Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Бросовой Н.В, судей Кириченко А.Д, Новожениной О.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Иванцовой Ирины Павловны на решение Октябрьского районного суда г. Кирова Кировской области от 13 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировской области от 20 июня 2023 года по гражданскому делу N 2- 622/2023 по иску Иванцовой Ирины Павловны к ГУ ФССП России по Кировской области о взыскании компенсации в связи с сокращением должности государственной гражданской службы, Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Иванцова И.П. обратилась в суд с иском к ГУФССП России по Кировской области о взыскании компенсации в связи с сокращением должности государственной гражданской службы. Указала, что истец в период с 01 июня 2009 года по 23 мая 2022 года находилась на государственной гражданской службе в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Кировской области, 09 августа 2017 года заключила с ответчиком служебный контракт N о замещении должности заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава отдела судебных приставов N 1 по Ленинскому району города Кирова Управления Федеральной службы судебных приставов по Кировской области.
Согласно п. 9 служебного контракта истцу устанавливается следующая оплата труда: а) денежное содержание: оклад в соответствии с замещаемой должностью 5 044 руб. в месяц (индексируется), ежемесячное денежное поощрение: один должностной оклад (5044 руб.), оклад за классный чин государственной - гражданской службы: 1 515 руб. (индексируется), ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет: 15% этого оклада, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы РФ: 90% этого оклада, премия за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами. В период с 03 января 2019 года по 28 февраля 2022 года истец находилась в отпуске по беременности и родам (приказ N-о от 18 января 2019 года) и в отпуске по уходу за ребенком (приказ N-лс от 21 мая 2019 года). В период с 28 февраля 2022 года по 18 марта 2022 года истец находилась на больничном. 19 мая 2022 года приказом ответчика N-лс истец была освобождена от занимаемой должности в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, получила компенсацию за увольнение в размере 172 206 руб. 62 коп. С данным размером она не согласна, считает, что он рассчитан неверно, вопреки п. 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 сентября 2007 года N 562. При расчете 1/12 дополнительных выплат ответчику необоснованно взят в расчет период нахождения истца в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком и нахождения на больничном. В указанный период истец фактически на законных основаниях была освобождена от исполнения служебных обязанностей, в связи с чем дополнительные выплаты ей не начислялись.
Поскольку в период с 03 января 2019 года по 18 марта 2022 года истец, находясь на должности государственной гражданской службы, не осуществляла деятельность в связи с пребыванием в оплачиваемом отпуске (по беременности и родам, по уходу за ребенком) и временной нетрудоспособностью, следовательно, указанный период рабочим временем не считается, истцу не начислялись такие выплаты как: премии за выполнение особо важных и сложных заданий, материальная помощь, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска. Это не может служить основанием для ущемления ее прав на учет данных выплат в размере 1/12. В связи с тем, что ни Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ни Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06 сентября 2007 года N 562, ни иными нормативно-правовыми актами не установлены особенности исчисления компенсации на период временной нетрудоспособности федерального государственного гражданского служащего в данной части, не урегулированной специальными законами, подлежат применению общие положения Трудового кодекса РФ. Согласно ст. 178 Трудового кодекса Российской Федерации расчет среднего месячного заработка производится в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 года N 922, пункта 5 которого предусмотрено, что при исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если работник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам. Считает, что период временной нетрудоспособности работника и время отпуска по беременности и родам не должно учитываться при определении выплаты при увольнении работника по сокращению численности или штата.
Заявление истца от 10 марта 2022 года с просьбой при расчете заработка при исчислении пособия учесть период времени до предоставления ей отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком и нахождения ее на больничном, ответчиком не удовлетворено. Уточнив исковые требования, истец просила взыскать с ответчика компенсацию в размере 106 745 руб. 86 коп.
Решением Октябрьского районного суда города Кирова от 13 марта 2023 года, оставленным без изменений апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 20 июня 2023 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной заявителем Иванцовой И.П, ставится вопрос об отмене судебных актов, и направлении дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
От истца поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в ее отсутствие.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, приказом Управления Федеральной службы судебных приставов по Кировской области от 19 августа 2017 года Nлс Максимова И.П. с 17 августа 2017 года назначена на ведущую должность федеральной государственной гражданской службы заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава отдела судебных приставов N 1 по Ленинскому району г. Кирова с должностным окладом 5 044 руб, выплатой ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада, надбавкой за выслугу лет в размере 15% должностного оклада, надбавкой за особые условия гражданской службы в размере 90% должностного оклада, окладом за классный чин юрист 1 класса в размере 1515 руб. в месяц.
С Максимовой И.П. 09 августа 2017 года заключен служебный контракт N.
В связи с заключением брака 18 сентября 2018 года Максимовой И.П. присвоена фамилия на Иванцова И.П.
В период с 03 января 2019 года по 28 февраля 2022 года Иванцова И.П. находилась в отпуске по беременности и родам (приказ УФССП России по Кировской области N-о от 18 января 2019 года) и в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет (приказ УФССП России по Кировской области N-лс от 21 мая 2019 года), с 28 февраля 2022 года по 18 марта 2022 года - на больничном.
С 01 марта 2022 года Иванцова И.П. на основании приказа N-лс от 01 марта 2022 года приступила к исполнению служебных обязанностей.
Приказом УФССП России по Кировской области N-лс от 19 мая 2022 года служебный контракт N от 09 августа 2017 года с Иванцовой И.П. расторгнут, Иванцова И.П. освобождена от замещаемой должности и уволена с федеральной гражданской службы 23 мая 2022 года в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе (пункт 8.2 части 1 и часть 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ").
Согласно расчетному листку за май 2022 года при увольнении Иванцовой И.П. было начислено 105 505 руб. 84 коп. в качестве компенсации при сокращении в размере четырехкратного месячного денежного содержания, а также 61 512 руб. 04 коп. - в качестве компенсации за неиспользованный отпуск.
Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что выплата денежной компенсации при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск производилась из расчета месячного денежного содержания Иванцовой И.П. в размере 26 376 руб. 46 коп, в состав которого входит: 5 637 руб. - должностной оклад, 1 128 руб. - надбавка за выслугу лет, 5 637 руб. - надбавка за особые условия гражданской службы, 5 637 руб. - ежемесячное денежное поощрение, 1 788 руб. - оклад за классный чин, 3 412 руб. 84 коп. - районный коэффициент, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 указанных Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ей в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта - 3 136 руб. 62 коп.
Из расчетных листов за 2022 год, расчета денежного содержания от 17 июня 2022 года, представленного ответчиком, установлено, что истцу Иванцовой И.П. в течение 12 месяцев, предшествующих увольнению, начислялись и выплачивались поощрительные выплаты:
- за март 2022 года материальное стимулирование в размере 6 918 руб. 14 коп. и дополнительная материальная помощь в размере 736 руб. 36 коп, - за апрель 2022 года материальное стимулирование в размере 28 185 руб. 00 коп. и дополнительная материальная помощь в размере 1 800 руб, всего 37 639 руб. 50 коп, 1/12 от размера которой составляет 3 136 руб. 62 коп.
В период с 03 января 2019 года по 28 февраля 2022 года истец находилась в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, с 28 февраля 2022 года по 18 марта 2022 года - на больничном, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, материальную помощь, единовременную выплату при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска не получала.
Разрешая требования, суд первой инстанции анализируя представленные по делу доказательства с применением принципов относимости, допустимости, достоверности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, принимая во внимание, что нарушений прав истца при исчислении размера месячного денежного содержания для определения компенсации при сокращении государственного гражданского - служащего ответчиком не допущено, пришел к выводу об отказе в заявленных требованиях.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного определения по доводам кассационных жалоб.
Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" регулирует отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) гражданского служащего.
Согласно п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
Согласно ч. 3.1 ст. 37 Закона в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
В соответствии с частью 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
Согласно ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В случае, предусмотренном подпунктом "д" пункта 1 Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абзац 1 пункта 8 Правил от 6 сентября 2007 года N 562).
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В случае если на день расторжения служебного контракта гражданский служащий замещал должность гражданской службы менее 12 месяцев, то при расчете месячного денежного содержания дополнительные выплаты также учитываются в размере 1/12 дополнительных выплат, фактически начисленных за отработанное время.
В соответствии с п. 2 Правил, согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (далее соответственно - должностной оклад, гражданская служба) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы по соответствующим должностям федеральной государственной службы установлен пунктом 5 Указа Президента РФ от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных служащих".
Согласно п. 6 настоящего Указа конкретные размеры ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы, выплачиваемой согласно пунктам 5 и 5.1 настоящего Указа, по соответствующим должностям федеральной государственной гражданской службы и порядок выплаты этой надбавки определяются руководителем федерального государственного органа или его аппарата, либо руководителем органа публичной власти федеральной территории "Сириус" или его аппарата, либо руководителем территориальной избирательной комиссии федеральной территории "Сириус" или ее аппарата, либо лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации, либо представителем указанного руководителя или лица, осуществляющими полномочия нанимателя от имени Российской Федерации.
Ежемесячное денежное поощрение в размере 1 должностного оклада устанавливается в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 (приложение 1) "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" за выполнение особо сложных и важных задач в работе, а также за добросовестное отношение к своим профессиональным обязанностям.
По результатам изучения материалов дела оснований для того, чтобы сделать обратные выводы о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, не имеется.
Доводы кассационной жалобы, что судом неправомерно применены Правила от 6 сентября 2007 года N 562, без учета норм трудового кодекса, с учетом Постановления Правительства РФ от 24 декабря 2007 года N 922, были предметом оценки суда апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, с которой не согласиться оснований не имеется.
Судами двух инстанций, нарушений при исчислении истцу компенсации в связи с сокращением должности государственной гражданской службы, не установлено, расчет признан судами правильным.
Процессуальных нарушений, которые могли бы привести к отмене правильного по существу судебного акта, судами предыдущих инстанций не допущено.
Доводы жалобы по существу сводятся к изложению обстоятельств, явившихся предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанции, и к выражению несогласия с произведенной оценкой представленных по делу доказательств и суждений судов, в целом направлены на переоценку состоявшегося судебного постановления при отсутствии к тому правовых оснований, а также переоценку доказательств.
Между тем, в силу части 3 статьи 390 ГПК при рассмотрении кассационной жалобы суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Кирова Кировской области от 13 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировской области от 20 июня 2023 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Иванцовой Ирины Павловны без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Бросова
Судьи А.Д. Кириченко
О.Р. Новоженина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.