Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Камышовой Т.В, судей Корниенко Г.Ф, Черчага С.В.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Сулейманова Абдуллы Гасанбековича к Министерству внутренних дел по Республике Дагестан, Министерству внутренних дел Российской Федерации о возмещении единовременной социальной выплаты, по кассационной жалобе представителя Министерства внутренних дел по Республике Дагестан, Министерства внутренних дел Российской Федерации на решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 28 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 9 августа 2023 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Корниенко Г.Ф, выслушав участвующего в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи Сулейманова А.Г, полагавшего судебные акты законными и обоснованными, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Сулейманов А.Г. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Дагестан (далее - МВД по РД) о возмещении разницы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья в размере 2 155 079, 52 руб.
Определением суда от 14 марта 2023 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство внутренних дел Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является пенсионером МВД по РД, где проработал более 30 лет. 9 октября 2012 года он обратился в Центральную жилищно-бытовую комиссию ГУ МВД России по СКФО (далее - ЦЖБК) с заявлением о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья с приложением необходимых документов. В ноябре 2013 года, в связи с переводом в МВД по РД, учетное дело N было передано из ГУ МВД России по СКФО в МВД по РД.
Однако, истец был принят на учёт для получения единовременной выплаты с составом семьи с 15 февраля 2013 года, о чем узнал только в июле 2021 года, в связи с чем обращался в МВД по Республике Дагестан и в МВД России о внесении изменений в очередность получения единовременной социальной выплаты (далее - ЕСВ), однако в удовлетворении его просьбы об изменении даты постановки на учет для получения ЕСВ было отказано письмами МВД по РД от 17.07.2021г. и МВД России от 06.09.2021г.
Решением Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 22 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Республики Дагестан от 16 марта 2022 года, действия МВД по РД признаны незаконными, очередность и право для получения ЕСВ истцу и членам его семьи установлена с 9 октября 2012 года, с момента подачи заявления.
09 сентября 2022 года на его сберегательный счет поступила единовременная социальная выплата для приобретения и строительства жилого помещения в размере 5 728 860 руб. на 4 членов семьи, размер определен исходя из общей площади О- 72.00 кв.м; стоимости кв. м: С - 53 045.00 руб.; коэффициента (стаж работы в ОВД): Кс -1, 50. Итого: Р= 72.00 х 53 045.00 х 1.50=5 728 860.00 руб.
Истец считает, что ЕСВ он должен был получить в 1-2 квартале 2022 года, однако, выплаты ему были произведены в 3 квартале 2022 года, при расчете выплачиваемой суммы не был учтен поправочный коэффициент размера средней рыночной стоимости 1 кв.м, общей жилой площади жилья с учетом места прохождения службы Российской Федерации, составлявший в 1-2 квартале 2022 года по Республике Дагестан 1, 51 (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.01.2022г. Nн), который был изменен 24 июля 2022 года приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июня 2022 года N н.
МВД по РД письмом от 11 ноября 2022г. в удовлетворении просьбы истца о перерасчете единовременной социальной выплаты отказано ввиду отсутствия правовых оснований для предоставления ему разницы единовременной выплаты с учетом поправочного коэффициента средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья в Республике Дагестан в размере 1, 51.
Истец считает, что при определении размера ЕСВ не было учтено, что выплаты должны быть произведены по нормам 1-2 квартала 2022 года, исходя из следующего расчета: общая площадь (на 4 членов семьи): О72.00 кв.м, стоимость кв.м: С - 48 334.00 руб.; коэффициент (регион): Кп1, 51; коэффициент (стаж работы в ОВД): Кс -1, 50. Итого: Р= 72.00 х 48 344.00 руб. х 1, 51 х 1.50 =7 883 939.52 руб, что на 2 155 079, 52 руб. меньше выплаченной ему суммы (7 883 939. 52 руб.- 5 728 860.00 руб.=2 155 079, 52 руб.). Разница предоставленной истцу ЕСВ без учета поправочного коэффициента составляет 2 155 079, 52 руб, которые истец просил взыскать с ответчика.
Решением Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 28 апреля 2023 года исковые требования Сулейманова А.Г. удовлетворены частично. Суд обязал Министерство внутренних дел по Республике Дагестан выплатить Сулейманову А.Г. разницу единовременной социальной выплаты в размере 2 155 079, 52 руб. В удовлетворении исковых требований Сулейманова А.Г. к МВД России отказано.
В кассационной жалобе представителя Министерства внутренних дел по Республике Дагестан, Министерства внутренних дел Российской Федерации поставлен вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов ввиду допущенных судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Пятого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения истца, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судебными инстанциями при рассмотрении настоящего дела.
Как установлено судом установлено и следует из материалов дела, Сулейманов А.Г. с 01 июля 2019 года является пенсионером МВД по Республике Дагестан.
В период прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации в должности следователя по особо важным делам ГУ МВД России по СКФО, 9 октября 2012 года обратился с рапортом в Центральную жилищно-бытовую комиссию ГУ МВД России по СКФО о постановке его и членов его семьи в составе 4 человек на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Сулейманов А.Г. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в очередь на получение ЕСВ в ГУ МВД России по СКФО с 15 февраля 2013 года с присвоением уникального номера N.
Приказом ГУ МВД России по СКФО от 31.10.2013г. N л/с Сулейманов А.Г. освобожден от должности, замещаемой в ГУ МВД России по СКФО и откомандирован для дальнейшего прохождения службы в МВД по Республике Дагестан.
Решением ЖБК ГУ МВД России по СКФО от 21 февраля 2014г. (протокол N), утвержденным распоряжением начальника ГУ МВД России по СКФО от 26 февраля 2014 года N, Сулейманов А.Г. снят с учета очередников организации на получение ЕСВ в связи с откомандированием для дальнейшего прохождения службы в иной орган внутренних дел в соответствии с п.2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N.
Приказом МВД по Республике Дагестан от 11 ноября 2013г. N л/с Сулейманов А.Г. назначен на должность заместителя начальника дежурной части УМВД России по г.Махачкале.
Решением ЖБК МВД по Республике Дагестан от 29 апреля 2014г. (протокол N), утвержденным распоряжением министра внутренних дел по Республике Дагестан от 06 мая 2014г. N, Сулейманов А.Г. включен в очередь на получение ЕСВ, исходя из даты принятия на учет по предыдущему месту службы - с 15 февраля 2013 года.
Решением Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 22 ноября 2021 года, оставленным без изменения определением Верховного Суда Республики Дагестан от 16 марта 2022 года, изменена дата постановки Сулейманова А.Г. в очередь на получение ЕСВ с 15 февраля 2013 года на 09 октября 2012 года.
Решением ЖБК МВД по Республике Дагестан от 20 мая 2022 года (протокол N), утвержденным распоряжением министра внутренних дел по Республике Дагестан от 29 мая 2022г. N внесены изменения в учетное дело в подсистеме "соцвыплаты" СОМТО ИСО МВД России, установить дату постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты Сулейманова А.Г. с семьей в составе 4 человек с 09 октября 2012 года согласно решению Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 22 ноября 2021 года.
Письмом МВД России от 12 июля 2022 года N МВД по Республике Дагестан уведомлено о выделении лимитов бюджетных обязательств на сумму 156 862 021 рубль 75 копеек, распределение которых необходимо осуществить на основании информации, содержащейся в базе данных по состоянию на 6 июля 2022 года.
Решением ЖБК МВД по Республике Дагестан от 9 августа 2022 года (протокол N), утвержденным распоряжением МВД по Республике Дагестан от 09 августа 2022 года N, Сулейманову А.Г. предоставлена единовременная социальная выплата в сумме 5 728 860 руб.
Из указанного протокола следует, что расчет единовременной выплаты произведен по формуле: Р = О х С х Кп х Кс, где:
О- общая площадь жилого помещения, положенная на данную семью (пункт 27 постановления Правительства РФ от 30 декабря 2011г. N) в квадратных метрах - 72;
С - размер средней рыночной стоимости на 1 кв.метр общей площади жилья по Республике Дагестан на момент расчета = 53045 руб. (применяется в размере, установленном приказом Минстроя России от 20 июня 2022 года N/пр, подтверждающим среднюю рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам РФ);
Кп - поправочный коэффициент размера средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья с учетом места прохождения службы в Республике Дагестан на момент расчета составляет 1 (Постановление Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 года N);
Кс - поправочный коэффициент размера предоставляемой единовременной выплаты с учетом общей продолжительности службы на момент расчета (29 лет 3 месяца 3 дня) = 1, 5;
Произведенным расчетом выплата составляет 5 728 860 руб. (72 х 53045 х 1 х 1, 5).
Распоряжением Министра внутренних дел России от 30 августа 2022 года N в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 19 июля 2011г. N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, пунктом 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N, и на основании протокола заседания Комиссии МВД по Республике Дагестан по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 09 августа 2022 года N, утвержденного распоряжением МВД по Республике Дагестан от 09 августа 2022 года N, пенсионеру МВД России Сулейманову А.Г. предоставлена единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения в сумме 5 728 860, 00 руб.
Согласно платежному поручению от 9 сентября 2022 N УФК по Республике Дагестан (МВД по Республике Дагестан) Сулейманову А.Г. перечислено 5 728 860, 00 руб, назначение платежа - единовременная социальная выплата для приобретения и строительства жилого помещения.
Обращаясь в суд с настоящими требованиями, истец указал, что при расчете суммы ЕСВ ему неверно применен Кп - поправочный коэффициент размера средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья с учетом места прохождения службы в "адрес", который на момент расчета (3 квартал 2022 года) составляет 1 (Постановление Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 года N63), полагая, что в данном случае подлежал применению коэффициент 1, 51, установленный в 1-2 квартале 2022 года, а разница предоставленной ему ЕСВ без учета поправочного коэффициента составляет 2 155 079, 52 руб.
Разрешая настоящий спор и удовлетворяя требования истца о возложении на Министерство внутренних дел по Республике Дагестан выплатить Сулейманову А.Г. разницу единовременной социальной выплаты в размере 2 155 079, 52 руб, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 2, 3, 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктом 31 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N, и исходил из того, что решение суда об установлении очередности вступило в законную силу 16 марта 2022 года, после чего у истца возникло право на получение ЕСВ с составом семьи, что приходится на 1-2 квартал 2022 года, а на момент возникновения у истца права на получение социальной выплаты, на него распространялось действие поправочного регионального коэффициента по Республике Дагестан, составлявшего 1, 51, установленного приказом Минтруда РФ от 22 января 2022 года Nн.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился, указав на то, что права истца изначально были нарушены ответчиком при неправомерной постановке его на учет для получения ЕСВ с составом семьи с 15 февраля 2013 года, а выплата истцу ЕСВ без учета поправочного коэффициента является нарушением прав истца со стороны МВД по РД, что влечет за собой признание требований иска обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами судебных инстанций, поскольку выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и сделаны при неправильном применении норм материального и процессуального права.
Отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 1, 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. NФЗ).
На основании пункта 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
На основании части 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N утверждены "Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений).
С 20 ноября 2019 года утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 Правила действуют в редакции от 15 ноября 2019 года (Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2019 года N 1458) и именуются с учетом изменений как "Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты" (далее - Правила).
При переводе сотрудников в пределах одного федерального органа исполнительной власти к новому месту службы, в котором постановка сотрудников на учет для получения единовременной выплаты осуществляется иными комиссиями, сведения об указанных сотрудниках на основании решения комиссии о принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты вносятся в книгу учета по новому месту службы с даты принятия их на учет по прежнему месту службы (пункт 22(1) Правил).
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 г. N 1563-О отражено, что указанные Правила (утвержденные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") предусматривают как общее правило о том, что сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления (пункт 20), так и исключение из этого правила - при переводе сотрудников в пределах системы одного федерального органа исполнительной власти к новому месту службы, в котором постановка сотрудников на учет для получения единовременной выплаты осуществляется иными комиссиями, сведения об указанных сотрудниках на основании решения комиссии о принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты вносятся в книгу учета по новому месту службы с даты принятия правового акта федерального органа исполнительной власти, органа, утвердивших решение о принятии их на учет по прежнему месту службы (пункт 22.1).
Как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29 октября 2020 года N 2475-О, указанное исключение учитывает особенности прохождения службы в конкретном федеральном органе исполнительной власти и закрепляет дополнительные гарантии в жилищной сфере для сотрудников, которые переводятся к новому месту службы в рамках системы органов и учреждений данного федерального органа и, соответственно, сохраняют правовую связь с ним и статус сотрудника этого органа.
Судебными инстанциями, с учетом решения Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 22 ноября 2021 года об изменении даты постановки на учет, сделан вывод о том, что права истца изначально были нарушены ответчиком при неправомерной постановке его на учет для получения ЕСВ с составом семьи с 15 февраля 2013 года.
Вместе с тем, указанный вывод сделан судебными инстанциями без исследования и оценки фактических обстоятельств, повлекших принятие решения жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Дагестан от 29 апреля 2014г. (протокол N7), утвержденного распоряжением министра внутренних дел по Республике Дагестан от 06 мая 2014г. N1/92, согласно которому Сулейманов А.Г. включен в очередь на получение ЕСВ, исходя из даты принятия на учет по предыдущему месту службы - с 15 февраля 2013 года.
Как следует из материалов дела, Сулейманов А.Г. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в очередь на получение ЕСВ с 15 февраля 2013 года ГУ МВД России по СКФО, а не ответчиком - МВД по Республике Дагестан.
МВД по Республике Дагестан определило дату постановки истца на получение ЕСВ, исходя из даты принятия его на учет по прежнему месту службы в ГУ МВД России по СКФО.
Учитывая изложенное, вывод судов первой и апелляционной инстанций о нарушении ответчиком прав истца при постановке на учет сделан без установления юридически значимых по делу обстоятельств, то есть, по формальным основаниям.
В соответствии с пунктом 4 Правил единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного руководителя, которое оформляется правовым актом с указанием размера единовременной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.
Решение руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел - распоряжение Министра внутренних дел России от 30 августа 2022 года N1/9838, принятое в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 19 июля 2011г. N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, пунктом 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N1223, не обжаловано истцом в части, его касающейся. Денежные средства им были получены.
Разделом III Правил установлено, что расчет размера единовременной выплаты осуществляется органом исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной статьей 7 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", по следующей формуле (формула приводится в пункте 27), включающей в себя такие обязательные параметры как норматив общей площади жилого помещения, размер дополнительной площади и сумму общей площади жилых помещений, принадлежащих сотруднику и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемых им и (или) членами его семьи по договору социального найма. Разделом III названных Правил также регламентируются иные требования для определения размера единовременной социальной выплаты.
Пунктом 31 Правил также установлено, что единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет (абзац 1). Сотрудники и граждане Российской Федерации, уволенные со службы с правом на пенсию, состоящие на учете в качестве имеющих право на получение единовременной выплаты и имеющие 3 и более детей, проживающих совместно с ними, либо удостоенные звания Героя Российской Федерации, либо являющиеся ветеранами боевых действий на территории Афганистана, либо имеющие одного и более ребенка-инвалида, проживающего совместно с ними, имеют преимущественное право на предоставление им единовременной выплаты перед сотрудниками и гражданами Российской Федерации, уволенными со службы с правом на пенсию, принятыми на учет в том же году. (абзац 2). Сотрудникам и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы с правом на пенсию, состоящим на учете в качестве имеющих право на получение единовременной выплаты, которые имеют преимущественное право на предоставление единовременной выплаты, предоставление такой выплаты осуществляется в порядке очередности принятия их на учет (абзац 3).
Судом не установлен точный период, при наступлении которого истцу должна была быть выплачена ЕСВ, дата и очередность истца с учетом изменений в учетное дело в подсистеме "соцвыплаты" СОМТО ИСО МВД России, внесенных решением ЖБК МВД по Республике Дагестан от 20 мая 2022 года (протокол N24), утвержденным распоряжением министра внутренних дел по Республике Дагестан от 29 мая 2022г. N1/2642, а указано лишь на 1-2 квартал 2022 года. При этом стоимость квадратного метра жилья в Республике Дагестан в 1 и 2 квартале 2022 года, согласно приказу Минстроя России от 17 декабря N 955/пр, была разной, однако суды безмотивно согласились с расчетом истца, которым применена для расчета большая стоимость квадратного метра жилья, установленная по состоянию на 2 квартал 2022 года.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству внутренних дел Российской Федерации в федеральном бюджете на мероприятия по обеспечению жильем сотрудников органов внутренних дел.
Письмом МВД России от 12.07.2022 N22/4/2-14298 МВД по Республике Дагестан уведомлено о выделении лимитов бюджетных обязательств на сумму 156 862 021, 75 руб, распределение которых необходимо осуществить на основании информации, содержащейся в базе данных по состоянию на 06.07.2022г.
Судебными инстанциями сделан вывод о необходимости получения истцом ЕСВ в 1-2 квартале 2022 года, без установления таких юридически значимых обстоятельств, как выделение лимитов бюджетных обязательств на цели ЕСВ, начиная с 9 октября 2012 года (дата признания за истцом права состоять на учете для получения ЕСВ), и в частности в 1-2 квартале 2022 года, а также право истца на их получение в порядке очередности.
Решением ЖБК МВД по Республике Дагестан от 9 августа 2022 года (протокол N32), утвержденным распоряжением МВД по Республике Дагестан от 09 августа 2022 года N1/3968, Сулейманову А.Г. предоставлена единовременная социальная выплата в сумме 5 728 860 руб.
Единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения в сумме 5 728 860, 00 руб. предоставлена пенсионеру МВД России Сулейманову А.Г. распоряжением Министра внутренних дел России от 30 августа 2022 года N1/9838 на основании протокола заседания Комиссии МВД по Республике Дагестан по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 09 августа 2022 года N32, утвержденного распоряжением МВД по Республике Дагестан от 09 августа 2022 года N1/3968.
Указанные акты, послужившие основанием для выплаты истцу единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в установленном размере 5 728 860, 00 руб, приняты в соответствии с приведенными нормами закона, решение ЖБК МВД по Республике Дагестан от 9 августа 2022 года (протокол N32), распоряжение МВД по Республике Дагестан от 09 августа 2022 года N1/3968, распоряжение Министра внутренних дел России от 30 августа 2022 года N1/9838 никем не оспорены, в том числе и истцом, не признаны незаконными и не отменены в установленном законом порядке.
Вместе с тем, истец фактически оспаривает расчет, приведенный в протоколе N32 заседания Комиссии МВД по Республике Дагестан по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 09 августа 2022 года.
Без выяснения конкретных фактических обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Дагестан от 09 августа 2022 года, суды первой и апелляционной инстанции были лишены возможности правильно разрешить требования Сулейманова А.Г.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции, оставившее его без изменения, нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор с соблюдением требований процессуального закона в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 28 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 9 августа 2023 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий Камышова Т.В.
Судьи Корниенко Г.Ф.
Черчага С.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.