Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова А.В, судей Кривенкова О.В, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Курска на решение Промышленного районного суда города Курска от 22 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 3 октября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Фурцева Яна Сергеевича к администрация города Курска о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Кривенкова О.В, судебная коллегия по административным делам
УСТАНОВИЛА:
Фурцев Я.С. обратился в суд с иском к администрации города Курска (далее также - администрация), в котором просил возложить на администрацию города Курска обязанность в течение года со дня вступления решения суда в законную силу по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами 46:29:103081:1 и 46:29:103081:168, а также взыскать с нее расходы по уплате государственной пошлины
В обоснование требований указал, что на его жалобы по поводу несанкционированных свалок отходов на указанных земельных участках надлежащего ответа дано не было, Администрация города Курска бездействует, уклоняется от исполнения возложенных на нее законом обязанностей, не принимает меры, направленные на защиту права граждан, на благополучную окружающую среду, меры по восстановлению состояния, в котором окружающая среда была до причинения вреда.
Решением Промышленного районного суда города Курска от 23 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 3 октября 2023 года, административный иск удовлетворен.
В кассационной жалобе, поданной 18 октября 2023 года, администрация города Курска просит судебные акты отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Полагает, что действующее законодательство не содержит императивные нормы необходимости ликвидации места несанкционированного размещения строительного мусора. Полагает, что ликвидация мест несанкционированного размещения отходов относится к полномочиям регионального оператора. Кроме того, поскольку государственная собственность на земельные участки не разграничена, полномочия по распоряжению земельными участками относятся к комитету по управлению имуществом Курской области и не передавались администрации города Курска, соответственно, обязанности ликвидации указанных свалок на административном ответчике не лежит.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, в 2021 году Фурцевым Я.С. была обнаружена свалка на местности в границах земельного участка с кадастровым номером 46:29:103081:1, в связи с чем 10 августа 2021 года Фурцев Я.С. обратился с жалобой в акционерное общество "Спецавтобаза по уборке города Курска" (далее АО "САБ по уборке города Курска") с просьбой ликвидировать свалку на указанной территории.
На указанную претензию АО "САБ по уборке города Курска" был дан ответ о том, что региональный оператор произвел осмотр земельных участков. На указанной площади обнаружены несанкционированные размещения отходов. Общий объем отходов по визуальной оценке составляет 9 000 куб. м. Отдельно расположенных мест несанкционированного размещения объемом более 1 куб м не обнаружено, в связи с чем у АО "САБ по уборке города Курска" не возникает обязанности по уборке указанных отходов. К вопросам местного значения в соответствии с пунктом 2 статьи 13 Устава города Курска относится организация по охране окружающей среды в границах города Курска, указанные полномочия закреплены за администрацией города Курска.
Фурцев Я.С. 14 марта 2022 года обратился к главе города Курска с жалобой на ответ первого заместителя главы администрации города Курска.
На указанную жалобу был получен ответ главы города Курска от 12 апреля 2022 года N 284/01-03, что в целях устранения негативного воздействия на окружающую среду в рамках проводимых субботников по наведению санитарного порядка в апреле текущего года будут приняты меры по ликвидации мест несанкционированного складирования твердых бытовых отходов.
Из акта обследования места несанкционированного размещения отходов от 13 августа 2021 года следует, что комиссией установлено, что компонентный состав отходов: строительные отходы - 70 процентов, древесно-растительные - 27 процентов. Отдельно расположенных мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (ТКО) объемом более 1 куб. м не обнаружено.
Как следует из протокола испытаний (измерений) от 26 августа 2021 года N О/790-21, выполненного "данные изъяты" по заказу АО "САБ по уборке города Курска", место отбора проб - земельные участки с кадастровыми номерами 46:29:103081:1, 46:29:103081:168 (протокол отбора проб отходов от 13 августа 2021 года N О/245-21), проба соответствует четвертому классу опасности для окружающей среды.
Фурцевым Я.С. 11 июня 2022 года произведен осмотр территории в границах земельного участка с кадастровым номером 46:29:103081:1, расположенного по улице 1-ой Гутояровской города Курска. В ходе осмотра установлено, что на открытом грунте располагаются многочисленные очаги преимущественно строительных отходов, растительных остатков, производственных отходов, незначительное содержание твердых коммунальных отходов, что подтверждается актом об осмотре территории со схемой осмотра территории и фото таблицей.
Фурцевым Я.С. 23 ноября 2022 года произведен осмотр территории в границах земельного участка с кадастровым номером 46:29:103081:168, расположенного по улице 1-ой Гутояровской города Курска. В ходе осмотра установлено, что на открытом грунте располагаются многочисленные очаги преимущественно строительных отходов, растительных остатков, производственных отходов, незначительное содержание твердых коммунальных отходов, что подтверждается актом об осмотре территории, со схемой осмотра территории и фото таблицей.
Протоколом сверки географических координат от 20 ноября 2022 года на предмет вхождения географических координат широты и долготы в границы земельного участка с кадастровым номером 46:29:103081:1 установлено, что географические координаты фотоиллюстраций под N 2, N 4, N 6 - N 10, N 12, N 34, N 43 не находятся в границах земельного участка с кадастровым номером 46:29:103081:1.
Фурцевым Я.С. совместно с ФИО, имеющим высшее образования по направлению "экология и природопользование", 26 февраля 2023 года были составлены справки о классах опасности размещения отходов, зафиксированных в акте осмотра от 11 июня 2022 года на земельном участке с кадастровым номером 46:29:103081:1, и от 23 ноября 2022 года на земельном участке с кадастровым номером 46:29:103081:168, из которых следует, что на указанных земельных участках размещены отходы четвертого класса и пятого класса опасности.
Материалами дела подтверждается, что земельные участки по улице 1-ой Гутояровской города Курска с кадастровыми номерами 46:29:103081:1, 46:29:103081:168 расположены на территории муниципального образования город Курск на указанных земельных участках размещена несанкционированная свалка.
Из ответа комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска следует, что несанкционированное место размещения отходов частично расположено на землях, государственная собственность на которые не разграничена, частично попадает в границы земельных участков с кадастровыми номерами 46:29:103074:28, 46:29:103081:1.
Зарегистрированные права на указанные земельные участки отсутствуют, согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости они в аренду не предоставлены.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что собственник отходов, расположенных на спорной свалке, не установлен, несанкционированная свалка отходов образовалась на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, которые расположены на территории муниципального образования город Курск, за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования, собственность на которые не разграничена, отвечает орган местного самоуправления такого образования, который среди прочего несет обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на эти участки, бездействие органа местного самоуправления нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, на благоприятную среду обитания.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с приведенными выводами.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации, в статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в абзаце статьи 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
На основании статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление земель.
В силу статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", с учетом положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Законодательство в области охраны окружающей среды в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (пункт 6 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Федеральным законом от 30 марта 1999 года 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
В пункте 1 статьи 3.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускается накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, (далее также - ГОСТ 30772-2001) являются несанкционированными свалками отходов.
В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации).
В статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного Федерального закона).
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписаний абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не является препятствием для распоряжения ими.
Из правового анализа приведенных правовых норм, в том числе, пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", следует, что за участки, расположенные на территории городского округа, отвечает орган местного самоуправления такого округа, который среди прочего несет обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на эти участки.
Правильно применив положения пункта 14 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 1 статьи 13, пункта 2 статьи 8, части 5 статьи 12, статье 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пунктов 7.8, 4.13 ГОСТ 30772-2001, пунктов 16, 17, 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156, Устава города Курска, утвержденного решением Курского городского Собрания от 12 апреля 2007 года N 332-3-РС, суды пришли к обоснованным выводам о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 46:29:1031081:1, 46:29:1031081:168, на которых допущена свалка отходов (не являющихся ТКО) относятся к землям неразграниченной собственности, расположен на территории города Курска, а устранение выявленных нарушений в виде ликвидации свалки на его территории находится в пределах компетенции администрации города Курска, поскольку относится к решению вопросов местного значения городского округа.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется, так как ее доводы не влияют на обоснованность и законность судебных актов, не опровергают выводов судов, и основанием для отмены судебных постановлений не являются.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, все юридически значимые обстоятельства определены верно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Переоценка представленных в дело доказательств не отнесена к полномочиям суда кассационной инстанции.
Выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами при рассмотрении дела не допущено.
Кассационная жалоба каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены принятых судебных актов, не содержит и сводится лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда судов, а также выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Промышленного районного суда города Курска от 23 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 3 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Курска - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 26 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.