Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Алексеева Д.В, Орловой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 30 октября 2023 года кассационную жалобу Муратова Р.Т. на решение Агрызского районного суда Республики Татарстан от 9 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 12 сентября 2023 года по административному делу N 2а-224/2023 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России N 9 по Республике Татарстан к Муратову Р.Т. о взыскании обязательных платежей.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных актов, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Муратов Р.Т. является плательщиком налога на имущество физических лиц, земельного налога и транспортного налога, в связи с чем налоговым органом в его адрес направлены налоговые уведомления:
N 58438808 от 1 августа 2019 года, в котором за налоговый период 2018 года исчислен транспортный налог в размере 51 906 руб, земельный налог в размере 3 871 руб, налог на имущество физических лиц в размере 17 217 руб.;
N 13677757 от 3 августа 2020 года, в котором за налоговый период 2019 года исчислен транспортный налог в размере 45 541 руб, налог на имущество физических лиц в размере 32 243 руб.;
N 27657903 от 1 сентября 2021 года, в котором за налоговый период 2020 года исчислен налог на имущество физических лиц в размере 521 574 руб, в том числе в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами N - 356 151 руб, N - 165 423 руб, при исчислении которых применена ставка 2 процента от кадастровой стоимости.
15 декабря 2020 года Межрайонной ИФНС N 10 по Удмуртской Республике сформировано требование N 49628 об уплате налога на имущество физических лиц в размере 4 855 руб. и пени в размере 8, 94 руб, начисленных на указанную сумму недоимки, установлен срок исполнения до 22 января 2021 года.
4 марта 2021 года налоговым органом сформировано требование N 6255 об уплате пени по транспортному налогу, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц на общую сумму 3156, 61 руб, установлен срок исполнения до 6 апреля 2021 года.
14 октября 2021 года административным истцом сформировано требование N 32203 об уплате пени по транспортному налогу, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц на общую сумму 3054, 95 руб, установлен срок исполнения до 6 ноября 2021 года.
9 декабря 2021 года сформировано требование N 37515 об уплате налога на имущество физических лиц в размере 521 574 руб, установлен срок исполнения до 11 января 2022 года.
В связи с неисполнением Муратовым Р.Т. своей обязанности по уплате налога налоговый орган обратился в суд с заявлением о вынесении судебного приказа.
Мировым судьей судебного участка N 1 по Агрызскому судебному району Республики Татарстан вынесен судебный приказ от 9 июня 2022 года, которым с Муратова Р.Т. взыскана задолженность по уплате обязательных платежей, государственная пошлина.
В связи с поступившими возражениями Муратова Р.Т. определением мирового судьи от 8 июля 2022 года судебный приказ отменен.
5 августа 2022 года Межрайонная ИФНС России N 9 по Республике Татарстан обратилась в суд с настоящим административным иском.
Решением Агрызского районного суда Республики Татарстан от 9 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 12 сентября 2023 года, административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России N 9 по Республике Татарстан удовлетворено, с Муратова Р.Т. взысканы:
налог на имущество физических лиц за налоговый период 2020 года в размере 521 574 руб, пени на сумму 3 531, 62 руб.;
пени по транспортному налогу на сумму 3 353, 11 руб.;
пени по земельному налогу на сумму 205, 29 руб.;
государственная пошлина в размере 8 487 рублей.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Муратов Р.Т. в кассационной жалобе просит их изменить в части взыскания налога на имущество физических лиц за налоговый период 2020 года. Указывает, что административное здание, в котором расположены принадлежащие ему на праве собственности нежилые помещения с кадастровыми номерами N и N не относится к административно-деловому центру или торговому центру (комплексу), поэтому за налоговый период 2020 года должна применяться ставка 0, 9 процентов, а не 2 процента.
То есть судебные акты оспариваются лишь в части обоснованности применения налоговым органом к объектам недвижимости с кадастровыми номерами N и N ставки 2 процента. В другой части судебные акты не обжалуются.
В пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции" указано, что суд кассационной инстанции рассматривает кассационные жалобу, представление в пределах указанных в них доводов.
От представителя Межрайонной ИФНС России N 9 по Республике Татарстан поступили письменные объяснения, в которых ставится вопрос об оставлении обжалуемых судебных актов без изменения, кассационной жалобы - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
На основании положений статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
На основании пункта 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с положениями статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус") в размерах, не превышающих 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов руб. (подпункт 2 пункта 2).
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от: кадастровой стоимости объекта налогообложения; вида объекта налогообложения; места нахождения объекта налогообложения (пункт 6).
В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.
Частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Удовлетворяя требования налогового органа в части взыскания недоимки по налогу на имущество физических лиц за налоговый период 2020 года в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами N и N с применением ставки 2 процента от кадастровой стоимости, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что данные объекты недвижимости включены под номерами 7675, 7676 в перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на налоговый период 2020года, утвержденный постановлением Правительства Удмуртской Республики от12 ноября 2019 года N522. При этом срок и порядок обращения в суд налоговым органом соблюден, расчет недоимки осуществлен верно.
В этой связи суд первой инстанции пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, что административный иск подлежит удовлетворению.
Данный вывод является правильным, в полной мере согласуется с приведенными выше законоположениями и установленными по делу обстоятельствами.
Довод кассационной жалобы о том, что здание, в котором расположены принадлежащие административному ответчику на праве собственности нежилые помещения с кадастровыми номерами N и N, не отвечает требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, соответственно, налоговым органом при расчете налога на имущество физических лиц неверно определена ставка в размере 2процентов, подлежит отклонению, поскольку включение объектов недвижимости в указанный выше перечень, является самостоятельным основанием для применения ставки 2 процента.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Агрызского районного суда Республики Татарстан от 9 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 12 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Муратова Р.Т. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.