Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Росиной Е.А, Судей Минеевой В.В, Гареевой Д.Р, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бетанти Алана Ибрагимовича к Администрации местного самоуправления Ирафского района Республики Северная Осетия-Алания, Тускаеву Юрию Владимировичу о признании права собственности в порядке наследования на земельный участок, по кассационной жалобе истца Бетанти Алана Ибрагимовича на решение Ирафского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 1 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 6 июля 2023 года, Заслушав доклад судьи Росиной Е.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрации местного самоуправления "адрес" Республики Северная Осетия-Алания, ФИО2 о признании права собственности в порядке наследования на земельный участок.
Решением Ирафского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от ДД.ММ.ГГГГ решение оставлено без изменения.
Истцом подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения и апелляционного определения. В обоснование кассатор указывает на нарушение норм материального и процессуального права.
В соответствии со 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального или процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит, что имеются предусмотренные законом основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного постановления, Как установлено судом, согласно свидетельству о смерти ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО3 на случай смерти путем совершения завещания распорядился следующим имуществом - автомашиной ВАЗ 111130, государственный регистрационный знак В 029 КН 15, завещав ее внуку ФИО4 (завещание N от ДД.ММ.ГГГГ удостоверено нотариусом ФИО7).
Наследником ФИО3 первой очереди по закону являлась его дочь - ФИО5.
ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Владикавказского нотариального округа ФИО8 ФИО5 выдано свидетельство о праве на наследство ФИО3, состоящего из денежного вклада.
Согласно свидетельству о смерти ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
наследниками ФИО5 первой очереди по закону являлись ее сын - ФИО1, дочери - ФИО9, ФИО10
ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Владикавказского нотариального округа ФИО8 ФИО1 выдано свидетельство о праве на наследство ФИО5, состоящего из квартиры, расположенной по адресу: РСО-Алания, "адрес".
Согласно заявлениям, поданным нотариусу Владикавказского нотариального округа ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО9, ФИО10 пропустили срок для принятия наследства и в суд по поводу восстановления срока для принятия наследства обращаться не будут.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился к нотариусу Владикавказского нотариального округа ФИО8 с заявлением о выдаче дополнительного свидетельства о праве на наследство по закону ФИО5 в виде земельного участка, расположенного в "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ в выдаче свидетельства о праве на наследство в виде земельного участка ФИО1 отказано в виду того, что право собственности на земельный участок на ФИО3 не было зарегистрировано.
Решением N от ДД.ММ.ГГГГ председателя исполнительного комитета районного Совета народных депутатов ФИО3 отведен земельный участок, площадью 0, 15 га из выгонно-пастбищных земель колхоза "60 лет Октября", на земельный комитет возложена обязанность произвести отвод участка в натуре и выдать акт на право пользования землей.
Истцом представлено свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации N от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельству о праве собственности на землю N от ДД.ММ.ГГГГ, выданному ФИО3 решением исполкома Ирафского райсовета от ДД.ММ.ГГГГ, под индивидуальное строительство предоставлен земельный участок, площадью 0, 15 га из сельскохозяйственных угодий (пастбищ).
ДД.ММ.ГГГГ в свидетельство внесено изменение сотрудником Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по РСО-Алания ФИО11 о виде права - "пожизненное наследуемое владение", до этого вид права в свидетельстве указан не был.
ФИО3 государственный акт не выдавался, свидетельство же не содержит графическую часть.
Разрешая заявленные требования и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из недоказанности истцом фактического принятия наследства в виде спорных земельных участков.
Судебная коллегия кассационного суда считает, что судебные постановления приняты с нарушением норм действующего законодательства и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
Статьей 35 Конституции Российской Федерации гарантируется право наследования.
В силу пункта 1 статьи 1110 Гражданского кодекса РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил данного Кодекса не следует иное.
Определяя состав наследственного имущества, статья 1112 названного Кодекса предусматривает, что в него входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" разъяснено, что в состав наследства входит принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства имущество, в частности: вещи, включая деньги и ценные бумаги (статья 128 Гражданского кодекса Российской Федерации); имущественные права (в том числе права, вытекающие из договоров, заключенных наследодателем, если иное не предусмотрено законом или договором; исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности или на средства индивидуализации; права на получение присужденных наследодателю, но не полученных им денежных сумм); имущественные обязанности, в том числе долги в пределах стоимости перешедшего к наследникам наследственного имущества (пункт 1 статьи 1175 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Временем открытия наследства является момент смерти гражданина (пункт 1 статьи 1114 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Для приобретения наследства наследник должен его принять (пункт 1 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 1152 указанного Кодекса принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (пункт 4).
Таким образом, по общему правилу при наследовании возникают правоотношения универсального правопреемства, то есть от умершего к иным лицам как единое целое и в один и тот же момент переходит все имеющееся наследственное имущество в комплексе.
Наследник не может принять какие-то отдельные права и (или) обязанности и отказаться от других прав и (или) обязанностей. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Принятое наследство признается принадлежащим всем наследникам в один и тот же момент - со дня его открытия. Это не зависит от времени фактического принятия наследства, а также от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда это обязательно.
Отказывая в удовлетворении иска, в связи с недоказанностью фактического принятия наследства, суды не учли, что истец принял наследство после смерти своей матери ФИО5, о чем ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о праве на наследство.
В свою очередь ФИО5 приняла наследство после смерти ФИО3, о чем получено свидетельство о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, без оценки со стороны суда остались представленные истцом доказательства, свидетельствующие о совершении ФИО5 в июне 2005 года действий по межеванию земельного участка и последующему его разделу.
При таких обстоятельствах, вывод суда о недоказанности факта принятия наследства, без конкретизации кем и какого наследства, без применения вышеизложенных норм материального права и оценки вышеуказанных доказательств, нельзя признать правильным.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда находит нужным отменить судебные постановления, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенную в настоящем определении правовую позицию, установить круг обстоятельств, имеющих значение для дела и подлежащих доказыванию, распределить между сторонами бремя доказывания, принять законный и обоснованный судебный акт.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ирафского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 1 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 6 июля 2023 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий Росина Е.А.
Судьи Минеева В.В.
Гареева Д.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.