Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 4 августа 2009 г. N А09-1687/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от Брянской городской администрации - П.Н.Н. - представителя (доверенность от 20.02.2009),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя А.В.В. на решение Арбитражного суда Брянской области от 10.04.2009 по делу N А09-1687/2009, установил:
Индивидуальный предприниматель А.В.В. (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Брянской городской администрации (далее - Администрация) о признании недействительным п. 11 ч. 1 распоряжения от 31.12.2008 N 1629-зр "Об отмене распоряжения администрации г. Брянска (мэрии), Брянской городской администрации по вопросам организации маршрутных перевозок и внесении изменений в распоряжения Брянской городской администрации" (с учетом уточненного требования).
Решением суда от 10.04.2009 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В силу ч. 1 ст. 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
В кассационной жалобе Предприниматель просит решение отменить как принятое с нарушением норм материального права, ссылаясь на то, что отношения между ним и Администрацией в соответствии с ч. 3 ст. 154 ГК РФ являются договорными, что не учтено судом первой инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав в судебном заседании представителя Предпринимателя, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Администрации г. Брянска (мэрии) от 05.07.2001 N 854-р предпринимателю А.В.В. было разрешено осуществлять транспортные услуги по перевозке пассажиров по маршруту N 38 "Б", используя транспортное средство - микроавтобус марки "Газель", гос. номер В 307 ВМ 32; N 44 "Дружба - пр. Ленина - Курган Бессмертия - Драмтеатр - ул. Г.", используя транспортное средство - микроавтобус марки "Газель", гос. номер В 412 АМ 32.
Распоряжением Администрации от 14.05.2008 N 624-зр "Об отмене распоряжений администрации города Брянска (мэрии), Брянской городской администрации по вопросам организации маршрутных перевозок и внесении изменений в распоряжения Брянской городской администрации" отменено распоряжение администрации города Брянска (мэрии) от 05.07.2001 N 854-р "О разрешении индивидуальному предпринимателю А.В.В. осуществления транспортных услуг по перевозке пассажиров по маршруту N 38 "Бульвар Щорса - Брянский автовокзал - Бежицкий стальзавод - Дружба".
На основании заказа Брянской городской администрации Комитетом по промышленности, транспорту и связи Брянской городской администрации в газете "Брянск" N 35 (426) от 11.07.2008 опубликовано извещение о проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение перевозок пассажиров на маршруте регулярного сообщения N 44 города Брянска. Информация о проведении конкурса была также размещена на интернет сайте www. Admin.bryansk.ru.
Согласно данному извещению к участию в конкурсе, допускаются субъекты предпринимательской деятельности, зарегистрированные в установленном порядке, имеющие право на занятие соответствующим видом деятельности в соответствии с уставными документами и (или) лицензией, своевременно подавшие конкурсные предложения в Администрацию.
Названный конкурс признан состоявшимся, с победителями заключены соответствующие договоры.
Предприниматель А.В.В. участия в данном конкурсе не принимал.
По результатам проведенного конкурса Брянской городской администрацией принято распоряжение от 31.12.2008 N 1629-зр "Об отмене распоряжений администрации г. Брянска (мэрии), Брянской городской администрации по вопросам организации маршрутных перевозок и внесении изменений в распоряжения Брянской городской администрации". Пунктом 11 части 1 указанного распоряжения было отменено распоряжение от 05.07.2001 N 854-р "О разрешении индивидуальному предпринимателю А.В.В. осуществления транспортных услуг по перевозке пассажиров по маршруту N 38 "Бульвар Щорса - Брянский автовокзал - Бежицкий стальзавод - Дружба", N 44 "Дружба - Бежицкий рынок - Курган Бессмертия - пр. Ленина - Драмтеатр - ул. Г.".
Полагая, что п. 11 ч. 1 данного распоряжения противоречат действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, Предприниматель обратился в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пп. 20 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация транспортного обслуживания населения находится в ведении муниципальных образований и отнесена к вопросам местного значения.
Согласно пп. 7 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относит создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организацию транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
В пункте 6 статьи 72 Закона Российской Федерации от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" определено, что городская администрация руководит транспортными предприятиями и организациями, находящимися в муниципальной собственности; осуществляет контроль за работой иных транспортных предприятий и организаций, обслуживающих население города; утверждает маршруты и графики движения местного транспорта; привлекает на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятия, и организации, действующие на территории города; обеспечивает учет автомобилей и других видов механических транспортных средств в городе; организует и контролирует обслуживание пассажиров на вокзалах, пристанях и в аэропортах.
Таким образом, федеральным законом на органы местного самоуправления возложены организационные и контролирующие функции в сфере транспортного обслуживания населения.
В силу пп. 34 п. 2 ст. 45 Устава г. Брянска, принятого Брянским городским Советом народных депутатов 30.11.2005, к исполнительно-распорядительным полномочиям городской администрации относится организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений.
Постановлением Брянской городской администрации от 01.06.2006 N 1676-п функции по размещению заказа на право заключения договоров по выполнению перевозок пассажиров на коммерческих маршрутах г. Брянска с 22.05.2006 возложены на Комитет по промышленности, транспорту и связи Брянской городской администрации.
Анализируя положения п. 1.7, п. 1.9, п. 3.4.4 (в редакции решения Брянского городского Совета народных депутатов от 26.09.2006 N 512) Правил организации транспортного обслуживания населения в городе Брянске, утвержденных постановлением Брянского городского Совета от 29.04.2004 N 746-П "О принятии правил организации транспортного обслуживания населения в городе Брянске", суд указал, что к полномочиям городской администрации в области транспорта относятся определение необходимого количества транспортных средств на маршрутах города с учетом сложившегося пассажиропотока и соблюдения требований безопасности перевозки пассажиров и Правил дорожного движения, подготовка и проведение конкурсов среди владельцев транспортных средств по перевозке пассажиров на коммерческой основе по городской маршрутной сети, утверждение условий конкурса и состава конкурсной комиссии.
Согласно п. 2.1 Положения о конкурсе на право заключения договора на выполнение перевозок пассажиров на маршрутах г. Брянска, утвержденного вышеназванным постановлением Брянского городского совета, решение о проведении конкурса принимается Заказчиком, который определяет Организатора конкурса.
Конкурс проводится на действующих и вновь открытых маршрутах.
Кроме того, проведение конкурса направлено на выявление наиболее ответственных перевозчиков, способных обеспечить соблюдение технических, санитарных, кадровых и иных требований, предъявляемых к перевозчикам в целях обеспечения безопасности дорожного движения, обеспечения мер защиты жизни, здоровья и имущества граждан, их законных интересов.
С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу, что то обстоятельство, что до проведения конкурса предприниматель осуществлял перевозку пассажиров на основании распоряжения Администрации, не влияет на право Администрации проводить открытый конкурс (в котором не запрещается и участие заявителя) в отношении действующих маршрутов.
Пунктом 3 Постановления Брянского городского Совета народных депутатов от 29.04.2006 г. N 746-П установлено, что до проведения конкурсов на право заключения договоров на выполнение перевозок по маршрутам, предложенным на конкурсы, перевозки по данным маршрутам осуществляются на основании распоряжений администрации города Брянска (мэрии), Брянской городской администрации о разрешении осуществления транспортных услуг по перевозке пассажиров, принятых ранее.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
На основании изложенного суд правомерно указал, что действия Администрации по размещению заказа на проведение открытого конкурса входят в ее компетенцию. Перевозка по определенным маршрутам не является свободным выбором предпринимателей. Последние вправе принять участие в обслуживании этих городских маршрутов в результате конкурса на равных для всех условиях. Извещение о конкурсе направлено неограниченному кругу лиц, имеющих лицензию, в том числе и заявителю, а потому не нарушает его прав и законных интересов.
При этом суд указал, что действия по проведению конкурса не ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, не ущемляют их интересы, а наоборот, организация конкурса преследует достижение общественно полезных целей путем привлечения к осуществлению пассажирских перевозок транспортом общего пользования более квалифицированных лиц.
Довод Предпринимателя о том, что правоотношения между ним и Администрацией, возникшие вследствие принятия распоряжения от 18.07.2003 N 859-р, являются договором, поскольку ему предшествовало выражение воли двух сторон, суд, исходя из положений п. 1 ст. 420, п. 3 ст. 154 Гражданского кодекса Российской Федерации, обоснованно признал несостоятельным, так как распоряжение Брянской городской администрации N 859-р от 18.07.2003 является ненормативным правовым актом органа местного самоуправления, являющимся по своей сути разрешением на осуществление определенного вида деятельности, выданным по заявлению предпринимателя.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия), устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Исследовав в порядке ст. 71 АПК РФ фактические обстоятельства дела и представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что п. 2 ч. 3 оспариваемого распоряжения не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов Предпринимателя.
Ссылка заявителя на состоявшийся судебный акт Арбитражного суда Брянской области от 29.01.2007 по делу N А09-6858/06-31 не может быть принята судом кассационной инстанции, поскольку оспариваемым ненормативным актом отменено распоряжение Брянской городской администрации по иным основаниям, в том числе с учетом изменений, внесенных в п. 2.1 Положения о конкурсе на право заключения договора на выполнение перевозок пассажиров на маршрутах г. Брянска.
Доводам заявителя, изложенным в кассационной жалобе, доказательствам, представленным сторонами, и обстоятельствам дела, исследованным согласно требованиям, предусмотренным ст. 65, 71, ч. 5 ст. 200 АПК РФ, судом дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки данных выводов у кассационной коллегии, в силу прямого указания ст. 286 АПК РФ, не имеется.
Нарушений требований процессуального законодательства не установлено.
Ввиду уплаты Предпринимателем госпошлины по кассационной жалобе в большем размере, чем это предусмотрено п.п. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ, излишне уплаченная госпошлина на основании п.п. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса РФ подлежит возврату из федерального бюджета в сумме 50 руб.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, п.п. 1 п.1 ст. 333.40 Налогового кодекса РФ, постановил:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 10.04.2009 по делу N А09-1687/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю А.В.В. из федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 50 руб., излишне уплаченную по квитанции от 26.06.2009.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод Предпринимателя о том, что правоотношения между ним и Администрацией, возникшие вследствие принятия распоряжения от 18.07.2003 N 859-р, являются договором, поскольку ему предшествовало выражение воли двух сторон, суд, исходя из положений п. 1 ст. 420, п. 3 ст. 154 Гражданского кодекса Российской Федерации, обоснованно признал несостоятельным, так как распоряжение Брянской городской администрации N 859-р от 18.07.2003 является ненормативным правовым актом органа местного самоуправления, являющимся по своей сути разрешением на осуществление определенного вида деятельности, выданным по заявлению предпринимателя.
...
Ссылка заявителя на состоявшийся судебный акт Арбитражного суда Брянской области от 29.01.2007 по делу N А09-6858/06-31 не может быть принята судом кассационной инстанции, поскольку оспариваемым ненормативным актом отменено распоряжение Брянской городской администрации по иным основаниям, в том числе с учетом изменений, внесенных в п. 2.1 Положения о конкурсе на право заключения договора на выполнение перевозок пассажиров на маршрутах г. Брянска."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 4 августа 2009 г. N А09-1687/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании