Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Назейкиной Н.А, судей Якушевой Е.В, Фокеевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-441/2023 по иску прокурора Ленинского района г.Орска, действующего в интересах Калачевых Марии Юрьевны, Вячеслава Владимировича, Елизаветы Вячеславовны, Екатерины Вячеславовны, Артема Вячеславовича, к Администрации г.Орска об обеспечении технической возможностью подключения к инженерным сетям: газораспределительной системе, системе водоснабжения предоставленного земельного участка, по кассационной жалобе ответчика Администрации г.Орска Оренбургской области на решение Октябрьского районного суда г.Орска Оренбургской области от 14 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 18 июля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Назейкиной Н.А, заключение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Вострокнутовой В.К. об оставлении судебных постановлений без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Ленинского района г.Орска, действующий в интересах Калачевой М.Ю, Калачева В.В, Калачевой Е.В, Калачевой Е.В, Калачева А.В, обратился в суд с иском к Администрации г.Орска об обеспечении технической возможностью подключения к инженерным сетям: газораспределительной системе, системе водоснабжения предоставленного земельного участка, указав в обоснование заявленных требований, что многодетной семье Калачевых из специального фонда предоставлен в собственность земельный участок, который до настоящего времени не обеспечен необходимой инженерной инфраструктурой. Между тем, разработанный Правительством Оренбургской области план мероприятий ("дорожная карта") по инфраструктурному обустройству земельных участков предусматривает первоначально проведение кадастровых работ, оформление документов землепользования, строительство объектов инженерной инфраструктуры, а затем предоставление земельных участков льготным категориям граждан.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд обязать Администрацию г.Орска благоустроить территорию кадастрового квартала N в районе земельного участка с кадастровым номером N:535 объектами инженерной инфраструктуры (газораспределительной системой, системой водоснабжения), обеспечивающими для собственников указанного земельного участка возможность технологического присоединения объекта индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического оснащения.
Решением Октябрьского районного суда г.Орска Оренбургской области от 14 февраля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 18 июля 2023 года, заявленные исковые требования удовлетворены, Администрация г.Орска обязана благоустроить территорию кадастрового квартала N в районе земельного участка с кадастровым номером N:535 объектами инженерной инфраструктуры (газораспределительной системой и системой водоснабжения), обеспечивающими для собственников указанного земельного участка возможность технологического присоединения объекта индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического оснащения.
В кассационной жалобе ответчик Администрация г.Орска Оренбургской области просит об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, считая их незаконными.
Информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 года N262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//6kas.sudrf.ru/).
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены оспариваемых судебных постановлений.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, постановлением Администрации г.Орска от 04 августа 2021 года N2055-п многодетной семье Калачевых на состав семьи из пяти человек в равных долях (по 1/5 доле каждому) предоставлен земельный участок с кадастровым номером N:535, площадью 726 кв.м, расположенный по адресу: "адрес".
Согласно информации АО "Газпром газораспределение Оренбург", ГУП "ОКЭС", МУП "ОПТС", ООО "Орскводоканал" в отношении указанного земельного участка техническая возможность подключения к инженерным коммуникациям газоснабжения имеется, техническая возможность присоединения к сетям теплоснабжения, энергоснабжения, водоснабжения и водоотведения отсутствует.
В результате проведенной прокуратурой Ленинского района г.Орска проверки установлено, что предоставленные в собственность земельные участки не обеспечены объектами инженерной инфраструктуры, а именно технологическое присоединение к сети водоснабжения и водоотведения возможно только после строительства водопровода, замены участка канализационных сетей и их проложения на территории участков: в связи с отсутствием сетей центрального теплоснабжения предлагается рассмотреть альтернативный вариант источника тепловой энергии; сеть газораспределения находится в районе пересечения автодороги по пр.Западный с автодорогой на п.Повоорск, технологическое присоединение земельного участка по адресу: "адрес" возможно путем строительства распределительного газопровода вдоль улиц жилой застройки к конечным потребителям с установкой ПРГ для понижения давления до проектного.
Разрешая возникший спор, исследовав обстоятельства по делу, проанализировав представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями подпункта 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 1, 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", части 2 статьи 4.1.2, пункта 2 статьи 4 Закона Оренбургской области от 22 сентября 2011 года N413/90-V-03 "О бесплатном предоставлении на территории Оренбургской области земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей", статьи 2, части 1 статьи 14, статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", постановления Правительства Оренбургской области от 4 июля 2019 года N491-пп об утверждении плана мероприятий ("дорожная карта"), установив, что многодетной семье Калачевых предоставлен земельный участок, который в нарушение действующего законодательства не обеспечен необходимой инфраструктурой, а обязанность по такому обеспечению возложена законом на администрацию муниципального образования, предоставившую такой участок, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об обоснованности требований прокурора.
Устанавливая правовое регулирование, законодатель принимал во внимание, в частности, цели улучшения жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставленных указанной категории граждан на бесплатной основе.
Исходя из этого Министерство регионального развития Российской Федерации утвердило Методические рекомендации субъектам Российской Федерации но порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, говоря о том, что земельный участок предоставляется при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, экологической обстановки, имея в виду отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают, в том числе полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27 июля 2010 года N190-ФЗ "О теплоснабжении" и полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Таким образом, действующим законодательством прямо предусмотрено, что на органе местного самоуправления, предоставляющем гражданам бесплатно в собственность земельный участок в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, а также снабжению необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 9 ноября 2017 года N2516-О также указал, что понятие "организация", используемое для целей определения вопросов местного значения, подразумевает необходимость решения органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера, в том числе регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, в целях реализации системы мер жизнеобеспечения населения в конкретной сфере и гарантирования соответствующих публично значимых услуг.
В системе действующего правового регулирования органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления.
Установив, что администрация г.Орска Оренбургской области не организовала газоснабжение и водоснабжение земельного участка, предоставленного под индивидуальное жилищное строительство многодетной семье Калачевых, которая до настоящего времени не обеспечена возможностью ведения строительства и беспрепятственного подключения к инженерно-техническим сетям, тем самым нарушив их права и законные интересы, суд первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу о возложении обязанности на данный орган муниципального образования по организации на земельном участке газоснабжения и водоснабжения.
Суд кассационной инстанции соглашается с изложенными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Довод кассационной жалобы о том, что Администрация г.Орска является ненадлежащим ответчиком, основаны на неправильном толковании норм Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ (ред. от 14 июля 2022 года) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Доводы кассационной жалобы о том, что судами не применены нормы материального права, регулирующие правоотношения по осуществлению газоснабжения жилищного строительства, водоснабжения, не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, поскольку задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", на основании положений подпункта 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом правовой позиции определенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 9 ноября 2017 года N2516-О.
Администрацией г.Орска не приняты в течение разумного срока должные меры для обеспечения земельного участка, необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой. Судами проверялось наличие технической возможности подключения объектов капитального строительства на земельных участках истцов к объектам газо-, водоснабжения и водоотведения.
Из пояснений представителей ресурсоснабжающих организаций следует, что такая возможность имеется, однако необходимо подведение соответствующих коммуникаций непосредственно к земельным участкам. Между тем, как верно указал суд апелляционной инстанции, суду не представлено доказательств того, что Администрацией г.Орска предпринимались какие-либо меры по подведению указанных коммуникаций, подавались заявки в ресурсоснабжающие организации, велась какая-либо переписка по указанным вопросам.
Иные приведенные в кассационной жалобе доводы основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, являлись предметом рассмотрения судов, по существу направлены на переоценку исследованных судом доказательств и обстоятельств, установленных на основании этой оценки. Между тем, кассационная инстанция при проверке законности судебных постановлений нижестоящих судов не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела, а также переоценивать доказательства, исследованные судами.
Несогласие с выводами суда в связи с иной оценкой доказательств в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отмены судебного постановления в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г.Орска Оренбургской области от 14 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 18 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика Администрации г.Орска Оренбургской области - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения судебных актов, принятых определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 31 октября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.