субаренды) отсутствуют, -объект недвижимости с кадастровым номером N: назначение помещения - нежилое, наименование помещения - помещение, площадь 313, 4 кв.м, зарегистрировано право аренды за ООО "Башкирские распределительные тепловые сети".
В базе данных ЕГРН с момента постановки на государственный кадастровый учет объектов недвижимости с кадастровыми номерами N заявлений о государственном кадастровом учете изменений объектов недвижимости не поступало.
Таким образом, помещения переданы в аренду ООО "БашУралЛифт", ООО "Башкирские распределительные тепловые сети" не в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении административного иска, суд апелляционной инстанции исходил из того, что площадь помещения, имеющего назначение "нежилое" и наименование "помещение - офис", составляет 433 кв.м, то есть 36, 47 процентов от общей площади здания 1187, 2 кв.м, что соответствует требованиям подпункта 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем пришел к выводу, что данное обстоятельство являлось достаточным условием для включения его в Перечень.
Данный вывод является правильным, в полной мере согласуется с приведенными выше законоположениями и установленными по делу обстоятельствами.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание по мотивам, приведенным выше.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшегося судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 22 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу МУП "Уфимские инженерные сети" городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 15 декабря 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.