Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Речич Е.С., рассмотрев единолично кассационную жалобу Министерства Финансов Кировской области на решение мирового судьи судебного участка N 13 Санчурского судебного района Кировской области от 11 июля 2023 г. и апелляционное определение Санчурского районного суда Кировской области от 19 сентябре 2023 г. по гражданскому делу N 2-485/2023 по иску прокурора Санчурского района Кировской области в интересах Суровешкиной Ольги Николаевны к субъекту Российской Федерации "Кировская область" в лице Министерства финансов Кировской области, КОГБУЗ "Санчурская центральная районная больница им. АЛ Прохорова" о взыскании затрат, понесенных медицинским работником на оплату коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Санчурского района в интересах Суровешкиной О.Н. обратился в суд с иском о взыскании затрат, понесенных медицинским работником на оплату коммунальных услуг. Требование мотивировано тем, что истец Суровешкина О.Н. зарегистрирована и проживает по адресу: "адрес", "адрес". Суровешкина О.Н. 24 июня 1994 г. принята на должность фельдшера по приему вызовов КОГБУЗ "Санчурская ЦРБ им. А.И. Прохорова", работает по настоящее время. До 1 января 2005 г. включительно, Суровешкина О.Н. пользовалась правом на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением, а с 1 января 2005 г. ей выплачивалась частичная компенсация по оплате жилищно-коммунальных услуг. Просил взыскать с Министерства финансов Кировской области, КОГБУЗ "Санчурская ЦРБ им. А.И. Прохорова" в пользу Суровешкиной О.Н. затраты, понесенные на оплату коммунальных услуг за период с 1 июня 2022 г. по 31 мая 2023 г. в размере 10 180, 83 руб.
Решением мирового судьи судебного участка N 13 Санчурского судебного района Кировской области от 11 июля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением Санчурского районного суда Кировской области от 19 сентября 2023 г, исковые требования прокурора Санчурского района Кировской области в интересах Суровешкиной О.Н. о взыскании затрат, понесенных медицинским работником на оплату коммунальных услуг удовлетворены частично.
Судом постановлено: "Взыскать с субъекта Российской Федерации "Кировская область" в лице министерства финансов Кировской области в пользу Суровешкиной О.Н. затраты, понесенные на оплату коммунальных услуг в период с 1 июня 2022 г. по 31 мая 2023 г. в размере 10 180, 83 руб.
В остальной части требований отказать".
В кассационной жалобе Министерство Финансов Кировской области выражает несогласие с состоявшимися судебными постановлениями, просит их отменить, как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
На основании части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
О принятии кассационной жалобы к производству суда кассационной инстанции участвующие лица были извещены, копии кассационной жалобы им направлены, представлен срок для подачи возражений.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В силу части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судами предыдущих инстанций, они выразились в следующем.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Суровешкина О.Н. зарегистрирована и проживает по адресу: "адрес", "адрес".
Суровешкина О.Н. 24 июня 1994 г. принята на должность фельдшера по приему вызовов КОГБУЗ "Санчурская ЦРБ им. А.И. Прохорова", работает по настоящее время. Пользуется мерами социальной поддержки в виде частичной компенсации сельским специалистам, получила компенсацию расходов на жилищно-коммунальные услуги за период с 1 июня 2022 г. по 31 мая 2023 г. в размере 10 079, 00 руб.
Вступившим в законную силу решением мирового судьи судебного участка N36 Санчурского района Кировской области от Кировской области от 29 февраля 2012 г. с администрации Санчурского муниципального района Кировской области в пользу истца взысканы денежные расходы на оплату услуг по отоплению и освещению занимаемого им помещения за период с 1 февраля 2009 г. по 31 декабря 2011 г. Данным решением, вступившим в законную силу 3 мая 2012 г, установлено, что Суровешкина О.Н. являвшаяся медицинским работником в МУЗ "Санчурская ЦРБ им. А.И. Прохорова" и проживающая в сельской местности до 1 января 2005 г. включительно пользовалась правом на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением.
Таким образом, обязательство субъекта Российской Федерации - Кировская область перед Суровешкиной О.Н. по предоставлению меры социальной поддержки в виде частичной денежной компенсации расходов на оплату коммунальных услуг по отоплении и освещению не выполнены 1 июня 2022 г. по 31 мая 2023 г, так как истец на 1 января 2005 г. пользовалась льготами по предоставлению бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением в размере 100%.
Представленные истцом доказательна: копия трудовой книжки, копия решения мирового судьи судебного участка N 36 Санчурского района Кировской области от 29 февраля 2012 г, справка КОГКУСЗ "Межрайонное управление социальной защиты населения в Яранском районе" отдел в пгт Санчурск от 21 июня 2022 г. и 20 июня 2023 г, справка администрации Санчурского муниципального округа от 14 июня 2023 г. о регистрации по месту жительства подтверждает факт пользования истцом коммунальными льготами как медицинским работником сельской местности на 1 января 2005 г.
Согласно представленному расчету плата за отопление и электроэнергию за указный период составила 20 259, 83 руб.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в п. 19 Постановления Пленума Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 1.1 Положения "О министерстве финансов Кировской области", утвержденного Постановлением Правительства Кировской области от 24 июня 2015 г. N 44/316, с учетом частичной компенсации за оплату коммунальных услуг в сумме 10 079, 00 руб, частично удовлетворил исковые требования.
С указанными выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с данными выводами судов первой и апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Согласно подпункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Ранее в соответствии с частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487 в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" в статью 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан были внесены изменения. В частности, часть вторая данной статьи, закреплявшая право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством, признана утратившей силу. Одновременно, в статью введены части четвертая, пятая, шестая, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников должны устанавливаться в зависимости от принадлежности организаций здравоохранения Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
С 22 ноября 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации", которым признаны утратившими силу Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N5487 и статья 35 Федерального закона N 122-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанным законом с 1 января 2012 г. Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет средств соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (часть 2 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
Такое правовое регулирование согласуется с положениями части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации о возможности предоставления отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
До вступления 1 января 2005 г. в силу Федерального закона N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" федеральное законодательство предусматривало предоставление отдельным категориям граждан льгот и выплат в натуральной форме.
Федеральный законодатель, изменяя с 1 января 2005 г. правовое регулирование вопросов предоставления мер социальной поддержки с предоставления льгот в натуральной форме на выплату денежной компенсации, в части 2 статьи 153 названного закона указал, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с принятием данного закона нормативных правовых актов должно быть выполнено условие, согласно которому при изменении после 31 декабря 2004 г. порядка реализации льгот и выплат, представлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления - ухудшены.
Таким образом, федеральный законодатель делегировал субъектам Российской Федерации право нормативно-правового регулирования вопроса социального обеспечения указанной категории медицинских работников, в связи с чем субъекты Российской Федерации вправе сами определять круг лиц и размер льгот.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, неоднократно изложенной в его определениях (от 12 июля 2006 г. N375-О, от 4 декабря 2007 г. N947-О-П, от 7 февраля 2008 г. N383-О-П), Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N122-ФЗ (пункт 50 статьи 35) передал решение вопросов социальной поддержки медицинских работников тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. В частности, согласно статье 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции данного Федерального закона меры социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются их органами государственной власти (часть пятая), муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления (часть шестая). Соответственно, уровень правового регулирования мер социальной поддержки работающих и проживающих в сельской местности (поселках городского типа) медицинских работников должен определяться в зависимости от того, в чьем ведении находится организация здравоохранения, расположенная в сельской местности, что само по себе не противоречит конституционным предписаниям.
Закрепленное в пункте 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N122-ФЗ правовое регулирование - во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи 153 данного Федерального закона - не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 1 января 2005 г, а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. При этом органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере.
Применительно к законодательству Кировской области таковым является Закон Кировской области N267-ЗО от 3 ноября 2004 г. "О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области", которым установлена мера социальной поддержки отдельных категорий специалистов (включая фармацевтических и медицинских работников медицинских организаций, организаций), проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа области, в форме ежемесячной частичной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также условия, размер и порядок выплаты такой компенсации.
Размер частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определен в сумме 400 руб, данный размер увеличивается и утверждается Правительством области Кировской области.
При этом из материалов дела не усматривается и судами не установлено, что размер денежной компенсации, установленной законодательством Кировской области, не соответствует прежнему уровню социальной защиты, который истец имела до 1 января 2005 г, и что установленный совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат после 31 декабря 2004 г. уменьшился.
Из изложенного следует, что выводы судов о наличии у истца права на получение компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг в полном размере фактически понесенных затрат основаны на неправильном толковании норм материального права, так как положения федеральных норм, в соответствии с которыми предоставлялись указанные льготы в натуральной форме (бесплатная жилая площадь с отоплением и освещением в сельской местности) с 1 января 2005 г. утратили силу. Для медицинских работников, проживающих в сельской местности меры социальной поддержки в форме натуральной льготы не сохранены и действующим законодательством не предусмотрены, как и не предусмотрено их полное освобождение от необходимости оплаты жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг.
Судом установлено, что за период с 1 июня 2022 г. по 31 мая 2023 г. истцу выплачена частичная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 10 079, 00 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона Кировской области N267-ЗО от 3 ноября 2004 г. при наличии у гражданина одновременно права на получение одной и той же меры социальной поддержки по настоящему Закону и по другому закону области или иному нормативному правовому акту мера социальной поддержки предоставляется либо по настоящему Закону, либо по другому закону области или иному нормативному правовому акту.
Таким образом, обстоятельства, связанные с назначением и выплатой указанных мер социальной поддержки в виде частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг, а также ее соответствие установленному размеру, имеют юридическое значение для разрешения спора в целях проверки доводов о нарушении прав истца на получение мер социальной поддержки, равно, как и доводов ответчика о том, что право истца на получение мер социальной поддержки, предусмотренных действующим законодательством, не нарушено.
Поскольку выводы судов по существу спора основаны на неверном толковании и применении норм материального права, в результате чего не были определены все обстоятельства, имеющие значение для дела, от установления которых зависит правильное разрешение заявленного спора, в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации имеются основания для отмены обжалуемых судебных постановлений с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение мирового судьи судебного участка N 13 Санчурского судебного района Кировской области от 11 июля 2023 г. и апелляционное определение Санчурского районного суда Кировской области от 19 сентябре 2023 г. отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - мировому судье судебного участка N 13 Санчурского судебного района Кировской области.
Судья Е.С. Речич
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.