Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Камышовой Т.В, судей Корниенко Г.Ф, Трегуловой К.К.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Управления труда и социальной защиты населения Администрации г. Лермонтов к Зубаревой Юлии Ильфатовне о взыскании излишне выплаченной суммы мер социальной поддержки, по кассационной жалобе Зубаревой Юлии Ильфатовны на решение Лермонтовского городского суда Ставропольского края от 31 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 5 июля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Корниенко Г.Ф, выслушав Зубареву Ю.И. и ее представителя ФИО7, допущенного к участию в деле на основании ч. 6 ст. 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поддержавших доводы кассационной жалобы, а также представителя Управления труда и социальной защиты населения Администрации г. Лермонтов ФИО8, действующую на основании доверенности, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Управление труда и социальной защиты населения Администрации г. Лермонтова обратилось в суд с иском к Зубаревой Ю.И. о взыскании с Зубаревой Ю.И. излишне выплаченной суммы мер социальной поддержки - ежемесячной денежной выплаты в случае рождения третьего ребенка и (или) последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, за период с 13 января 2022 г. по 13 июня 2022 г. в размере 56 224 руб. 61 коп.
В обоснование заявленных требований истец указал, что на основании Постановления Правительства Ставропольского края от 20 декабря 2012 г. N-п "Об утверждении Порядка осуществления, назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них третьего ребенка и (или) последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет в Ставропольском крае" и решения от 01 февраля 2022 г. N Зубарева Ю.И. в период с 13 января 2022 г. по 13 июня 2022 г. являлась получателем ежемесячной денежной выплаты в случае рождения третьего ребенка и (или) последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет (далее - ЕДВ). Ежемесячно на её лицевой счет, открытый в кредитной организации, перечислялась выплата ЕДВ на ребенка Зубареву С.П.
С использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" Зубаревой Ю.И. в электронном виде 14 июня 2022 г. в УТСЗН Администрации г. Лермонтова подано заявление о назначении ЕДВ.
На основании документов (сведений), запрашиваемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия, установлено, что 8 октября 2015 г. Зубарева Ю.И. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери ФИО9, 13 августа 2007 года рождения. На основании сведений, поступивших в УТСЗН Администрации г. Лермонтова из Единой государственной информационной системы социального обеспечения, установлено, что над несовершеннолетней ФИО9 установлена опека ФИО13, 15 сентября 1960 года рождения, которая является получателем мер социальной поддержки - выплаты на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семье опекуна (попечителя), приемной семье, установленной Управлением образования Администрации Предгорного муниципального округа Ставропольского края, с присвоением категории получателя "Один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей".
14 января 2022 г. при подаче заявления о назначении ЕДВ Зубаревой Ю.И. в УТСЗН Администрации г. Лермонтова сведения о лишении родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери, влияющие на право назначения ЕДВ, Зубаревой Ю.И. сокрыты, не предоставлена справка органа опеки и попечительства о нахождении несовершеннолетней ФИО9 под опекой (попечительством) ФИО13 В связи с указанными обстоятельствами на основании пп.8 и п.12. Порядка у Зубаревой Ю.И. отсутствовало право на получение данных выплат в период с 13 января 2022 г. по 13 июня 2022 г. в размере 56 224, 61 руб, которые необоснованно получены Зубаревой Ю.И.
Согласно п.18 Порядка, в том случае, если переплата произошла по вине заявителя по причине предоставления документов с заведомо ложными сведениями, сокрытия данных, влияющих на право назначения и получения ЕДВ, излишне выплаченные суммы ЕДВ подлежат удержанию с получателя в добровольном или судебном порядке, в связи с чем, истец обратился в суд.
Решением Лермонтовского городского суда Ставропольского края от 31 марта 2023 года исковые требования удовлетворены. Суд взыскал с Зубаревой Ю.И. в пользу Управления труда и социальной защиты населения Администрации г. Лермонтова излишне выплаченную сумму мер социальной поддержки за период с 13 января 2022 г. по 13 июня 2022 г, в размере 56 224, 61 руб.
Суд взыскал с Зубаревой Ю.И. в доход бюджета муниципального образования г. Лермонтов государственную пошлину в размере 1 887 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 5 июля 2023 решение Лермонтовского городского суда Ставропольского края от 31 марта 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене решения Лермонтовского городского суда Ставропольского края от 31 марта 2023 года и апелляционного определение Ставропольского краевого суда от 5 июля 2023 года, как вынесенных с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что по настоящему делу такие нарушения с учетом доводов кассационной жалобы допущены.
Как следует из материалов дела, Зубарева Ю.И. 02 декабря 2021 года обратилась в Управление труда и социальной защиты населения Администрации г. Лермонтова с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка Зубареву Софью Павловну, 13 июня 2019 года рождения.
Решением Управления труда и социальной защиты населения Администрации г. Лермонтова от 31 декабря 2021 г. N Зубаревой Ю.И. отказано в назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет. Причина отказа: неподтверждение факта постоянного проживания на территории Ставропольского края несовершеннолетнего ребенка Зубаревой С.П, 13.06.219 г.р. на дату обращения за выплатой.
Судом первой инстанции установлено, что 14 января 2022 г. Зубарева Ю.И. вновь обратилась в Управление труда и социальной защиты населения Администрации г. Лермонтова с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка Зубареву Софью Павловну, 13 июня 2019 года рождения, представив для назначения ежемесячной денежной выплаты следующие документы: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и гражданство заявителя, другого родителя и (или) несовершеннолетнего ребенка, достигшего 14-летнего возраста (3 экз.), свидетельства о рождении детей (3 экз.); документы, подтверждающие факт постоянного и совместного проживания на территории Ставропольского края родителей и несовершеннолетних детей (1 экз.); копии свидетельств о заключении брака (2 экз.); копия свидетельства о смерти (2 экз.).
В заявлении Зубарева Ю.И. указала, что состав ее семьи состоит из Зубаревой Ю.И, 24.04.1980 года рождения - заявитель; ФИО10, 08.11.1978 года рождения - супруг; Зубарева С.П, 13 июня 2019 года рождения - дочь; ФИО9, 13 августа 2007 года рождения, Ставропольский край, Предгорный район, ст-ца Ессентукская, Эскадронная, д.74, кв.19 -дочь.
Зубаревой Ю.И. представлена копия свидетельства о смерти дочери ФИО11, 26.01.2018 года рождения, а также справка МБОУ "СОШ N им. Романа Куликова" Предгорного муниципального округа Ставропольского края от 14 января 2022 г. по месту учебы несовершеннолетней дочери ФИО9
Согласно свидетельству о рождении 1-ДН N от 28 августа 2007 г. ФИО9, 13 августа 2007 года рождения, в графе "мать" указана Зубарева Ю.И, 24 апреля 1980 года рождения.
Согласно свидетельству о рождении ГУ-АР N от 31 января 2018 г. ФИО11, 26 января 2018 года рождения, в графе "мать" указана Зубарева Ю.И, 24 апреля 1980 года рождения.
ФИО11, 26 января 2018 года рождения, умерла 28 января 2018 г, что подтверждается свидетельством о смерти ГУ-АР N от 31 января 2018 г. Согласно свидетельству о рождении У-АР N от 2 июля 2019 г. ФИО12, 13 июня 2019 года рождения, в графе "мать" указана Зубарева Ю.И, 24 апреля 1980 года рождения.
Решением Управления труда и социальной защиты населения Администрации г. Лермонтова от 1 февраля 2022 г. N Зубаревой Ю.И. назначена ежемесячная денежная выплата нуждающимся в поддержке семьям, назначаемая в случае рождения в них третьего ребенка - дочери Зубаревой С.П, 13 июня 2019 года рождения, до достижения ребенком возраста трех лет в Ставропольском крае.
Зубарева Ю.И. являлась получателем указанной денежной выплаты, за период с 13 января 2022 г. по 13 июня 2022 г, на общую сумму 56 224, 61 руб, что подтверждено справкой УТСЗН Администрации г. Лермонтова от 23 сентября 2022 г.
По направленному 14 июня 2022г. истцом запросу по специализированным каналам межведомственного взаимодействия 23 июня 2022 года поступила информация о том, что на основании решения Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 10 июня 2015 г. Зубарева Ю.И. ограничена в родительских правах в отношении дочери ФИО9, 13 августа 2007 года рождения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 8 октября 2015 г. решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 10 июня 2015 г. отменено в части ограничения родительских прав Зубаревой Ю.И. в отношении дочери ФИО9, 13 августа 2007 года рождения. Зубарева Ю.И. лишена родительских прав в отношении ФИО9, 13 августа 2007 года рождения.
Из материалов личного дела Зубаревой Ю.И. УТСЗН Администрации г. Лермонтова следует, что с 28 января 2013 г. Распоряжением Главы Администрации Орджоникидзевского района г. Уфы ФИО13, 15 сентября 1960 года рождения назначена опекуном несовершеннолетней ФИО9, которая является получателем меры социальной поддержки, а именно выплаты на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семье опекуна (попечителя), приемной семье, установленной Управлением образования Администрации Предгорного муниципального округа СК с присвоением категории получателя "Один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей".
25 октября 2022 г. УТСЗН Администрации г. Лермонтова заказным письмом с уведомлением о вручении Зубаревой Ю.И. направлена претензия от 21 октября 2022 г. о возращении необоснованно полученных денежных средств в размере 56 224, 61 руб, которая получена Зубаревой Ю.И. 28 октября 2022 г, что подтверждается уведомлением о вручении заказного письма с уведомлением.
Согласно представленному истцом расчету необоснованно выплаченная ЕДВ Зубаревой Ю.И. за период с 13 января 2022 г. по 13 июня 2022 г. составляет 56 224, 61 руб.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч.2 ст. 19 Федерального закона от 190 мая 1995 года N81-ФЗ "О государственных пособиях, гражданам, имеющим детей" и исходил из того, что в нарушение п.п.5 п.7 Постановления Правительства Ставропольского края от 20 декабря 2012 г. N-п Зубаревой Ю.И. не были предоставлены в УТСЗН Администрации г. Лермонтова сведения о том, что она лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери ФИО9, которая находится под опекой (попечительством) и не могла учитываться при предоставлении права на дополнительные меры государственной поддержки, в связи с чем, Зубарева Ю.И. не имела права на получение ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них третьего ребенка и (или) последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился, указав на то, что судом первой инстанции были установлены недобросовестные действия со стороны Зубаревой Ю.И. при обращении 14 января 2022 года в УТЗС Администрации г.Лермонтова о назначении ЕДВ по сокрытию сведений о лишении её родительских прав в отношении одного из трех детей, в связи с чем ей необоснованно выплачено денежное пособие.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.
Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26 февраля 2018 г. N-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации государственных пособий и льгот, в том числе выплат пособий на детей.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных службы, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации).
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Действующее федеральное законодательство, реализуя с учетом предписаний статей 7 и части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации свои дискреционные полномочия в этой сфере, предусматривает меры социальной защиты граждан, имеющих детей, к числу которых относится выплата государственных пособий, в частности пособий в связи с рождением и воспитанием детей. Единая система таких пособий, обеспечивающая гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, установлена Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"), предусматривающим возможность принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми (статья 2 данного Федерального закона) и включает пособия, имеющие целью материальную поддержку в связи с рождением детей, а также в период их воспитания.
В целях реализации демографической политики Российской Федерации пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации рекомендовано установить до 1 июля 2012 г. нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную денежную выплату в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31 декабря 2012 г, но не позднее 31 декабря 2022 г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.
Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них третьего ребенка и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в Ставропольском крае утвержден Постановлением Правительства Ставропольского края от 20.12.2012 г. N-п.
В соответствии со ст.2 Постановления Правительства Ставропольского края от 20.12.2012 г. N-п, право на получение ежемесячной денежной выплаты имеют: мать, родившая троих и более детей (далее - мать детей). При определении права на ежемесячную денежную выплату не включаются дети, в отношении которых родители лишены родительских прав или ограничены в родительских правах, а также мертворожденные дети.
В силу пункта 6 Порядка осуществления назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них третьего ребенка и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в Ставропольском крае, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 20 декабря 2012 г. N-п, ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается заявителю при соблюдении определенных условий.
Для назначения ежемесячной денежной выплаты заявитель обращается с заявлением в орган местного самоуправления муниципального (городского) округа Ставропольского края, который наделен отдельным государственным полномочием Ставропольского края в соответствии с Законом Ставропольского края "О наделении органов местного самоуправления муниципальных и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и отдельными государственными полномочиями Ставропольского края в области труда и социальной защиты отдельных категорий граждан", по месту жительства или по месту пребывания, что предусмотрено пунктом 7 Порядка.
Назначение ежемесячной денежной выплаты осуществляется на основании заявления, документов, указанных в пунктах 9 и 10 настоящего Порядка, и сведений, запрашиваемых органами социальной защиты края в соответствии с перечнем сведений, необходимых для назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них третьего ребенка и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в Ставропольском крае, запрашиваемых в рамках межведомственного взаимодействия, являющимся приложением к настоящему Порядку.
Излишне выплаченные суммы ежемесячной денежной выплаты подлежат удержанию с получателя в том случае, если переплата произошла по его вине (предоставление документов с заведомо ложными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения и получения ежемесячной денежной выплаты). Возмещение образовавшейся переплаты ежемесячной денежной выплаты производится путем удержания ее из последующих выплат, в добровольном или судебном порядке. Суммы, излишне выплаченные получателю по вине уполномоченного органа, назначившего ежемесячную денежную выплату, удержанию не подлежат, за исключением счетной ошибки (п.18 Постановления Правительства Ставропольского края от 20.12.2012 г. N- п).
В целях реализации программ по поддержке семьи Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", Постановления Правительства Ставропольского края от 20.12.2012 г. N-п, решением Управления труда и социальной защиты населения Администрации г. Лермонтова от 1 февраля 2022 г. N Зубаревой Ю.И. назначена мера социальной поддержки - ежемесячная денежная выплата нуждающимся в поддержке семьям, назначаемая в случае рождения в них третьего ребенка - дочери Зубаревой С.П, 13 июня 2019 года рождения, до достижения ребенком возраста трех лет в Ставропольском крае, то есть, по своей правовой природе данная выплата относится к средствам существования гражданина.
Следовательно, к спорным отношениям, связанным с возвратом предоставленных гражданину (семье) выплат, подлежат применению положения пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации о недопустимости возврата в качестве неосновательного обогащения заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, пособий, стипендий, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Таким образом, для взыскания с получателя выплаченных сумм ежемесячной денежной выплаты необходимо установление его вины в предоставлении недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных им для назначения и выплаты ЕДВ. Кроме того, с учетом подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права и изложенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации с гражданина, которому назначена ежемесячная денежная выплата нуждающимся в поддержке семьям, назначаемая в случае рождения в них третьего ребенка, не может быть произведено взыскание излишне выплаченных ему денежных средств без установления факта недобросовестности (противоправности) в действиях такого гражданина.
Только в случае установления недобросовестных действий гражданина, направленных на получение указанной ежемесячной денежной выплаты без установленных законом оснований, с него как с лица, получавшего и пользовавшегося указанной выплатой в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученные суммы выплат подлежат взысканию по правилам статьи 1102 ГК РФ как неосновательное обогащение.
Суд первой инстанции, делая вывод о взыскании с Зубаревой Ю.И. полученных ею неосновательно сумм ЕДВ за период с 13 января 2022 г. по 13 июня 2022 г. в общей сумме 56 224, 61 руб, приведенные выше нормы материального права, регулирующие спорные отношения, в их взаимосвязи не применил и не учел, что излишне выплаченные Зубаревой Ю.И. суммы ежемесячных выплат в силу п.1 ст. 1102 и п.3 ст. 1109 ГК РФ должны быть возвращены получателем только в случае установления недобросовестности с его стороны, как лица, которому эта выплаты были назначены, или счетной ошибки.
В данном случае, с учетом того, что добросовестность Зубаревой Ю.И. по требованиям о взыскании сумм ежемесячных денежных выплат в связи с рождением третьего ребенка презюмируется, бремя доказывания недобросовестности Зубаревой Ю.И. при получении в период с 13 января 2022 г. по 13 июня 2022 г. сумм ЕДВ возлагается на орган, требующий их возврата, то есть на истца.
Управление труда и социальной защиты населения Администрации г. Лермонтова, обращаясь в суд с иском о взыскании незаконно полученной Зубаревой Ю.И. суммы, ссылался в обоснование своих требований на то, что Зубарева Ю.И. при подаче заявления о назначении ЕДВ в УТСЗН Администрации г. Лермонтова сведения о лишении родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери, влияющие на право назначения ЕДВ скрыла, не представила справку органа опеки и попечительства о нахождении несовершеннолетней ФИО9 под опекой, что, по мнению истца, свидетельствует о недобросовестном поведении ответчика, которая ввела УТСЗН Администрации г. Лермонтова в заблуждение относительно права на получение ежемесячной денежной выплаты в случае рождения третьего ребенка и (или) последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет и без законных на то оснований получила указанные выплаты.
Однако, в нарушение требований ст. 56 ГПК Российской Федерации, доказательств недобросовестного поведения ответчика, повлекшего необоснованные выплаты, истцом не представлено. Неподтвержденность факта недобросовестности, выступающего обязательным элементом юридического состава неосновательного обогащения, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Установление недобросовестности в действиях Зубаревой Ю.И. при получении ею ЕДВ в период с 13 января 2022 г. по 13 июня 2022 г. является юридически значимым по данному делу обстоятельством, которое не было установлено судом первой инстанции в результате неправильного применения регулирующих спорные отношения норм материального права.
По данному делу юридически значимыми и подлежащими определению и установлению с учетом заявленных исковых требований, возражений на них ответчика и регулирующих спорные отношения норм материального права также являлись следующие обстоятельства: были ли представлены Зубаревой Ю.И. в уполномоченный орган все документы, предусмотренные Порядком, утвержденным Постановлением Правительства Ставропольского края от 20.12.2012 г. N-п и условиями предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка до достижения им возраста трех лет для получения государственной социальной помощи в виде денежной выплаты; какие действия были предприняты уполномоченным органом для проверки указанных Зубаревой Ю.И. обстоятельств, связанных с раздельным проживанием её и её несовершеннолетнего ребенка ФИО9; предлагалось ли Зубаревой Ю.И. уполномоченным органом представить какие-либо дополнительные документы, а также соблюдены ли органом социальной защиты требования Порядка о получении сведений, запрашиваемых органами социальной защиты края в соответствии с перечнем сведений, необходимых для назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них третьего ребенка и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в Ставропольском крае, запрашиваемых в рамках межведомственного взаимодействия, являющимся приложением к настоящему Порядку.
Суды первой и апелляционной инстанций названные обстоятельства вследствие неправильного применения норм материального права в качестве юридически значимых для правильного разрешения спора не определили, оставив их без внимания и соответствующей правовой оценки, произвольно применив статью 56 ГПК РФ и нарушив требования процессуального закона, касающиеся доказательств и доказывания в гражданском процессе.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит, что допущенные судами первой и апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, они повлияли на исход дела, и без их устранения невозможна защита охраняемых законом интересов заявителя.
В связи с этим судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона применительно к фактическим обстоятельствам спора.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Лермонтовского городского суда Ставропольского края от 31 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 5 июля 2023 года отменить. Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий Камышова Т.В.
Судьи Корниенко Г.Ф.
Трегулова К.К.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.