Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 21 апреля 2008 г. N А48-3899/07-6
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; от ответчика - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу ООО "П" на решение Арбитражного суда Орловской области от 26.11.2007 по делу N А48-3899/07-6 установил:
Общество с ограниченной ответственностью "П" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации присоединения юридических лиц от 16.07.2007 N 05-19/10942 Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Орловской области (далее - Инспекция) и об обязании Инспекции осуществить государственную регистрацию присоединения ООО "П", ООО "К", ООО "И", ООО "Ш", ООО "Я" к ООО "А".
Решением суда от 26.11.2007 в удовлетворении требований заявителя отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Общество просит принятый по делу судебный акт отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права.
В силу ч. 1 ст. 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Как видно из материалов дела, совместным общим собранием участников ООО "Компания "Б", ООО "И", ООО "П", ООО "Ш", ООО "Я" и ООО "А" 18.05.2007 принят протокол N 1, согласно которому общим собранием одобрена реорганизация вышеуказанных юридических лиц посредством их присоединения к ООО "А".
31 августа 2007 года между вышеуказанными обществами заключен договор о присоединении, подписанный руководителями единоличных исполнительных органов обществ.
В этот же день к договору о присоединении принят передаточный акт.
Согласно описи вложения, представленной в материалы дела, в налоговый орган представлены следующие документы: документы, заключенные между всеми участниками реорганизации: протокол N 1 от 18.05.2007, договор о присоединении от 31.08.2007, передаточный акт от 31.08.2007, а также документы от каждого общества: заявления о внесении записи о прекращении деятельности юридического лица по ООО "П", ООО "Компания "Б", ООО "И", ООО "Ш", ООО "Я", бухгалтерские балансы от ООО "П", ООО "Компания "Б", ООО "И", ООО "Ш", ООО "Я", ООО "А", а также почтовые квитанции и описи об отправке сопроводительных писем и квитанция об уплате госпошлины.
Рассмотрев поступившие документы, Инспекция приняла решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов при государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица ООО "П" при реорганизации в форме присоединения.
Аналогичные решения приняты налоговым органом и в отношении остальных участников реорганизации в форме присоединения: ООО "Я", ООО "Компания "Б", ООО "И", ООО "Ш".
Полагая, что решение Инспекции об отказе в государственной регистрации не соответствует требованиям закона, ООО "П" обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд обоснованно исходил из следующего.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением Единого государственного реестра юридических лиц регулирует Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В соответствии с п. 3 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, к которому осуществляется присоединение, представляются заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, решение о реорганизации юридического лица, договор о присоединении и передаточный акт.
Подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ установлено, что отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов. Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи (п. 3 ст. 23).
Пунктами 3, 4 статьи 51 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" установлено, что при реорганизации общества в форме присоединения к нему другого общества первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного общества. Государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесения записи о прекращении деятельности реорганизованных обществ, а также государственная регистрация изменений в уставе осуществляется в порядке, установленном федеральными законами.
Порядок реорганизации обществ с ограниченной ответственностью путем присоединения, регламентирован статьей 53 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью".
Присоединением общества признается прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу (пункт 1).
Общее собрание участников каждого общества, участвующего в реорганизации в форме присоединения, принимает решение о такой реорганизации, об утверждении договора о присоединении, а общее собрание участников присоединяемого общества также принимает решение об утверждении передаточного акта (пункт 2).
Совместное общее собрание участников обществ, участвующих в присоединении, вносит в учредительные документы общества, к которому осуществляется присоединение, изменения, связанные с изменением состава участников общества, определением размеров их долей, иные изменения, предусмотренные договором о присоединении, а также при необходимости решает иные вопросы, в том числе вопросы об избрании органов общества, к которому осуществляется присоединение. Сроки и порядок проведения такого общего собрания определяются договором о присоединении (пункт 3).
При присоединении одного общества к другому к последнему переходят все права и обязанности присоединенного общества в соответствии с передаточным актом (пункт 4).
Как следует из материалов дела и не отрицается Обществом пакет документов, поданный заявителем в налоговый орган, не содержал решения общего собрания участников ООО "П" о реорганизации, решения общего собрания участников ООО "П" об утверждении договора о присоединении.
Перечисленные документы, необходимые для принятия налоговым органом решения о прекращении деятельности юридического лица при присоединении, не были представлены и другими юридическими лицами, участвующими в процессе реорганизации путем присоединения их к основному обществу.
Представленный на регистрацию передаточный акт от 31.05.2007 не содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица. В передаточном акте указано только на общую балансовую стоимость передаваемых активов всех обществ, а также указаны суммы дебиторской и кредиторской задолженности без разбивки на каждое присоединяемое общество и без указания на дебиторов и кредиторов. Этот момент прописан и в п.п. 2.3 п. 2 договора о присоединении от 31.05.2007: "Присоединяемые общества обязуются обеспечить принятие компетентными органами управления необходимых решений:...совместно с основным обществом подготовить, а также утвердить передаточный акт указанием всех кредиторов и дебиторов".
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что налоговым органом правомерно принято решение об отказе в государственной регистрации в связи с непредставлением определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов при государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица при реорганизации в форме присоединения в отношении ООО "П".
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 26.11.2007 по делу N А48-3899/07-6 оставить без изменения, а кассационную жалобу ООО "П" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21 апреля 2008 г. N А48-3899/07-6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании