Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Курдюковой Н.А, судей Павловой Е.А, Шабановой О.Н, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1221/2023 по иску ФИО1 к администрации городского округа Саранск о возложении обязанности предоставить в собственность благоустроенное жилое помещение в связи с изъятием земельного участка и жилого помещения для муниципальных нужд, о признании права на переселение в первоочередном порядке из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, по кассационной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республика Мордовия от 01 июня 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия от 23 августа 2023 года, заслушав доклад судьи Павловой Е.А, объяснения представителя ФИО1 - ФИО6, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации городского округа Саранск о возложении обязанности предоставить в собственность благоустроенное жилое помещение в связи с изъятием земельного участка и жилого помещения для муниципальных нужд. В обоснование требований указал, что на основании договора передачи, заключенного с КУ "Городское агентство по приватизации жилищного фонда и обмену жилой площади" от ДД.ММ.ГГГГ N и соглашения от ДД.ММ.ГГГГ ему на праве собственности принадлежит комната площадью 19 кв.м, расположенная по адресу: "адрес". Заключением Межведомственной комиссии по оценке и обследованию жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда N от ДД.ММ.ГГГГ выявлены основания для признания многоквартирного дома по адресу: "адрес", аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации г..о. Саранск от ДД.ММ.ГГГГ N указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, пунктом 2 постановления установлен способ изъятия путем предоставления гражданам, проживающим в указанном доме, других благоустроенных жилых помещений в период с 2018 г..по 2021 г..На основании заключения межведомственной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ, постановления администрации г..о. Саранск от ДД.ММ.ГГГГ N и во исполнение решения Октябрьского районного суда г..Саранска Республики Мордовия от 16 марта 2022 г..по делу N 2а-417/2022 принято постановление администрации г..о. Саранск от ДД.ММ.ГГГГ N. В декабре 2022 г..истцом получено уведомление об изъятии и проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, подписанные администрацией г..о. Саранск. Согласно пункту 1.1 указанного соглашения предметом является размер и порядок выплаты возмещения за недвижимое имущество. Размер выплаты возмещения в указанном проекте, определенный на основании отчета N-Н/92, составляет 763 100 руб, с чем истец не согласен.
Полагал, что условия об изъятии жилого помещения, содержащиеся в проекте соглашения, существенно нарушают его права, как собственника, поскольку он фактически лишается жилья, и приобрести другое на предлагаемую к возмещению сумму невозможно. Многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес", признан аварийным только в 2018 г..и не включен ни в одну из названных программ. Из содержания постановлений администрации г..о. Саранск N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что администрация г..о. Саранск взяла на себя обязанность по отселению граждан, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: "адрес", исключительно путем предоставления других благоустроенных жилых помещений, а не путем предоставления платы за находящиеся в собственности жилые помещения. В настоящее время в связи с утверждением Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2022 г..N 1469 "Правил предоставления финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда" и изданием Приказа Минстроя России от 11 ноября 2021 г..N817/пр (в редакции от 16 сентября 2022 г..) "Об утверждении методических рекомендаций по формированию субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда" многоквартирный "адрес" подлежит включению в адресную программу, и имеются все законные основания для такого включения.
По результатам инженерно-технического обследования жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ техническое состояние конструкций дома не соответствует требованиям Федерального закона N 384-ФЗ от 30 декабря 2009 г.."Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" состояние конструкций не обеспечивает безопасность жизни и здоровья людей, в связи с чем, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, должно осуществляться по правилам переселения граждан из жилого фонда, включенного в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в первоочередном порядке. Просил обязать администрацию г..о. Саранск предоставить ФИО1 в собственность другое благоустроенное жилое помещение - однокомнатную квартиру жилой площадью не менее 19 кв.м в связи с изъятием для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером N, площадью 4308, 46 кв.м и жилого помещения с кадастровым номером N, площадью 19 кв.м, признать за ФИО1 право на переселение в первоочередном порядке из многоквартирного "адрес", признанного аварийным и подлежащим сносу, в связи с его расселением и наличием угрозы его обрушения.
Определением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 10 мая 2023 г. к участию в деле на стороне ответчика в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Правительство Республики Мордовия.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 01 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 23 августа 2023 года, исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявитель оспаривает законность и обоснованность судебных постановлений, просит их отменить. Считает, что судами неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных постановлений.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по настоящему делу не допущено.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, договору передачи, заключенному с КУ "Городское агентство по приватизации жилищного фонда и обмену жилой площади" от ДД.ММ.ГГГГ N и соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 является собственником комнаты в общежитии, расположенном в жилом доме по адресу: "адрес", кадастровый номер N, общей площадью 19 кв.м, с ДД.ММ.ГГГГ, кадастровой стоимостью в размере 636 947 руб. 64 коп.
Согласно выписке из домовой книги ООО "Саранский информационный центр" N от ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении по адресу: "адрес", никто не зарегистрирован.
Из сведений, представленных по запросу суда Отделом адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции МВД по Республике Мордовия ДД.ММ.ГГГГ, истец ФИО1 зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес"
В соответствии с техническим отчетом по результатам инженерно-технического обследования дома N по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, техническое состояние несущих конструкций ограниченно-работоспособное, техническое состояние оконных и дверных заполнений, техническое состояние отмостки, техническое состояние инженерных сетей, техническое состояние покрытия пола ограниченно-работоспособное. На основании проведенного обследования экспертами сделан вывод о том, что часть здания находится в аварийном состоянии.
Заключением межведомственной комиссии по оценке и обследованию жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ N принято решение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома по адресу: "адрес", аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации городского округа Саранск от 28 марта 2018 г. N "О выявлении оснований для признания многоквартирных домов, расположенных по адресам: "адрес"; "адрес", аварийными и подлежащими сносу" (с изменениями, внесенными постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N) многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", признан аварийным и подлежащим сносу (пункт 1); постановлено отселить граждан, проживающих в многоквартирном доме, в другие благоустроенные жилые помещения в период с 2018 г. по 2025 г.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией городского округа Саранск в адрес ФИО1 направлено уведомление N-ОГ о проведении мероприятия по сносу дома, расположенного по адресу: "адрес", совместно с иными собственника в течение двух месяцев со дня его получения. В случае не осуществления сноса в установленный срок, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и каждое жилое помещение в многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, подлежат изъятию для муниципальных нужд, в порядке, предусмотренном частями 1-2, 5-9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. В целях обеспечения жилищных и имущественных прав при отселении из аварийного жилищного фонда предложено заключить с администрацией г.о. Саранск соглашение о выплате выкупной стоимости за жилое помещение, находящееся в его собственности. В этом случае размер выкупной стоимости за жилое помещение будет определяться по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". В течение 5 дней после получения уведомления предложено направить письменное согласие на заключение соглашения о выплате выкупной стоимости объекта недвижимости.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 дано согласие на заключение с администрацией городского округа Саранск соглашения на изъятие принадлежащего ему жилого помещения путем выплаты ему выкупной стоимости либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену. В этом случае выкупная цена жилого помещения включает в себя: рыночную стоимость жилого помещения, определенную на основании независимой оценки; проведенной в соответствии с ФЗ "Об оценочной деятельности Российской Федерации"; иные расходы, предусмотренные действующим законодательством.
Решением Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 16 марта 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 14 июля 2022 г, бездействие администрации г.о. Саранск, выразившееся в непринятии мер по представлению прокуратуры Октябрьского района г. Саранска от ДД.ММ.ГГГГ N об устранении нарушений жилищного законодательства признано незаконным, не соответствующим абз. 2 ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. На администрацию г.о. Саранск возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем принятия соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Во исполнение данного решения администрацией г.о. Саранск принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ N "Об изъятии земельного участка и помещений, расположенных по адресу: "адрес"", котором, в том числе, постановлено изъять для муниципальных нужд городского округа Саранск: земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, площадью 4308, 46 кв.м. (пункт 1); жилые помещения, расположенные по адресу: "адрес", согласно приложению к постановлению для муниципальных нужд городского округа Саранск (пункт 2); нежилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", нежилое помещение N, с кадастровым номером N, площадью 38, 5 кв.м к. (пункт 3).
Согласно перечню подлежащих изъятию объектов недвижимости, объект недвижимости, расположенный по адресу: "адрес", площадью 19 кв.м, с кадастровым номером N также подлежит изъятию.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 направлена копия данного постановления. ДД.ММ.ГГГГ указанное отправление было возвращено почтовой организацией в адрес администрации г.о. Саранск, в связи с истечением срока хранения.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 администрацией г.о. Саранск вручен проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, в котором ему предложено взамен изымаемого жилого помещения и доли земельного участка выкупную стоимость в размере 763 100 руб.
Размер возмещения определен на основании отчета ООО "НОКС-ОЦЕНКА" N-Н/92 от ДД.ММ.ГГГГ и исчислен исходя из рыночной стоимости изымаемой недвижимости с учетом стоимости долей в общем имуществе многоквартирного жилого дома, включая земельный участок, занятый многоквартирным жилым домом, - в размере 592 000 руб, убытков, причиняемых изъятием земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости, - в размере 28 200 руб, компенсации за непроизведенный капитальный ремонт жилого дома - в размере 142 900 руб.
Многоквартирный жилой дом, в котором ФИО1 имеет в собственности жилое помещение, не включен ни в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 гг, ни в подпрограмму "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия" на 2019 - 2025 гг, поскольку признан аварийным только в 2018 г.
Из сообщения администрации г.о. Саранск от ДД.ММ.ГГГГ N-ИСХ, следует, что в рамках реализации подпрограммы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия" государственной программы Республики Мордовия "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ N, подлежат расселению многоквартирные дома, признанные до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес" региональной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не значится.
ФИО1 на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в администрации городского округа Саранск не состоит, с вышеуказанным заявлением не обращался. Малоимущим в целях постановки на учет и предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма ФИО1 не признавался.
Разрешая исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 12, 15, 32, 49, 51, 52, 57, 85, 95 Жилищного кодекса РФ, ст. 14 Федерального закона от 06.10.2002 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", пришел к выводу, что право на предоставление другого благоустроенного жилого помещения взамен изымаемого, у истца, не состоящего на учете нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), в том числе по категории "малоимущие граждане", и являющегося собственником жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным после 01 января 2017 г, не включенного в соответствующую региональную программу, возникает только при достижении соглашения с администрацией городского округа Саранск.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, признав их законными и обоснованными, соответствующими действующему законодательству, регулирующему спорное правоотношение, на основании оценки всех установленных по делу обстоятельств и представленных сторонами доказательств, которым дана оценка в их совокупности, в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ.
Не согласиться с данными выводами у суда кассационной инстанции не имеется оснований.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса РФ, согласно которой признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с ч. 6 ст. 32 Жилищного кодекса РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N185-ФЗ) имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав (раздел II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г.).
Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 06 февраля 2019 г. N 53 утверждена Государственная программа Республики Мордовия "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства", в которую включена подпрограмма "Переселение граждан из аварийного жилого фонда в Республике Мордовия", которая направлена на реализацию регионального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда", в рамках которого предоставляются субсидии на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, и определены этапы переселения граждан из аварийного жилищного фонда на период с 2019 года по 2025 год.
Согласно паспорту подпрограммы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия" задачами данной Подпрограммы является переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
В перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 г, являющихся приложением 4 к подпрограмме "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия", жилой дом по адресу: "адрес", не включен.
Иных программ на республиканском уровне в указанной сфере отношений не принято.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N185-ФЗ.
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16 и п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 Жилищного кодекса РФ).
В случае не включения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу, жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ).
При решении вопроса об условиях и порядке реализации жилищных прав истца, юридически значимыми обстоятельствами по делу являются: признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признание собственника малоимущим и нуждающимся в улучшении жилищных условий, отсутствие иного жилья, пригодного для проживания.
Учитывая, что спорный многоквартирный жилой дом не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, поскольку признан аварийным только в 2018 году, собственнику жилого помещения направлено соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, определив в нем размер и порядок выплаты возмещения.
Соглашение о предоставлении иного жилого помещения, взамен изымаемого, вместо предоставления выкупной стоимости жилого помещения, между сторонами не достигнуто.
Принимая во внимание вышеизложенные нормы права в совокупности с установленными по делу обстоятельства, не могут быть приняты во внимание доводы жалобы заявителя о том, что орган местного самоуправления в Постановлении N 753 от 28 марта 2018 г. определилспособ изъятия жилых помещений путем предоставления других благоустроенных жилых помещений. Кроме того, орган местного самоуправления принял вышеуказанное постановление до принятия решения об изъятии земельного участка и помещений, расположенных в многоквартирном жилом "адрес", в связи с чем не мог в императивном порядке определить способ изъятия жилых помещений. Указанный пункт постановления распространяется на нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, поскольку в силу ст. 87 Жилищного кодекса РФ, в связи с признанием жилого дома аварийным, наниматель подлежит выселению из непригодного для проживания жилого помещения с предоставлением другого жилья, отвечающего установленным требованиям благоустройства и безопасности, равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, находящегося в границах данного населенного пункта.
Поскольку, согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 2 подпункта "и" пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением, поскольку из содержания ст. 32 Жилищного кодекса РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной иены изымаемого жилого помещения.
Доводы кассационной жалобы о необоснованном отказе в удовлетворении заявленных требований, неправильном определении судами фактических обстоятельств по делу, свидетельствуют не о нарушениях судами норм материального права, повлиявших на исход дела, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, которые были проверены судами и признаны необоснованными.
Вопреки доводам жалобы заявителя, реализация жилищных прав собственника ФИО1 обеспечивается в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ и зависит от соблюдения ряда условий, в том числе включения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в региональную программу переселения, признание собственника малоимущим и нуждающимся в улучшении жилищных условий, отсутствие иного жилья, пригодного для проживания. Однако, наличие совокупности данных условий у ФИО1 не установлено.
Кроме того, как пояснил представитель ФИО1 в суде кассационной инстанции истец в спорном жилом помещении не зарегистрирован и не проживает, на протяжении длительного времени числится зарегистрированным и фактически проживает по иному адресу.
Несогласие стороны с результатами оценки доказательств, произведенной судом, не подпадает под приведенный в законе исчерпывающий перечень оснований к пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений, поскольку единственно иная точка зрения относительно того, как должно быть разрешено дело, не свидетельствует о незаконности решения.
В целом, приведенные в кассационной жалобе доводы, были предметом рассмотрения в судах ФИО2 и апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств на основе иного понимания норм права, а потому основанием к отмене судебных постановлений являться не могут, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Нарушений норм материального и процессуального права судебными инстанциями не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республика Мордовия от 01 июня 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия от 23 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.