Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова А.В, судей Кривенкова О.В, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ларионова Олега Николаевича на решение Липецкого районного суда Липецкой области от 25 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 14 августа 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Ларионова Олега Николаевича к территориальной избирательной комиссии Липецкого района Липецкой области о признании незаконным и отмене решения.
Заслушав доклад судьи Кривенкова О.В, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, полагавшего, что судебные акты подлежат оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Ларионов О.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить решение территориальной избирательной комиссии Липецкого района Липецкой области о результатах выборов представительного органа местного самоуправления - Совета депутатов сельского поселения Стебаевского сельсовета Липецкого муниципального района Липецкой области, состоявшихся 13 сентября 2020 года.
В обоснование заявленных требований указал, что 13 сентября 2020 года по результатам выборов депутатами сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области (далее также - Стебаевский сельсовет Липецкого района) были избраны семь депутатов на основании решения Совета депутатов сельского поселения Стебаевского сельсовета Липецкого района от 26 мая 2020 года N 264 "Об утверждении схемы единого семимандатного избирательного округа по выборам депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации шестого созыва", которое впоследствии решением Липецкого областного суда от 14 ноября 2022 года признано недействующим со дня принятия. Кроме того, в соответствии с подпунктами 1, 3 статьи 30 Устава сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого района, принятого решением от 18 апреля 2014 года, Совет депутатов указанного сельского поселения состоит из десяти депутатов.
Вместе с тем, выборы в 2020 году состоялись по единому семимандатному избирательному округу, то есть проводились по недействующей схеме единого избирательного округа, что, по мнению заявителя, нарушило право административного истца на местное самоуправление и право на активное избирательное право избирать депутатов в том количестве, в котором положено в соответствии с законом и Уставом данного сельского поселения. По мнению административного истца, на основании данных фактов результаты выборов должны быть признаны недействительными. Кроме того, по мнению административного истца, решение о назначение выборов, а также решение территориальной избирательной комиссии о результатах голосования не были официально опубликованы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решением Липецкого районного суда Липецкой области от 25 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 14 августа 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной 24 октября 2023 года через суд первой инстанции, Ларионов О.Н. просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В кассационной жалобе излагает доводы, аналогичные изложенным в административном иске и апелляционной жалобе. Кроме того, обращает внимание на то, что суды при вынесении обжалуемых судебных актов, руководствовались нормативными актами, действие которых в установленном порядке было признано незаконным, что привело к вынесению незаконных судебных постановлений, нарушающих права и законные интересы заявителя.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Порядок назначения, подготовки и проведения выборов депутатов в представительные органы муниципальных образований в Липецкой области, а также гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах определен в Законе Липецкой области от 6 июня 2007 года N 60-ОЗ "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Липецкой области", а также закреплен Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 67-ФЗ).
Компетенция, порядок формирования и деятельности, а также прекращение полномочий представительного органа местного самоуправления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 131-ФЗ).
В соответствии в пунктом 1 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.
Судами установлено, что при подготовке и проведении выборов депутатов Совета депутатов сельского поселения Стебаевского сельсовета Липецкого района, территориальной избирательной комиссией Липецкого района были соблюдены все процедуры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о выборах.
Из материалов дела следует, что решением Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого района от 22 июня 2020 года N 267 назначены выборы депутатов Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого района шестого созыва на 13 сентября 2020 года. Указанное решение официально опубликовано в газете "Сельская Нива" от 25 июня 2020 года N 25 (8585).
В результате выборов, прошедших 13 сентября 2020 года, депутатами сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого района были избраны семь депутатов.
Постановлением территориальной избирательной комиссии Липецкого района от 14 сентября 2020 года N 99/885 выборы признаны состоявшимися и действительными, результаты выборов опубликованы в газете "Сельская Нива" от 17 сентября 2020 года N 37 (8597).
Решением Липецкого областного суда от 14 ноября 2022 года признано недействующим с даты принятия решение Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого района от 26 мая 2020 года N 264 "Об утверждении схемы единого семимандатного избирательного округа по выборам депутатов Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации шестого созыва".
Отказывая в удовлетворении административного иска, районный суд, с которым согласился областной суд, исходил из того, что право граждан на всеобщее избирательное право было реализовано, по результатам выборов 13 сентября 2020 года сформирован и утвержден Совет депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого района в количестве семи человек, избранных населением указанного сельского поселения на муниципальных выборах на основе всеобщего равного, прямого, тайного голосования, само по себе признание судом недействующим с даты принятия решения Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого района от 26 мая 2020 года N 264 "Об утверждении схемы единого семимандатного избирательного округа по выборам депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации шестого созыва" не является основанием для отмены результатов выборов и не дает оснований полагать, что данное обстоятельства повлияло на волеизъявление избирателей и привело к искажению результатов выборов.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с указанными выводами судов.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в постановлении от 22 апреля 2013 года N 8-П, конституционные принципы правового государства, основанного на верховенстве права и правовой демократии, предполагают в целях поддержания гражданского мира и согласия необходимость установления нормативно-правового регулирования, которое обеспечивало бы цивилизованные формы разрешения избирательных споров, что делает наиболее востребованными именно судебные механизмы защиты избирательных прав.
Вместе с тем, судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.
Таким образом, для удовлетворения требований административного иска необходимо наличие доказательств таких бесспорных нарушений, которые исключали бы возможность установления действительной воли избирателей.
Таковых нарушений в ходе рассмотрения административного дела не установлено.
Исходя из положений частей 3, 7 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, после опубликования результатов выборов, референдума административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума о результатах выборов, референдума может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума.
Аналогичное положение закреплено в пункте 3 статьи 78 Федерального закона N 67-ФЗ.
Административное исковое заявление подано в Липецкий районный суд Липецкой области 7 февраля 2023 года, то есть за пределами процессуального срока, что в силу части 10 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, все юридически значимые обстоятельства определены верно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Переоценка представленных в дело доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции.
Кассационная жалоба каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены принятых по делу судебных актов, не содержат и сводится лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки нижестоящих судов, и выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений суда не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Липецкого районного суда Липецкой области от 25 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 14 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ларионова Олега Николаевича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 26 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.