Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Бритвиной Н.С, Карякина Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 7 ноября 2023 года кассационную жалобу Гафирова М.М. на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 4 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 8 сентября 2023 года по административному делу N 2а-2348/2023 по административному исковому заявлению Гарифова Мидхата Минсагитовича к Комитету земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, председателю означенного Комитета Пузыревой И.Г, Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан об оспаривании решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, возложении обязанности повторно рассмотреть обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Заслушав доклад судьи Карякина Е.А, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Гарифов М.М. (далее также - административный истец, заявитель) обратился в суд с вышеозначенным исковым заявлением об оспаривании решения Комитета земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности Альметьевского муниципального района Республики Татарстан (далее также - Комитет, уполномоченный орган, административный ответчик) об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выраженного в письме от 13 июня 2023 года N 12905/209. Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены: председатель Комитета Пузырева И.Г, исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан.
В обоснование заявленных требований указано, что Гарифов М.М. является собственником гаража площадью 27, 7 кв.м, построенного им в 1995 году в гаражном обществе "Лето", на земельном участке, расположенном на территории базы ПМК-2 в г. Альметьевске, предоставленном административному истцу на основании решения Президиума Альметьевского городского Совета народных депутатов от 30 мая 1995 года N 138.
С целью оформления права собственности на земельный участок, кадастровым инженером подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, с которой административный истец обратился в Комитет с заявлением об ее утверждении.
19 апреля 2023 года Комитетом по заявлению принято решение, которым отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории со ссылкой на то, что не приложены документы, подтверждающие право заявителя на предоставление земельного участка в собственность.
Административный истец, выражая свое несогласие с принятым решением об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, с учетом произведенного уточнения требований просил суд: признать незаконным решение Комитета, выраженное в письме от 13 июня 2023 года N 12905/209, возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть поданное обращение.
Решением Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 4 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 8 сентября 2023 года, в удовлетворении административного искового заявления Гарифову М.М. отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 13 ноября 2023 года, Гарифов М.М. просит отменить постановленные по делу судебные акты ввиду неверного применения судами норм материального права, неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела. Излагая обстоятельства дела, указывает, что вопреки выводам судов у Комитета отсутствовали правовые основания для отказа в утверждении схемы, поскольку она выполнена в соответствии с предъявляемыми требованиями.
По мнению автора жалобы, судами не учтено, что спорный гараж самовольной постройкой не признан, земельный участок официально ему предоставлен в 1995 году, о чем он представил решение Президиума Альметьевского городского Совета народных депутатов от 30 мая 1995 года N 138.
Согласно утверждению подателя жалобы, вопреки выводам судов в сложившейся ситуации наличествуют все условия для применения статьи 3.7 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ).
Информация о времени и месте судебного заседания суда кассационной инстанции в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации своевременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
При этом обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений (часть 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как следует из материалов дела и установлено судами, 11 апреля 2023 года Гарифов М.М. обратился в Комитет с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, приложив к заявлению схему расположения земельного участка, площадью 32 кв.м, расположенного на территории базы ПМК-2 г. Альметьевск, предоставленного заявителю на основании решения Президиума Альметьевского объединенного Совета народных депутатов от 30 мая 1995 года N 138 для строительства гаража в гаражном обществе "Лето".
К заявлению приложены: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, акт согласования местоположения границ земельного участка с правообладателями смежных земельных участков, технический план здания (гаража), вышеупомянутое решение Президиума, заключение кадастрового инженера (л.д. 14-27).
Решением Комитета от 19 апреля 2023 года заявителю отказано в предоставлении испрашиваемой муниципальной услуги с указанием на отсутствие сведений, подтверждающих выделение земельного участка и принадлежность расположенного на нем объекта капитального строительства (гаража), правообладателю, со ссылкой на пункты 1 и 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку с заявлением обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (л.д. 28).
Впоследствии в адрес административного истца Комитетом направлено письмо от 13 июня 2023 года N 12905/209, в соответствии с которым Комитетом выявлена ошибка специалиста при подготовке ответа, не влияющая на результат оказанной услуги, поскольку повторное заявление, в отличие от предыдущих выбрано под услугой "утверждение схемы расположения земельного участка" вместо "предварительное согласование предоставления земельного участка", в связи с чем пересмотрено ранее принятое решение Комитета от 19 апреля 2023 года.
Так, в порядке пересмотра решения основанием отказа в удовлетворении заявления Гарифова М.М. от 11 апреля 2023 года со ссылкой на подпункт 3 пункта 16, пункт 4 статьи 11.10, пункт 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации Комитетом указано: схема расположения земельного участка подготовлена с нарушением требований к образуемым земельным участкам ввиду того, что подготовка схемы расположения земельного участка обеспечена субъектом, не предоставившим документы, подтверждающие право на приобретение земельного участка без торгов (л.д. 49).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из правомерности отказа Комитета в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, поскольку заявителем не предоставлены документы, подтверждающие право на приобретение земельного участка, документы о предоставлении земельного участка либо на право возведения гаража.
Между тем при рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций не учтено следующее.
Согласно пункту 1 статьи 3.7 Федерального закона N 137-ФЗ (статья 3.7 введена Федеральным законом от 5 апреля 2021 года N 79-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) предоставление гражданам для собственных нужд земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения гаражей осуществляется в порядке, установленном главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В силу пункта 2 названной статьи 3.7 до 1 сентября 2026 года гражданин, использующий гараж, являющийся объектом капитального строительства и возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ, имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором он расположен, в следующих случаях:
1) земельный участок для размещения гаража был предоставлен гражданину или передан ему какой-либо организацией (в том числе с которой этот гражданин состоял в трудовых или иных отношениях) либо иным образом выделен ему либо право на использование такого земельного участка возникло у гражданина по иным основаниям;
2) земельный участок образован из земельного участка, предоставленного или выделенного иным способом гаражному кооперативу либо иной организации, при которой был организован гаражный кооператив, для размещения гаражей, либо право на использование такого земельного участка возникло у таких кооператива либо организации по иным основаниям и гараж и (или) земельный участок, на котором он расположен, распределены соответствующему гражданину на основании решения общего собрания членов гаражного кооператива либо иного документа, устанавливающего такое распределение.
Указанные гаражи могут быть блокированы общими стенами с другими гаражами в одном ряду, иметь общие с ними крышу, фундамент и коммуникации либо быть отдельно стоящими объектами капитального строительства.
В случае, предусмотренном подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи, к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка прилагаются документ о предоставлении или ином выделении гражданину земельного участка либо о возникновении у гражданина права на использование такого земельного участка по иным основаниям, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, и документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя в случае, если с заявлением обращается представитель заявителя.
В случае отсутствия у гражданина документа, подтверждающего предоставление или иное выделение ему земельного участка либо возникновение у него права на использование такого земельного участка по иным основаниям, к заявлению может быть приложен один или несколько из следующих документов:
заключенные до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации договор о подключении (технологическом присоединении) гаража к сетям инженерно-технического обеспечения, и (или) договор о предоставлении коммунальных услуг в связи с использованием гаража, и (или) документы, подтверждающие исполнение со стороны гражданина обязательств по оплате коммунальных услуг;
документ, подтверждающий проведение государственного технического учета и (или) технической инвентаризации гаража до 1 января 2013 года в соответствии с требованиями законодательства, действовавшими на момент таких учета и (или) инвентаризации, в котором имеются указания на заявителя в качестве правообладателя гаража либо заказчика изготовления указанного документа и на год его постройки, указывающий на возведение гаража до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации (пункт 5 статьи 3.7 Федерального закона N 137-ФЗ).
В принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка, указанного в пункте 2 настоящей статьи, наряду с основаниями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, должно быть отказано, если данный гараж в судебном или ином предусмотренном законом порядке признан самовольной постройкой, подлежащей сносу (пункт 12 статьи 3.7).
Пунктом 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (пункт 4 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка являются, в том числе, несоответствие схемы расположения участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установленными в соответствии с пунктом 12 этой статьи (подпункт 1 пункта 16); разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 данного Кодекса требований к образуемым земельным участкам (пункт 3).
Вместе с тем, со стороны судов не получили надлежащей оценки заслуживающие внимания доводы Гарифова М.М. о том, что достоверно установлен факт принадлежности административному истцу спорного гаража, который является объектом капитального строительства, что подтверждено совокупностью представленных в материалы дела доказательств, в том числе техническим планом здания от 16 февраля 2023 года (л.д. 18-25).
Согласно означенному техническому плану и не опровергнуто административными ответчиками, год завершения строительства названного объекта недвижимости - 1995 (л.д. 22), что соответствует требованиям пункта 2 статьи 3.7 Федерального закона N 137-ФЗ о том, что гражданин, использующий гараж, являющийся объектом капитального строительства и возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ, имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором он расположен.
Во исполнение требований подпункта 1 пункта 2 статьи 3.7 названного Закона, заявителем представлен в уполномоченный орган подлинный документ о предоставлении или ином выделении гражданину земельного участка либо о возникновении у гражданина права на использование такого земельного участка: решение Президиума Альметьевского объединенного Совета народных депутатов от 30 мая 1995 года N 138 для строительства гаража в гаражном обществе "Лето".
Согласно пункту 1 означенного решения административный истец указан в дополнительном списке членов гаражного общества "Лето", расположенного на территории базы ПМК-2, что соответствует фактическому местоположению гаража.
Пунктом 4 решения на управление архитектуры и градостроительства возложена обязанность отвести земельный участок в натуре и выдать необходимую документацию.
Вышеизложенные обстоятельства имеют определяющее правовое значение для правильного разрешения дела, поскольку их анализ позволяет прийти к выводу о том, что принадлежащий административному истцу гараж, являющийся объектом капитального строительства и неразрывно связанный с землей, возведен до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации в установленном законом порядке на основании решения органа местного самоуправления, при этом административными ответчиками не представлено доказательств, подтверждающих, что принадлежащий административному истцу гараж в установленном законом порядке признан самовольной постройкой.
С учетом вышеизложенного, отсутствие в архивах государственных органов и ведомств документов, подтверждающих предоставление земельного участка административному истцу, вопреки позиции судебных инстанций, не может служить основанием для отказа ему в праве, предусмотренном статьей 3.7 Федерального закона N 137-ФЗ.
Подлинность предоставленного административным истцом документа никем оспорена не была. Земельный участок сформирован согласно представленной к утверждению схеме, сведений о наличии споров о его границах не имеется.
Следовательно, уполномоченный орган неправомерно отказал заявителю в предоставлении испрашиваемой муниципальной услуги.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда такой акт содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").
Допущенное судами обеих инстанций неправильное применение норм материального права привело к принятию судами неправильных судебных актов.
Исходя из изложенного, суд кассационной инстанции полагает необходимым судебные акты судов первой и апелляционной инстанций отменить, по делу принять новое решение, которым признать незаконным оспариваемое решение с возложением на уполномоченный орган обязанности повторного рассмотрения заявления.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 4 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 8 сентября 2023 года отменить.
По административному делу N 2а-2348/2023 принять новое решение, которым признать незаконным решение Комитета земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности Альметьевского муниципального района Республики Татарстан об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выраженное в письме от 13 июня 2023 года N 12905/209; возложить на Комитет земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности Альметьевского муниципального района Республики Татарстан обязанность повторно рассмотреть обращение Гарифова М.М. от 11 апреля 2023 года об утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 20 декабря 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.