Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Курдюковой Н.А, судей Павловой Е.А, Шабановой О.Н, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-602/2023 по иску ФИО1 к администрации г.о. Саранск о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, признании права на переселение в первоочередном порядке из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, по кассационной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республика Мордовия от 20 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия от 02 августа 2023 года, заслушав доклад судьи Павловой Е.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации городского округа Саранск о возложении обязанности предоставить жилое помещение, указав, что на основании договора передачи, заключенного с МУ "Городское агентство по приватизации жилищного фонда и обмену жилой площади" от ДД.ММ.ГГГГ, ей на праве собственности принадлежит комната, площадью 18, 6 кв.м, расположенная по адресу: "адрес". Постановлением администрации городского округа Саранск от 28 марта 2018 г. N 753 указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, п. 2 постановления установлен способ изъятия путем предоставления гражданам, проживающим в указанном доме, других благоустроенных жилых помещений в период с 2018 по 2021 год. В декабре 2022 г. истцом получено уведомление об изъятии и проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, подписанные администрацией городского округа Саранск. Согласно пункту 1.1 указанных соглашений предметом является размер и порядок выплаты возмещения за недвижимое имущество. Размер выплаты возмещения в указанном проекте, определенный на основании отчета N, составляет 747 700 руб. Истец с предложенным в соглашении порядком и размером выплаты возмещения за изымаемое недвижимое имущество не согласна. С учетом уточнений просила обязать администрацию городского округа Саранск предоставить ФИО1 в собственность другое благоустроенное жилое помещение - однокомнатную квартиру жилой площадью не менее 18, 6 кв.м в связи с изъятием для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером N, площадью 4 308, 46 кв.м и жилого помещения с кадастровым номером N, площадью 18, 6 кв.м; признать за ФИО1 право на переселение в первоочередном порядке из многоквартирного "адрес", признанного аварийным и подлежащим сносу, в связи с его расселением и наличием угрозы его обрушения.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 20 апреля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 02 августа 2023 года, исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявитель оспаривает законность и обоснованность судебных постановлений, просит их отменить. Считает, что судами неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных постановлений.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по настоящему делу не допущено.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что на основании договора передачи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 является собственником комнаты в общежитии, расположенном в жилом доме по адресу: "адрес", кадастровый номер N, общей площадью 18, 6 кв.м с ДД.ММ.ГГГГ, кадастровой стоимостью в размере 623 538 руб. 22 коп.
Согласно выписке из домовой книги в жилом помещении по адресу: "адрес", зарегистрирована ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Заключением межведомственной комиссии по оценке и обследованию жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ N принято решение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома по адресу: "адрес", аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации городского округа Саранск от ДД.ММ.ГГГГ N "О выявлении оснований для признания многоквартирных домов, расположенных по адресам: "адрес"; "адрес", аварийными и подлежащими сносу" (с изменениями, внесенными Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N, Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N) многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", признан аварийным и подлежащим сносу (пункт 1); отселить граждан, проживающих в многоквартирном доме, в другие благоустроенные жилые помещения в период с 2018 по 2025 год.
В перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до ДД.ММ.ГГГГ, являющихся приложением 4 к подпрограмме "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия", жилой дом по адресу: "адрес", не включен.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией городского округа Саранск в адрес ФИО1 направлено требование N-ОГ о проведении мероприятия по сносу дома, расположенного по адресу: "адрес", совместно с иными собственниками в течение двух месяцев со дня его получения. В случае не осуществления сноса в установленный срок, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и каждое жилое помещение в многоквартирном доме за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, подлежат изъятию для муниципальных нужд, в порядке, предусмотренном частями 1-2, 5-9 статьи 32 Жилищного кодекса РФ. В целях обеспечения жилищных и имущественных прав при отселении из аварийного жилищного фонда предложено заключить с администрацией городского округа Саранск соглашение о выплате выкупной стоимости за жилое помещение, находящееся в ее собственности. В этом случае размер выкупной стоимости за жилое помещение будет определяться по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". В течение 5 дней после получения уведомления предложено направить письменное согласие на заключение соглашения о выплате выкупной стоимости объекта недвижимости.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 дано согласие на заключение с администрацией городского округа Саранск соглашения на изъятие принадлежащего ей жилого помещения путем выплаты ей выкупной стоимости либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Решением Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 16 марта 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 14 июля 2022 г, бездействие администрации городского округа Саранск, выразившееся в непринятии мер по представлению прокуратуры Октябрьского района г. Саранска от ДД.ММ.ГГГГ N об устранении нарушений жилищного законодательства признано незаконным, не соответствующим абз. 2 ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", ч. 10 ст.32 32 Жилищного кодекса РФ. На администрацию городского округа Саранск возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем принятия соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в ч. 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ.
Во исполнение данного решения администрацией городского округа Саранск издано постановление от 2 сентября 2022 г. N 1249 "Об изъятии земельного участка и помещений, расположенных по адресу: "адрес"", в котором постановила, в том числе, изъять для муниципальных нужд городского округа Саранск:
- земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, площадью 4308, 46 кв.м (пункт 1), - жилые помещения, расположенные по адресу: "адрес", согласно приложению к постановлению для муниципальных нужд городского округа Саранск, (пункт 2), - нежилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", нежилое помещение N, с кадастровым номером N, площадью 38, 5 кв.м (пункт 3).
Согласно приложению подлежал изъятию объект недвижимости по адресу: "адрес", площадью 18, 6 кв.м, с кадастровым номером N.
ДД.ММ.ГГГГ по месту регистрации ФИО1 направлена копия данного постановления, которая ей вручена ДД.ММ.ГГГГ
В декабре 2022 г. ФИО1 направлен проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, в котором ей предложено взамен изымаемого жилого помещения и доли земельного участка выкупную стоимость в размере 747 700 руб.
Размер возмещения определен на основании Отчета ООО "НОКС-ОЦЕНКА" N-Н/27 от ДД.ММ.ГГГГ, исходя из рыночной стоимости изымаемой недвижимости с учетом стоимости долей в общем имуществе многоквартирного жилого дома, включая земельный участок, занятый многоквартирным жилым домом в размере 580 000 руб, размера убытков, причиняемых изъятием земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости в размере 27 800 руб, компенсации за не произведенный капитальный ремонт жилого дома в размере 139 900 руб.
Разрешая исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 1. 12, 15, 32, 49, 51, 52, 57, 85, 95 Жилищного кодекса РФ, ст. 16 Федерального закона от 06.10.2002 г. N 1312-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", пришел к выводу, что право на предоставление другого благоустроенного жилого помещения взамен изымаемого, у истца, не состоящего на учете нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), в том числе по категории "малоимущие граждане", и являющегося собственником жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным после 01 января 2017 г, не включенного в соответствующую региональную программу, возникает только при достижении соглашения с администрацией городского округа Саранск.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, признав их законными и обоснованными, соответствующими действующему законодательству, регулирующему спорное правоотношение, на основании оценки всех установленных по делу обстоятельств и представленных сторонами доказательств, которым дана оценка в их совокупности, в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ.
Не согласиться с данными выводами у суда кассационной инстанции не имеется оснований.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса РФ, согласно которой признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с ч. 6 ст. 32 Жилищного кодекса РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N185-ФЗ) имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав (раздел II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г.).
Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 06 февраля 2019 г. N 53 утверждена Государственная программа Республики Мордовия "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства", в которую включена подпрограмма "Переселение граждан из аварийного жилого фонда в Республике Мордовия", которая направлена на реализацию регионального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда", в рамках которого предоставляются субсидии на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, и определены этапы переселения граждан из аварийного жилищного фонда на период с 2019 года по 2025 год.
Согласно паспорту подпрограммы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия" задачами данной Подпрограммы является переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
В перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 г, являющихся приложением 4 к подпрограмме "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия", жилой дом по адресу: "адрес", не включен.
Иных программ на республиканском уровне в указанной сфере отношений не принято.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N185-ФЗ.
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16 и п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 Жилищного кодекса РФ).
В случае не включения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу, жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ).
При решении вопроса об условиях и порядке реализации жилищных прав истца, юридически значимыми обстоятельствами по делу являются: признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признание собственника малоимущим и нуждающимся в улучшении жилищных условий, отсутствие иного жилья, пригодного для проживания.
Учитывая, что спорный многоквартирный жилой дом не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, поскольку признан аварийным только в 2018 году, собственнику жилого помещения направлено соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, определив в нем размер и порядок выплаты возмещения.
Соглашение о предоставлении иного жилого помещения, взамен изымаемого, вместо предоставления выкупной стоимости жилого помещения, между сторонами не достигнуто.
Принимая во внимание вышеизложенные нормы права в совокупности с установленными по делу обстоятельства, не могут быть приняты во внимание доводы жалобы заявителя о том, что орган местного самоуправления в Постановлении N 753 от 28 марта 2018 г. определилспособ изъятия жилых помещений путем предоставления других благоустроенных жилых помещений. Кроме того, орган местного самоуправления принял вышеуказанное постановление до принятия решения об изъятии земельного участка и помещений, расположенных в многоквартирном жилом "адрес", в связи с чем не мог в императивном порядке определить способ изъятия жилых помещений. Указанный пункт постановления распространяется на нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, поскольку в силу ст. 87 Жилищного кодекса РФ, в связи с признанием жилого дома аварийным, наниматель подлежит выселению из непригодного для проживания жилого помещения с предоставлением другого жилья, отвечающего установленным требованиям благоустройства и безопасности, равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, находящегося в границах данного населенного пункта.
Поскольку, согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 2 подпункта "и" пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением, поскольку из содержания ст. 32 Жилищного кодекса РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной иены изымаемого жилого помещения.
Доводы кассационной жалобы о необоснованном отказе в удовлетворении заявленных требований, неправильном определении судами фактических обстоятельств по делу, свидетельствуют не о нарушениях судами норм материального права, повлиявших на исход дела, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, которые были проверены судами и признаны необоснованными.
Вопреки доводам жалобы заявителя, реализация жилищных прав собственника ФИО1 обеспечивается в порядке, предусмотренном ст. 31 Жилищного кодекса РФ и зависит от соблюдения ряда условий, в том числе включения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в региональную программу переселения, признание собственника малоимущим и нуждающимся в улучшении жилищных условий, отсутствие иного жилья, пригодного для проживания. Однако, наличие совокупности данных условий у ФИО1 не установлено.
Несогласие стороны с результатами оценки доказательств, произведенной судом, не подпадает под приведенный в законе исчерпывающий перечень оснований к пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений, поскольку единственно иная точка зрения относительно того, как должно быть разрешено дело, не свидетельствует о незаконности решения.
В целом, приведенные в кассационной жалобе доводы, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств на основе иного понимания норм права, а потому основанием к отмене судебных постановлений являться не могут, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Нарушений норм материального и процессуального права судебными инстанциями не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республика Мордовия от 20 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия от 02 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.