Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кириченко А.Д, судей Герасимова Н.В, Балакиревой Е.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Акмаловой Л.З. на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 8 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 11 сентября 2023 года по гражданскому делу N 2-5006/2023 по иску Акмаловой Л.З. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о признании права на досрочную страховую пенсию.
Заслушав доклад судьи Кириченко А.Д, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Акмалова Л.З. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о включении периода работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, в льготном исчислении, назначении досрочной страховой пенсии.
В обоснование требований указывается, что решением пенсионного органа ей было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.
При этом, в специальный стаж не включены периоды её работы в льготном исчислении с 22 августа 1988 года по 6 августа 1991 года, с 3 декабря 1992 года по 25 апреля 1994 года в должности медицинской сестры отделения новорожденных родильного дома N1.
Не соглашаясь с таким решением, уточнив в ходе судебного разбирательства дела заявленные требования, истец просила суд включить вышеуказанные периоды работы в специальный стаж в льготном исчислении, включить периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 26 апреля 1994 года по 25 ноября 1996 года, с 14 августа 2000 года по 13 октября 2002 года, назначить досрочную страховую пенсию с 1 марта 2022 года.
Решением Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 8 июня 2023 года, оставленного без изменения апелляционным определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 11 сентября 2023 года, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе истец Акмалова Л.З. просит отменить судебные акты по делу как незаконные и необоснованные.
В судебном заседании суда кассационной инстанции истец, представитель ответчика не присутствовали, извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу истца не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушений судом первой и апелляционной инстанций не допущено.
Как установлено судом первой инстанции, истец зарегистрирован в качестве застрахованного лица в системе обязательного медицинского страхования 29 ноября 1998 года.
Решением ответчика N от 1 марта 2022 года истцу отказано во включении в стаж на соответствующих видах работ в льготном исчислении периода работы в должности медицинской сестры отделения новорожденных родильного дома N1 с 22 августа 1988 года по 6 августа 1991 года, с 3 декабря 1992 года по 25 апреля 1994 года, данные периоды работы зачтены в календарном порядке.
Также отказано во включении в стаж на соответствующих видах работ нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 26 апреля 1994 года по 25 ноября 1996 года, с 14 августа 2000 года по 13 октября 2002 года.
В назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности отказано, поскольку определенный ответчиком стаж такой деятельности составил 28 лет 2 месяца.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона (для женщин - 55 лет), при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно части 2, 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Постановлением Правительства Российской Федерации "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" от 16 июля 2014 года N 665 предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья, имевшим место в периоде с 11 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
Согласно пункту 3 указанного постановления Правительства Российской Федерации исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, предусмотрен средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В соответствии с указанным постановлением среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров один год работы засчитывается за один год и шесть месяцев.
Действующим в настоящее время Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости.., утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, предусмотрены медицинские сестры, учреждения - больницы всех наименований.
В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии.., утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781, в льготном исчислении один год работы за один год и шесть месяцев засчитывается в стаж работа в должностях операционной медицинской сестры отделений хирургического профиля стационаров, а также медицинской сестры перевязочных в отделениях определенного профиля, упомянутых в соответствующем перечне.
Как установлено судами в период с 22 августа 1988 года по 6 августа 1991 года, с 3 декабря 1992 года по 25 апреля 1994 года истец работала в должности медицинской сестры отделения новорожденных родильного дома N1, которое не является отделением хирургического профиля указанного медицинского учреждения, в связи с чем данная работа не может быть зачтена в соответствии с абз. 3 п. 2 постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N464.
Работы истца имела место в должности палатной медицинской сестры отделения новорожденных.
В соответствии с в соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N781 в льготном исчислении год работы засчитывается год и 6 месяцев засчитывается в стаж медицинской деятельности лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению.
Согласно данного Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев (приложение к Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N781) в льготном исчислении засчитывается работа в должности операционной медицинской сестры в отделениях хирургического профиля стационаров родильного дома, перечисленных в пункте 1 "Наименование структурных подразделений", где отделение новорожденных не указано.
Таким образом, судами обоснованно не включен период работы истца с 22 августа 1988 года по 6 августа 1991 года, с 3 декабря 1992 года по 25 апреля 1994 года в должности медицинской сестры отделения новорожденных родильного дома N1 льготном исчислении.
В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N30 от 11.12.2012 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 06.10.1992, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в специальный стаж истца периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 26 апреля 1994 года по 25 ноября 1996 года, с 14 августа 2000 года по 13 октября 2002 года, судами правомерно указано, что в соответствии с положениями действующего законодательства они не подлежат зачету в специальный стаж для целей досрочного назначения страховой пенсии по старости, поскольку имели место после 6 октября 1992 года.
Не установив требуемой продолжительности стажа лечебной деятельности 30 лет в городах при фактическом стаже 28 лет и 2 месяца, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для досрочного назначения пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанции и не усматривает оснований для отмены судебного постановления по доводам кассационной жалобы, поскольку приведенные выше выводы судов предыдущих инстанций соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, а также обстоятельствам данного гражданского дела.
Доводы кассационной жалобы Акмаловой Л.З. о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, таким образом, сводятся не согласию с судебными актами по существу спора, однако основаны на ошибочном толковании пенсионного законодательства и выводов судов по этой причине не опровергают.
Вынесенные судами судебные постановления соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона. При рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций не допущено неправильного применения норм материального или нарушения норм процессуального права, повлекших вынесение незаконных решений.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства и их выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 8 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 11 сентября 2023 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Акмаловой Л.З. - без удовлетворения.
Председательствующий А.Д. Кириченко
Судьи Н.В. Герасимов
Е.М. Балакирева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.