Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Ошхунова З.М.
судей Поддубной О.А, Трегуловой К.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Администрации города-курорта Кисловодска о сохранении квартиры в перепланированном и переустроенном состоянии, по кассационной жалобе Администрация города-курорта Кисловодска на решение Кисловодского городского суда Ставропольского края от 04 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 11 июля 2023 года
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Поддубной О.А, пояснения представителя Администрация города-курорта Кисловодска - Митус В.А, представителя ФИО2 - ФИО8, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 обратились в суд с иском и просили сохранить "адрес", расположенную в жилом доме по "адрес" в "адрес" с КН 26:34:080102:205 общей площадью 75, 5 кв.м, жилой площадью 49, 1 кв.м в перепланированном и переустроенном состоянии с установкой и использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии.
В обоснование иска указано, что на основании договора купли-продажи от 29 января 2015 года, и соглашения о передаче квартиры, приобретенной за счет средств материнского (семейного) капитала, в общую собственность, истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 являются собственниками трехкомнатной "адрес" расположенной в жилом доме по "адрес" в "адрес". Прежним собственником данной квартиры - ФИО9, на основании проекта утвержденного АО "Кисловодскгоргаз", и с согласия всех собственников МКД в 2009 году был установлен двухконтурный газовый котел, а также демонтирована система центрального отопления, и горячего водоснабжения данной квартиры. Также была выполнена перепланировка помещений N - жилая комната N кухня путем демонтажа оконных проемов между помещениями N, 4 и помещением N лоджия, а также помещений N с/узел и N прихожая путем переноса внутренней перегородки, увеличилась общая площадь квартиры до 75, 5 кв.м.
16 января 2023 года истцы с целью узаконения перепланировки квартиры обратились с заявлением в межведомственную комиссию. Согласно решению межведомственной комиссии по архитектурно-строительным вопросам при администрации города-курорта Кисловодска от 19 января 2023 года в согласовании переустройства и перепланировки указанной квартиры было отказано.
Решением Кисловодского городского суда Ставропольского края от 4 апреля 2023 года исковые требования удовлетворены. Суд постановил:сохранить "адрес", расположенную в жилом доме по "адрес" в "адрес" с КН N общей площадью 75, 5кв.м, жилой площадью 49, 1 кв.м, состоящую из помещений: N жилая комната площадью 18, 0 кв.м, N жилая комната площадью 18, 2 кв.м, N жилая комната площадью 12, 9 кв.м, N кухня площадью 11, 7 кв.м, N с/узел площадью 4, 7 кв.м, N прихожая площадью 10, 0 кв.м. N балкон площадью 2, 2 кв.м, N балкон площадью 2, 2 кв.м, в перепланированном и переустроенном состоянии с установкой и использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 11 июля 2023 года, решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация города-курорта Кисловодска ставится вопрос об отмене обжалуемых судебных актов, как незаконных, необоснованных, вынесенных с существенными нарушениями материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения представителя Администрация города-курорта Кисловодска - Митус В.А, представителя ФИО2 - ФИО8, Пятый кассационный суд общей юрисдикции находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения при рассмотрении настоящего дела допущены.
Судами установлено и следует из материалов дела, что на основании договора купли-продажи от 29 января 2015 года, соглашения о передаче квартиры, приобретенной за счет средств материнского (семейного) капитала, в общую собственность, обязательству собственников от 31 октября 2015 года, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 являются сособственниками трехкомнатной "адрес" расположенной в многоквартирном жилом доме по "адрес".
В указанной квартире без предварительного согласования с органом местного самоуправления была выполнена перепланировка помещений квартиры путем демонтажа оконных проёмов между помещениями N, 4 и помещением N лоджия, а также помещений N с/узел и N прихожая путем переноса внутренней перегородки. А также переустройство помещения N - кухня за счет монтажа инженерных сетей, с установкой двухконтурного газового котла "ВАХТ", с подключением обогревающих элементов квартиры, и переустройства помещения N с/узел за счет переноса инженерных сетей с установкой сантехнического оборудования (ванной).
Решением УАиГ администрации г-к Кисловодска N Ки 26305000-6р от 19 января 2023 года истцам отказано в согласовании и переустройстве и (или) перепланировке помещения по тем основаниям, что на момент обращения истцов схемой теплоснабжения города-курорта Кисловодска, утверждённой Постановлением администрации города-курорта Кисловодска N 1329 от 31 декабря 2013 года, не предусмотрено использование индивидуальных источников теплоснабжения в помещениях многоквартирных жилых домов. Данная схема была разработана и утверждена на основании Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", запрещающего перевод на отопление помещений в многоквартирных жилых домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии. Отказ мотивирован и тем, что установка в помещении многоквартирного дома автономного источника теплоснабжения выполнена без Решения межведомственной комиссии по архитектурно-строительным вопросам.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась судебная коллегия по гражданским делам суда апелляционной инстанции, сославшись на положения статей 26, 29 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 15 статьи 14 Федерального закона N 190-ФЗ от 27 июля 2010 года "О теплоснабжении", пункта 64 Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации N 2115 от 30 ноября 2021 года и установленные по делу фактические обстоятельства, исходили из того, что установка в квартире газового котла была выполнена прежним собственником данной квартиры с согласия других собственников помещений многоквартирного жилого дома, что подтверждено выпиской из протокола общего собрания собственников помещений МКД от 27 апреля 2010 года, по согласованному Проекту наружного и внутреннего газоснабжения, подготовленным АО "Кисловодскгоргаз в 2009 году.
Судебная коллегия кассационного суда не может согласиться с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Отношения в области переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном жилом доме регулируются в том числе главой четвертой Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме, относятся к переустройству жилого помещения, которое проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения (часть 1 статьи 25, часть 1 статьи 26 поименованного выше кодекса).
Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения (пункт 3 части 1 статьи 36 ЖК РФ, пункт 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных названным кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Частью 2 статьи 40 названного кодекса установлено обязательное получение согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме.
Надлежащим подтверждением согласия всех собственников на совершение таких действий является соответствующее решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома (пункт 3 части 2 статьи 26 ЖК РФ).
Как установлено материалами дела, 16 января 2023 года истцы обратились в межведомственную комиссию по архитектурно-строительным вопросам при администрации города-курорта Кисловодска с заявлением о переустройстве центрального отопления занимаемого ими жилого помещения на автономное газовое.
Между тем, принимая во внимание то, что установлен двухконтурный газовый котел, а также демонтирована система центрального отопления, и горячего водоснабжения данной квартиры, а также была выполнена перепланировка помещений N - жилая комната N кухня путем демонтажа оконных проемов между помещениями N, 4 и помещением N лоджия, а также помещений N с/узел и N прихожая путем переноса внутренней перегородки, увеличилась общая площадь квартиры до 75, 5 кв.м, суд первой инстанции в нарушение подлежащих применению к спорным правоотношениям норм материального права, требований процессуального закона не разрешилвопрос об установлении такого юридически значимого обстоятельства, как наличие согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме на проведение данных работ.
Представленное в материалы дела согласование от собственника квартир N и N (т.1 л.д. 26) таким доказательством не является, поскольку не содержит подписей всех собственников многоквартирного дома, даты проведения указанного согласования, а также из указанного документа невозможно определить на совершение каких действий выдано указанное согласие.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что поскольку обращение с заявлением о переустройстве центрального отопления занимаемого жилого помещения на автономное газовое имело место быть только 16 января 2023 года, следовательно, и согласие всех собственников многоквартирного дома необходимо было предоставить на момент обращения.
Суд первой инстанции фактически уклонился от установления названных обстоятельств, правовой оценки соответствующим доводам сторон не дал.
Допущенные судом нарушения не были устранены апелляционным судом.
Из системного анализа положений части 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающих порядок обращения с заявлением о переустройстве, пунктов 1 и 3 части 1 статьи 27 ЖК РФ, в соответствии с которыми отказ в согласовании переустройства помещения в многоквартирном доме допускается в случае непредставления определенных законом документов, а также несоответствия проекта переустройства жилого помещения требованиям законодательства, следует, что предоставление названного проекта обязательно.
Требования к проекту переустройства жилого помещения (квартиры) с переводом его на индивидуальное отопление установлены Сводом правил 62.13330.2011 "Газораспределительные системы", утвержденным приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 780, Сводом правил 41-108-2004 "Поквартирное теплоснабжение жилых зданий с теплогенераторами на газовом топливе" (одобренного для применения письмом Госстроя России от 26 марта 2004 года N ЛБ-2011/9), приказом Ростехнадзора России от 15 ноября 2013 года N 542 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления", постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".
В частности, такой проект должен содержать проект на отключение квартиры от внутридомовой системы отопления, заключение о том, что отключение квартиры (части квартиры) не приведет к нарушению баланса теплоснабжения, не повлияет на систему отопления в целом; проект на монтаж системы индивидуального отопления квартиры; проект на установку и монтаж внутриквартирного газового оборудования (при этом собственник жилого помещения обязан обеспечить надлежащее техническое состояние и безопасную эксплуатацию внутридомового и внутриквартирного оборудования с обязательным заключением со специализированными организациями договора о содержании и ремонте газового оборудования); проект (техническая документация) на устройство забора воздуха; проект на устройство дымохода и вентиляции.
Проект переустройства жилого помещения должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и быть согласован с теплоснабжающей организацией, так как отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой индивидуального квартирного источника тепловой энергии предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления.
Согласно части 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
В силу подпункта 21 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" система инженерно-технического обеспечения представляет собой одну из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности. Параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.
Исходя из положений пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной или технической документацией на многоквартирный или жилой дом, несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, а также вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.
По смыслу приведенных выше правовых норм переустройство квартиры в многоквартирном жилом доме, предполагающее ее отключение от системы горячего водоснабжения и центральной системы отопления с установкой индивидуального отопления, присоединение системы холодного водоснабжения к источнику тепловой энергии (газового теплорегулятора) должно соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованным с собственниками помещений в многоквартирном доме, поскольку затрагивает общедомовую инженерную систему отопления, горячего и холодного водоснабжения, являющуюся их общим имуществом.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 г. N 46-П, вне зависимости от того, что послужило конкретным поводом для перехода на отопление жилого помещения с помощью индивидуального квартирного источника тепловой энергии, действующее законодательство устанавливает единые требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления. В частности, правовое регулирование отношений, возникающих в связи с этим переходом, осуществляется в соответствии с главой 4 Жилищного кодекса Российской Федерации о переустройстве жилого помещения, предусматривающей, в числе прочего, разработку необходимой проектной документации и согласование соответствующих изменений с органом местного самоуправления (статья 26), а также Федеральным законом "О теплоснабжении", который в целях реализации таких общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения, как обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и развитие систем централизованного теплоснабжения (часть 1 статьи 1, пункты 1 и 4 статьи 3), - закрепляет основные требования к подключению (технологическому присоединению) к системе теплоснабжения и устанавливает запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения (часть 15 статьи 14).
Приведенные положения при рассмотрении настоящего дела судами приняты во внимание не были.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты нельзя признать законными, они подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кисловодского городского суда Ставропольского края от 04 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 11 июля 2023 года - отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий З.М. Ошхунов
Судьи О.А. Поддубная
К.К. Трегулова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.