Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Ивановой Л.В, судей Козлова О.А, Поддубной О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Байрамуковой Айшат Азретовны, Байрамуковой Мариям Азаматовны, Богатыревой Мадины Азаматовны, Богатырева Казима Ануаровича, Богатыревой Фатимы Казимовны, Богатырева Мухаммата Казимовича, Богатырева Ислама Казимовича, Богатыревой Хадижи Казимовны к администрации Малокарачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о признании права на получение жилищного сертификата, о включении в список на получение жилищного сертификата, по кассационной жалобе истцов Байрамуковой Айшат Азретовны, Байрамуковой Мариям Азаматовны, Богатыревой Мадины Азаматовны, Богатырева Казима Ануаровича, Богатыревой Фатимы Казимовны на решение Малокарачаевского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 21 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 2 августа 2023 г.
заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Козлова О.А, выслушав объяснения Байрамукова А.А, Байрамуковой М.А, Богатыревой М.А, поддержавших кассационную жалобу,
УСТАНОВИЛА:
23 января 2023 г. Байрамукова А.А, Байрамукова М.А, Богатырева М.А, Богатырев К.А, Богатырева Ф.К, Богатырев М.К, Богатырев И.К, Богатырева Х.К. обратились с иском к администрации Малокарачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о признании права на получение жилищного сертификата, включении в список на получение жилищного сертификата.
Решением Малокарачаевского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 21 марта 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 2 августа 2023 г, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе поставлен вопрос об отмене состоявшихся судебных актов по данному делу, как принятых с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, и о направление дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, признав возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о дате, времени и месте проведения судебного заседания, выслушав объяснения явившихся истцов, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении настоящего дела такого характера нарушения судами допущены.
Разрешая возникший спор и принимая указанное решение, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 7, 18 Конституции Российской Федерации, статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 1 Жилищного Кодекса Российской Федерации, п. 1, 2 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", исходил из того, что истцы признанные решением Малокарачаевского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 20 января 2021 г. членами семьи умершего ФИО8 являвшегося лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, признанного инвалидом второй группы, не относятся к категории граждан которые имеют право на получение государственного жилищного сертификата.
С данным решением и его правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции, который указал, что довод жалобы о том, что на истцов, как членов семьи умершего ФИО8, должны распространяться гарантии по обеспечению жилой площадью, предусмотренные для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы несостоятелен. Право на меру социальной поддержки по обеспечению жилой площадью имеют непосредственно сами граждане, относящиеся к категории ветеранов подразделений особого риска с учетом членов их семей, а перечень мер социальной поддержки членов семей умерших ветеранов подразделений особого риска определен законом и расширительному толкованию не подлежит.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судебных инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований сделаны с нарушением норм процессуального права, в связи с чем являются преждевременными.
Так, Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 на граждан из подразделений особого риска, распространено действие ряда положений Закона РСФСР от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в полном объеме, включая механизм реализации данных законоположений. Тем самым Российская Федерация признала необходимость компенсации вреда здоровью этих граждан на тех же принципах, которые изложены в данном Законе применительно к гражданам, пострадавшим от радиационного излучения вследствие чернобыльской катастрофы и ее последствий (определение КС РФ N 296-0-П от 1 марта 2010 г. (п. 2).
В соответствии с подпунктом "д" пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 к гражданам из подразделений особого риска относятся непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ.
В силу абзаца 1 пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 лицам, ставшим инвалидами, указанным в пункте 1 настоящего Постановления, гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 1 - 15 части первой статьи 14, статьей 24, пунктом 1 части третьей статьи 27.1, статьей 29, частями первой - третьей статьи 39 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Абзацем 4 пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 установлено, что семьям, потерявшим кормильца из числа лиц, указанных в пункте 1 настоящего Постановления (граждане подразделений особого риска), гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 3, 7, 8, 12 - 14 части первой статьи 14, частью четвертой статьи 39, а также статьями 41 и 42 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", но не ниже норм, установленных Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в случае потери кормильца вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период военной службы.
В соответствии с пунктом 2 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 этого Закона, гарантировано обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.
Правительством Российской Федерации была разработана Федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, пунктом 2 которого установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 153 от 21 марта 2006 г. (далее - Правила).
Подпунктом "е" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 (с последующими редакциями) предусмотрено право граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы.
Согласно п. 11 вышеуказанных Правил право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется один раз.
Данная норма не содержит указания на предоставление жилого помещения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы во внеочередном порядке.
В соответствии с пунктом 16 Правил норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.
В порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 N 153, на основании личных заявлений, поданных в срок до 1 июля, ежегодно утверждается свободный список вышеуказанных категорий граждан, изъявивших желание получить ГЖС.
Как следует из материалов дела согласно копии удостоверения от 23 июля 2008 г. ФИО8 имел право на меры социальной поддержки, установленные для лиц, поименованных в подп. "д" п. 1 Постановлении Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 2123-1, то есть, для непосредственных участников подземных испытаний ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ.
Обращаясь в суд с настоящим иском, заявители в его обоснование указали, что Постановлением администрации Терезинского сельского поселения Малокарачаевского района от 17 сентября 2014 г. N118 семья ФИО8 признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Решением ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по КЧР" ФИО8 признан инвалидом второй группы, в подтверждение чего ему была выдана справка N N от ДД.ММ.ГГГГ
После сбора всех необходимых документов ФИО8 обратился в администрацию Малокарачаевского муниципального района КЧР с заявлением о включении его с семьей в список для получения государственного сертификата в соответствии с Подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", Федеральная целевая программа "Жилище" на 2015-2020 года".
Признавая право Байрамукова А.А. и членов его семьи на получение жилищного сертификата, администрация Малокарачаевского района отказала ему в связи с тем, что состав своей семьи Байрамуков А.А. включил не только свою супругу и детей, но и зятя с внуками и ему была разъяснена необходимость предоставления решения суда о признании зятя и внуков членам его семьи.
Байрамуков А.А. с соответствующим иском обратился в Малокарачаевский районный суд КЧР решением которого 20 января 2021 г, вступившим в законную силу 26 февраля 2021 г, зять и внуки Байрамукова А.А. были признаны членами его семьи.
Однако впоследствии Байрамуков А.А. не успел повторно лично обратиться в администрацию Малокарачевского муниципального района КЧР с заявлением о включении его с семьей (включая зятя и внуков) в список для получения государственного жилищного сертификата, так как тяжело заболел и 18 июля 2021 г. умер.
После смерти Байрамукова А.А, его жена (вдова) Байрамукова Айшат Азретовна в порядке досудебного урегулирования спора вновь обратилась в администрацию Малокарачаевского муниципального района КЧР с заявлением о включении её с семьей (включая зятя и внуков) в список для получения государственного жилищного сертификата, однако письмом от 25 апреля 2022 г. N1892 им сообщили, что выдача государственного жилищного сертификата не предоставляется возможной в соответствии с разъяснениями Минстроя России от 28 марта 2022 г. NАБ/09-661.
Согласно разъяснениям Федерального казенного учреждения "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28 марта 2022 г. NАБ/09-661 в соответствии с действующим законодательством мера социальной поддержки по обеспечению жильем (государственный жилищный сертификат) семьям, потерявшим кормильца из числа лиц, указанных в п. 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 (в данном случае, вдове ветерана подразделения особого риска) не предусмотрена.
Истцы не согласны с отказом в предоставлении им меры социальной поддержки по обеспечению жильем путем выдачи им государственного жилищного сертификата, считают этот отказ неправомерным, нарушающим их право на улучшение жилищных условий, в связи с чем обратились в суд с настоящим иском.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какое-либо из них не ссылались.
По данному делу юридически значимым и подлежащим установлению с учетом заявленных требований, возражений и подлежащих применению норм материального права являются обстоятельства возникновения у Байрамукова А.А. и членов его семьи права на получение ГЖС и его реализация при его жизни в установленном законом и нормативными актами порядке.
Вместе с тем судами вопреки требованиям статей 56, 195, 196, 198, 327, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации данные обстоятельства не устанавливались, в материалах дела отсутствуют копии Постановления администрации Терезинского сельского поселения Малокарачаевского района от 17 сентября 2014 г. N118 о признании семьи Байрамукова А.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий, справки МСЭ-2017 N 2014432 от 11 февраля 2019 г, а также другие документы, подтверждающие установление Байрамукову А.А. второй группы инвалидности и приобретение права на меры социальной поддержки, установленные абзацем 1 п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 2123-1, обращения с заявлением о включении его с семьей в список для получения государственного жилищного сертификата в 2019 году.
Ввиду изложенного судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что судами допущены нарушения норм процессуального права, в связи с чем принятые по делу судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными, в силу положений частей 2 и 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Малокарачаевского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 21 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 2 августа 2023 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий Иванова Л.В.
Судьи Козлов О.А.
Поддубная О.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.