Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 30 июля 2009 г. N А23-3885/08А-18-284 (Ф10-3067/09)
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца - К.Г.А. - представитель (доверенность N 01-17/05/16391 от 06.06.2009), от ответчика - не явились, надлежаще извещены, от третьего лица - не явились, надлежаще извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации г. Обнинска Калужской области на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 апреля 2009 года по делу N А23-3885/08А-18-284, установил:
Государственное учреждение Калужское региональное отделение Фонда социального страхования (далее - ГУ ФСС) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с исковым заявлением к Администрации г. Обнинска о взыскании затрат на выплату социального пособия в размере 8000 руб.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление социальной защиты населения Администрации г. Обнинска.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 27.01.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2009 решение суда первой инстанции отменено; заявленные требования удовлетворены.
Ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов арбитражного суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, Администрация г. Обнинска обратилась в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене принятого судебного акта.
Представитель истца доводы кассационной жалобы отклонила, считая постановление апелляционной инстанции законным и обоснованным.
Представители ответчика и третьего лица в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, заслушав представителей ГУ ФСС, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено арбитражным судом, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" N 81-ФЗ от 19.05.1995, Положением о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 865 от 30.12.2006, Инструкцией о порядке учета и расходовании средств обязательного социального страхования, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации N 22 от 09.03.2004 N 22, между ГУ Калужским региональным отделением ФСС и Управлением социальной защиты населения Администрации г. Обнинска заключен договор N 029 от 17.01.2007 о перечислении Фондом средств Управлению социальной защиты населения для выплаты единовременных пособий, в том числе при рождении ребенка неработающим гражданам.
В соответствии с п. 4 договора Фонд осуществляет контроль за целевым расходованием органом социальной защиты населения средств, перечисленных ФСС для выплаты пособий.
В период с 22.08.2008 по 25.08.2008 на основании решения управляющего Фондом N 11 от 13.08.2008 проведена проверка Управления социальной защиты населения по вопросу правильности использования средств Фонда за период с 01.01.2007 по 31.12.2007. По итогам проверки составлен акт, подписанный сторонами, согласно которому в нарушение ст. 4 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" N 81-ФЗ от 19.05.1995, п.п. 23, 26 Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 865 от 30.12.2006, в апреле 2007 года Управлением социальной защиты населения назначено и выплачено пособие при рождении ребенка получателю - Е.О.А. при наличии справок с места службы второго родителя (войсковая часть 3382 Министерства внутренних дел РФ); указано, что в соответствии с п. 24 Положения данное пособие при рождении ребенка следовало выплачивать за счет средств федерального бюджета по месту службы второго родителя. В результате неправомерных действий за счет средств Фонда излишне выплачено пособие в размере 8000 руб.
В обоснование возражений на акт N 11 Администрация г. Обнинска указывала на то, что распоряжение Главного распорядителя бюджетных ассигнований ГК ВВ МВД РФ о разъяснении и утонении порядка и источника выплат единовременного пособия при рождении ребенка в связи с внесением изменений в закон было издано 08.05.2007 (N 4-24-4204). Учитывая, что единовременное пособие назначается в течение 6 месяцев со дня рождения ребенка, родители ребенка потеряли бы право на получение данного пособия. Принимая во внимание сложившуюся ситуацию, а также того, что ребенку Е. 30.04.2007 исполнялось 6 месяцев, Управление социальной защиты населения 27.04.2007 выплатило Е.О.А. единовременное пособие при рождении ребенка.
16.09.2008 заместителем управляющего Фондом вынесено решение N 11 о непринятии в счет средств, полученных от отделения Фонда на выплату единовременного пособия при рождении ребенка, расходов, произведенных органом социальной защиты населения с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов либо не подтвержденных документально в установленном порядке в сумме 8000 руб. и предложно восстановить в бюджет Фонда указанную задолженность.
Непогашение Управлением социальной защиты населения спорной задолженности явилось основанием для обращения ФСС в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что выплата единовременного пособия при рождении ребенка за счет средств федерального бюджета осуществляется исключительно женщинам, проходящим военную службу по контракту.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" обеспечение по обязательному социальному страхованию - это исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, также и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 7, ч. 1, п. 11 ч. 2 ст. 8 Закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ видами социальных страховых рисков является, в том числе материнство, при этом каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения, к которому относится и единовременное пособие при рождении ребенка.
Согласно ст. 3 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19.05.1995 N 81-ФЗ одним из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей, является единовременное пособие при рождении ребенка. Данной статьей законодатель установил, что порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 23 Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 865 единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается одному из родителей либо лицу, его заменяющему, по месту работы (службы, учебы), а если родители либо лицо, их заменяющее, не работает (не служит, не учится) - органом социальной защиты населения по месту жительства ребенка.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19.05.1995 N 81-ФЗ выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, служба в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком женщинам, проходящим военную службу по контракту: лицам, проходящим службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов.
С данной правовой нормой корреспондирует п.п. "в" п. 26 Положения, предусматривающий выплату единовременного пособия при рождении ребенка лицам, проходящим военную службу по контракту, за счет средств федерального бюджета.
Вместе с тем, согласно ст. 11 Закона право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее.
Оценивая вышеназванные правовые нормы в совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что если один из родителей либо лицо, его заменяющее, проходит военную служу по контракту или приравненную к ней службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, он имеет право на получение единовременного пособия при рождении ребенка по месту службы.
Как следует из материалов дела, мать ребенка - неработающая, отец - П.А.Г. подпадает под категорию лица, проходившего военную службу по контракту или приравненную к ней, поскольку согласно справке в/ч 3382 Министерства внутренних дел Российской Федерации от 13.01.2009 в период с 08.12.2003 по 09.07.2007 П.А.Г. проходил военную службу по контракту в должности контролера группы ОСГ. Следовательно, как правильно указал суд апелляционной инстанции, пособие при рождении ребенка в рассматриваемом случае должно было быть выплачено не по месту жительства неработающей матери за счет средств ФСС, а в силу специального указания закона - по месту службы отца ребенка, как проходившего военную службу по контракту, за счет средств федерального бюджета.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции обоснованно признал выплату органом социальной защиты населения пособия в сумме 8000 руб. противоречащей положениям действующего законодательства.
Довод заявителя кассационной жалобы со ссылкой на ст. 4 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19.05.1995 N 81-ФЗ, предусматривающую, по мнению заявителя, выплату пособия при рождении ребенка лишь женщинам, проходящим военную службу по контракту, является несостоятельным.
Из содержания п. 26 Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей" N 865 от 30.12.2006 следует, что единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается лицам (а не конкретному лицу), проходящим военную службу по контракту. То есть, по смыслу названной правовой нормы, пособие может выплачиваться как женщинам, так и мужчинам, проходящим военную службу по контракту.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что вышеуказанными нормативными актами прямо предписано осуществлять выплату пособия при рождении ребенка по месту службы родителя за счет средств федерального бюджета в случае прохождения им службы по контракту, и обоснованно взыскал сумму заявленного требования с Администрации г. Обнинска.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражного суда и им дана надлежащая правовая оценка, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь ст. 287 ч. 1 п. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 апреля 2009 года по делу N А23-3885/08А-18-284 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 30 июля 2009 г. N А23-3885/08А-18-284 (Ф10-3067/09)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании