Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Непопалова Г.Г, Юдкина А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Захаровой И.Ю, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 3 августа 2023 года по гражданскому делу N 2-345/2023 по иску Захаровой И.Ю, к Управлению по культуре и искусству администрации г. Оренбурга, Управлению по социальной политике администрации города Оренбурга о признании наличия стажа муниципальной службы, установлении пенсии за выслугу лет.
Заслушав доклад судьи Юровой О.В, проверив материалы дела, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Захарова И.Ю. обратилась в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование заявленных требований, что 1 сентября 2022 года она обратилась в Управление по культуре и искусству администрации г. Оренбурга с заявлением об установлении пенсии за выслугу лет.
9 сентября 2022 года ей дан ответ об отказе в установлении пенсии за выслугу лет по причине отсутствия необходимого минимального стажа.
С данным отказом она не согласна, поскольку в период с 2002 по 2016 год занимала должности государственной гражданской службы в Оренбургской таможне. 8 июля 2019 года при трудоустройстве в Управление по культуре и искусству администрации города Оренбурга ею представлены документы и сведения, подтверждающие имеющийся стаж государственной гражданской службы 15 лет 1 месяц работы в Оренбургской таможне. Однако, при рассмотрении заявления об установлении пенсии за выслугу лет муниципального служащего были учтены только периоды работы на должностях государственной гражданской службы, указанные в трудовой книжке.
С учетом изложенного Захарова И.Ю. просила суд признать наличие стажа муниципальной службы, продолжительность которого необходима для назначения пенсии за выслугу лет; установить пенсию за выслугу лет к страховой пенсии по старости с момента обращения - 1 сентября 2022 года.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление по социальной политике администрации города Оренбурга, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ОСФР РФ по Оренбургской области.
Решением Центрального районного суда г. Оренбурга от 17 марта 2023 года исковые требования Захаровой И.Ю. удовлетворены.
Признано наличие у Захаровой И.Ю. необходимого стажа муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет продолжительностью 18 лет 1 месяц 26 дней.
Захаровой И.Ю. установлена пенсия за выслугу лет к страховой пенсии по старости с момента обращения - 1 сентября 2022 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 3 августа 2023 года решение суда первой инстанции отменено, постановлено новое, которым в удовлетворении исковых требований Захаровой И.Ю. к Управлению по культуре и искусству администрации г. Оренбурга, Управлению по социальной политике администрации города Оренбурга о признании наличия стажа муниципальной службы, установлении пенсии за выслугу лет отказано.
В кассационной жалобе Захарова И.Ю. просит апелляционное определение отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылается на неправильное применение норм материального права, неправильную оценку обстоятельств дела.
В возражениях на кассационную жалобу представитель Управления по культуре и искусству администрации г. Оренбурга просит апелляционное определение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, рассмотреть дело в их отсутствие.
В возражениях на кассационную жалобу представитель Управления по социальной политике администрации г. Оренбурга просит апелляционное определение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, рассмотреть дело в их отсутствие.
Захарова И.Ю просила рассмотреть дело без ее участия, требования кассационной жалобы поддерживает в полном объеме, о чем указала в ходатайстве.
Иные лица, участвующие в деле, правом участия в судебном заседании кассационной инстанции не воспользовались, надлежащим образом уведомлены о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с частью 2.1. статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения кассационной жалобы до начала судебного заседания не представили.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка участвующих в деле лиц в заседание суда кассационной инстанции не является препятствием в рассмотрении жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, а также возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Захарова И.Ю. проходила государственную гражданскую службу в период с 28 января 2002 года по 12 сентября 2002 года в должности инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля N 2 таможенного поста ЖДПП Илецк-1, в период с 13 сентября 2002 года по 30 марта 2016 года в должности таможенного инспектора отделения распоряжения товарами, обращенными в федеральную собственность отдела исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях.
Приказом начальника Оренбургской таможни ФТС ПТУ от 21 марта 2016 года N-к Захарова И.Ю. уволена с государственной гражданской службы с 30 марта 2016 года. Общая продолжительность стажа государственной гражданской службы составила 15 лег 1 месяц.
Согласно расчета стажа государственной гражданской службы Российской Федерации в таможенных органах Российской Федерации от 17 марта 2016 года N в стаж государственной службы на день увольнения истца засчитан, в том числе период обучения на дневном отделении Оренбургского фармацевтического училища в период с 1 сентября 1988 года по 26 июня 1990 года (00 лет 10 мес. 27 дней).
Также судом первой инстанции установлено, что в период с 8 июля 2019 года по 3 августа 2022 года истец осуществляла трудовую деятельность в должности ведущего специалиста Управления по культуре и искусству администрации г. Оренбурга.
С 4 августа 2022 года Захаровой И.Ю. назначена страховая пенсия по старости.
1 сентября 2022 года Захарова И.Ю. обратилась в Управление по культуре и искусству администрации г. Оренбурга с заявлением об установлении пенсии за выслугу лет.
Уведомлением Управления по культуре и искусству администрации г. Оренбурга от 9 сентября 2022 года N Захаровой И.Ю. в установлении пенсии за выслугу лет муниципальному служащему отказано по причине отсутствия необходимого минимального стажа. Стаж на 3 августа 2022 года составил 17 лет 2 месяца 29 дней.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, принимая во внимание продолжительность стажа государственной гражданской службы, определенного приказом начальника Оренбургской таможни ФТС ПТУ от 21 марта 2016 года N-к, исходил из того, что оснований для исключения из муниципального стажа истца периода обучения не имеется, в связи с чем признал наличие стажа истца достаточным для назначения пенсии за выслугу лет.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами суда первой инстанции не согласился, отменяя решение и отказывая в удовлетворении требований Захаровой И.Ю, исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения: должностей муниципальной службы; муниципальных должностей; государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации; должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов; иных должностей в соответствии с федеральными законами.
В стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим включаются (засчитываются) помимо периодов замещения должностей, указанных в части 1 настоящей статьи, иные периоды в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (часть 3 статьи 25 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ).
Порядок исчисления стажа муниципальной службы устанавливается законом субъекта Российской Федерации (часть 4 статьи 25 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ).
Статья 2 Закона Оренбургской области от 12 сентября 2000 года N "О стаже государственной гражданской (муниципальной) службы Оренбургской области" содержит исчерпывающий перечень должностей, которые могут быть зачтены в стаж государственной гражданской (муниципальной) службы.
Периоды обучения государственных гражданских служащих (работников) с отрывом от службы (работы) в учебных заведениях для получения дополнительного профессионального образования, повышения квалификации или переподготовки (стажировки) в случае их направления на обучение: федеральным государственным органом при замещении государственной должности (для продолжения работы) в федеральном государственном органе после окончания обучения; органом государственной власти и управления, а также организациями и учреждениями, осуществлявшими в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик отдельные функции государственного управления, при продолжении работы в указанных органах (организациях и учреждениях) после окончания обучения (пункт 22 статьи 2 Закон Оренбургской области от 12 сентября 2000 года N "О стаже государственной гражданской (муниципальной) службы Оренбургской области").
Иных указаний о возможности включения периодов обучения вышеуказанная статья не содержит.
Также отсутствует указание на возможность включения в стаж государственной гражданской службы периода обучения в Указе Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 года N 1532 "Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации".
Кроме того, данный нормативный правовой акт подлежит применению для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет и для определения продолжительности ежегодного дополнительного отпуска, что свидетельствует о невозможности его применения при определении стажа муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет.
В соответствии со статьей 6 Закона Оренбургской области от 12 сентября 2000 года N "О стаже государственной гражданской (муниципальной) службы Оренбургской области" документами, подтверждающими стаж государственной гражданской (муниципальной) службы, являются трудовая книжка и (или) сведения о трудовой деятельности, военный билет, справка военного комиссариата и иные документы соответствующих государственных органов, архивных учреждений, установленные законодательством Российской Федерации.
Поскольку при исчислении муниципального стажа истца подлежат включению только периоды трудовой деятельности, отражённые в трудовой книжке Захаровой И.Ю, а с учетом не включения периода обучения, стаж муниципальной службы истца по состоянию на день увольнения составил 17 лет 2 месяца 29 дней, что является недостаточным для назначения пенсии за выслугу лет в соответствии с Положением об установлении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы органов местного самоуправления города Оренбурга, утверждённым решением Оренбургского городского Совета от 11 июня 2010 года N.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
Доводы заявителя кассационной жалобы об обратном основаны на неверном толковании норм материального права, выводов суда не подменяют, а являются позицией истца.
Доводы жалобы о том, что судом дана неверная оценка представленным истцом доказательствам, не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судом второй инстанции норм материального права, неправильной оценке обстоятельств дела являются необоснованными, сводятся к несогласию с принятыми судами судебными постановлениями, не влекут отмены или изменения апелляционного определения суда.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы Захаровой И.Ю.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 3 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Захаровой И.Ю, - без удовлетворения.
Председательствующий О.В.Юрова
Судьи Г.Г.Непопалов
А.А.Юдкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.