Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улановой Е.С, судей Ившиной Т.В, Трескуновой Л.А, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Александровой Марины Вячеславовны на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 3 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 22 июня 2023 года по гражданскому делу N 2-1154/2023 по иску Александровой Марины Вячеславовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, заслушав доклад судьи Улановой Е.С, проверив материалы дела,
УСТАНОВИЛА
:
Александрова М.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл (далее - ОСФР по Республике Марий Эл) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, мотивируя следующим. Решением Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Марий Эл (далее - ГУ-ОПФР по Республике Марий Эл, пенсионный орган) от 25 августа 2022 года N 77684/22 ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности по мотиву отсутствия требуемого специального стажа, при этом из ее стажа исключен период работы в должности учителя в Нартасской неполной средней школе Мари-Турекского района с 1 октября 1993 года по 26 ноября 1996 года. Данный отказ истица считает незаконным. Александрова М.В. с учетом уточнения исковых требований просила признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности на 22 декабря 2020 года, возложить на ответчика обязанность включить в ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в организациях для детей, период работы в должности учителя в Нартасской неполной средней школе Мари-Турекского района с 1 октября 1993 года по 26 ноября 1996 года и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 22 июня 2022 года, взыскать с ответчика судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 3 апреля 2023 года исковые требования Александровой М.В. удовлетворены частично. На ОСФР по Республике Марий Эл возложена обязанность включить в специальный стаж Александровой М.В, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в организациях для детей, периоды работы в Нартасской неполной средней школе организатором по воспитательной работе с 6 сентября 1994 года по 19 сентября 1994 года, организатором по воспитательной работе и учителем русского языка и литературы с 20 сентября 1994 года по 26 ноября 1996 года. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. С ОСФР по Республике Марий Эл в пользу Александровой М.В. взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 22 июня 2023 года решение оставлено без изменения.
Александрова М.В. обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 3 апреля 2023 года (ошибочно указывая 06.04.2023 года) в части отказа в удовлетворении требований о признании права Александровой М.В. на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением 25 лет педагогической деятельности на 22 декабря 2020 года, возложении на ОСФР по Республике Марий Эл обязанности включить в специальный страховой стаж период работы с 01.10.1993г. по 05.09.1994г. в должности учителя Нартасской неполной средней школы Мари-Турекского района и назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 22 июня 2022 года, апелляционное определение Верховного суда Республики Марий Эл от 22 июня 2023 года отменить и вынести новое решение, удовлетворив исковые требования в полном объеме.
Представитель ОСФР по Республике Марий Эл Плотникова З.А. направила в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ответчика.
Иные лица, участвующие по делу, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Разрешая спор, суд первой инстанции частично удовлетворил исковые требования в приведенной выше формулировке. Судебные постановления в указанной части не обжалуются, в связи с чем не являются предметом проверки суда кассационной инстанции.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 3 июня 2022 года Александрова М.В. обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в организациях для детей.
Решением ГУ-ОПФР по Республике Марий Эл от 25 августа 2022 года N 77684/22 Александровой М.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности по мотиву отсутствия требуемого 25-летнего специального стажа. Специальный стаж истца по состоянию на 3 июня 2022 года, признанный пенсионным органом в бесспорном порядке, составил 23 года 3 месяца 16 дней. Из специального стажа истицы исключен период работы с 1 октября 1993 года по 26 ноября 1996 года.
Согласно записям в трудовой книжке, 23 августа 1993 года Александрова М.В. принята на работу на должность старшей вожатой Нартасской неполной средней школы Мари-Турекского района с предоставлением права преподавания биологии, в которой проработала по 5 сентября 1994 года включительно.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований в остальной части, суд первой инстанции пришел к выводу, что отсутствуют правовые основания для возложения на ответчика обязанности включить период работы Александровой М.В. в должности старшей вожатой в Нартасской неполной средней школе Мари-Турекского района с 1 октября 1993 года по 5 сентября 1994 года в ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в организациях для детей.
Суд первой инстанции исходил из того, что ни действовавшим в спорный период списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, ни списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, не предусмотрено должности старшей вожатой, которую в спорный период занимала истица, в связи с чем оснований для включения указанного периода в ее специальный стаж не имеется.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами суда первой инстанции согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными и не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы, поскольку приведенные выше выводы судов предыдущих инстанций соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и обстоятельствам данного гражданского дела.
Автор кассационной жалобы указал, что в период с 01.10.1993г. по 05.09.1994г. Александрова М.В. работала в Нартасской неполной средней школе старшей вожатой с предоставлением права преподавания биологии. Из справки, уточняющей характер работы МБОУ "Нартасская средняя общеобразовательная школа" N 69 от 04.07.2018г. видно, что Александрова М.В. в спорный период работала учителем. Устанавливая для учителя школы право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, законодатель не ограничивает это право условием оформления трудовых отношений, зависящее от работодателя.
Указанные доводы судебной коллегией отклоняются как основанные на неправильном толковании норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с пп. "м" п. 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных положений действующего пенсионного законодательства следует, что ни в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, ни в ранее действовавшем Списке, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, должность вожатого не поименована.
Доводы кассационной жалобы о том, что Александровой М.В. представлено достаточно доказательств, подтверждающих её работу в качестве учителя в спорный период, судебной коллегией отклоняются, поскольку указанные доводы свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными судом обстоятельствами и оценкой представленных сторонами доказательств.
Между тем, в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что отсутствие в сведениях персонифицированного учета в спорные периоды кода льготной работы не может влиять на право истицы на их включение в специальный стаж, права Александровой М.В. не должны ставиться в зависимость от выполнения либо невыполнения работодателем своих обязанностей, судебной коллегией отклоняется.
Как разъяснено в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными).
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Как усматривается из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, указаний на коды льготных условий в спорный период работы не имеется, индивидуальные сведения на истицу представлены страхователем на общих основаниях.
Доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, которые бы в своей совокупности опровергали достоверность сведений персонифицированного учета, в материалы дела не представлено.
Доказательств того, что истица занимала штатную должность учителя в спорный период и имела полную занятость на ставку заработной платы учителя, Александровой М.В. не представлено.
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Обязанность по предоставлению доказательств в подтверждение периодов работы при включении их в специальный стаж возложена на гражданина, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии, а не на пенсионный орган.
Иные доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию истицы, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, тщательно исследованную судами и нашедшую верное отражение и правильную оценку в судебных постановлениях, не содержат указаний на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, а потому не могут повлечь отмену судебных постановлений применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 3 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 22 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Александровой Марины Вячеславовны - без удовлетворения.
Председательствующий Е.С. Уланова
Судьи Т.В. Ившина
Л.А. Трескунова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.