Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Вдовиченко И.М, Хорошевской М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шадрина Дмитрия Игоревича на решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 27 декабря 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 30 мая 2023 года по административному делу N 2а-10321/2022 по административному исковому заявлению Шадрина Дмитрия Игоревича к ГУ МВД России по Свердловской области, ФКУ "Главный информационно-аналитический центр МВД России", Управлению внутренних дел по Западному административного округу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Москве о признании действий незаконными, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Вдовиченко И.М. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Шадрин Д.И. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия административных ответчиков по выдаче ему справки о наличии (отсутствии) судимости от 15 апреля 2022 года N 053502, обязать устранить допущенные нарушения прав путем выдачи новой справки об отсутствии сведений о наличии судимости.
В обоснование требований указано, что 15 апреля 2022 года информационным центром ГУ МВД России по Свердловской области по заявлению административного истца выдана справка, в которой отражены сведения о наличии судимости по приговору Гагаринского народного суда города Москвы от 06 января 1984 года по части "данные изъяты" Уголовного кодекса РСФСР к 3 годам 6 месяцам лишения свободы, об освобождении 21 ноября 1985 года от отбывания наказания условно-досрочно на 1 год 19 дней. Указанные в справке сведения не относятся к истцу, поскольку он ранее к уголовной ответственности не привлекался. Истец является уроженцем города "данные изъяты", в то время как в справке указаны сведения о привлечении к уголовной ответственности иного лица: Шадрина Д.И, "данные изъяты" года рождения, уроженца города "данные изъяты".
Решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 27 декабря 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 30 мая 2023 года, административное исковое заявление Шадрина Д.И. оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной 14 сентября 2023 года в суд первой инстанции, Шадрин Д.И, ссылаясь на несоответствие выводов судов обеих инстанций обстоятельствам дела, нарушение судами норм материального и процессуального права, просит судебные постановления отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу такого рода нарушения судами не допущены.
Гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (статья 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", обработка персональных данных о судимости может осуществляться государственными органами или муниципальными органами в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иными лицами в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.
Положениями статьи 17 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" установлено, что полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах (далее - банки данных). Формирование и ведение банков данных осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации. Внесению в банки данных подлежит информация, в том числе о лицах, осужденных за совершение преступления. Полиция обеспечивает защиту информации, содержащейся в банках данных, от неправомерного и случайного доступа, уничтожения, копирования, распространения и иных неправомерных действий. Информация, содержащаяся в банках данных, предоставляется государственным органам и их должностным лицам только в случаях, предусмотренных федеральным законом; правоохранительным органам иностранных государств и международным полицейским организациям - в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Нормами Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, утвержденного Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 от 29 декабря 2005 года (далее - Положение), определен единый для всех органов, осуществляющих дознание, предварительное следствие и судебное производство по уголовным делам, порядок учета преступлений и иных объектов учета.
Пунктами 2.4 и 4.2 Положения (приложение N 2) установлено, что объектами учета являются преступление, лицо, совершившее преступление, уголовное дело и принятые по нему решения, материальный ущерб, причиненный преступлениями, и обеспечение его возмещения, потерпевший, судебное решение по уголовному делу, а субъектами учета преступлений, в числе прочих, - информационные центры, указанные в пункте 2 настоящего Положения, на которые возложена обязанность по включению в статистическую отчетность сведений об объектах, отраженных в учетных документах.
В соответствии с пунктами 27, 28 указанного Положения (приложение N 2) учету подлежит каждое преступление, по факту совершения которого, независимо от времени его совершения: возбуждено уголовное дело; вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям; основаниями учета преступлений являются в том числе постановление о возбуждении уголовного дела, обвинительный приговор суда по делу частного обвинения.
Согласно пункту 40 Положения учету подлежат все лица, в отношении которых вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям, уголовное дело направлено прокурором в суд с обвинительным заключением (актом) либо вынесен обвинительный приговор по уголовному делу частного обвинения.
В силу пункта 43 Положения лицо подлежит снятию с учета в случае прекращения уголовного дела в отношении него по реабилитирующим основаниям либо вынесения оправдательного приговора.
Наставление по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Наставление), утвержденное, в том числе, приказом МВД России от 12 февраля 2014 года N 89дсп, содержит Правила формирования, ведения и использования учета лиц, подвергшихся уголовному преследованию, в том числе привлеченных к уголовной ответственности, осужденных, реабилитированных, в отношении которых установлен административный надзор, а также граждан, совершивших административные правонарушения и привлекавшихся к административной ответственности за их совершение (далее - Правила).
Согласно пункту 15.1 Правил в пофамильных учетах ГИАЦ МВД России и информационных центрах учетные документы хранятся независимо от снятия и погашения судимости.
В соответствии с пунктами 72, 73, 74 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденного приказом МВД России от 27 сентября 2019 года N 660, основанием для начала административной процедуры является выполнение административной процедуры, предусмотренной подпунктом 49.2 пункта 49 Административного регламента. Должностное лицо, уполномоченное на оформление справок о наличии (отсутствии) судимости, при поступлении заявления осуществляет проверку по учетам ФКУ "ГИАЦ МВД России" и ИЦ по месту рождения, месту жительства (месту пребывания) проверяемого лица на территории Российской Федерации, а также по месту его осуждения, если эти сведения выявлены в ходе проверки. После проведения проверок и получения сведений из банков данных о гражданах, ведение которых осуществляют ФКУ "ГИАЦ МВД России" и ИЦ, должностным лицом, уполномоченным на оформление справок о наличии (отсутствии) судимости, на номерном бланке оформляется справка о наличии (отсутствии) судимости (приложение N 4 к Административному регламенту).
В соответствии с пунктом 76.3 Административного регламента в графе "имеются (не имеются) сведения об осуждении на территории Российской Федерации" при наличии сведений об осуждении указываются: дата осуждения, наименование суда, вынесшего приговор, пункт, часть, статья уголовного закона, по которым лицо было осуждено, срок и вид наказания, сведения о переквалификации деяния, дата и основание освобождения, дата и основание снятия судимости. При отсутствии сведений об освобождении указывается: "Сведений об освобождении не имеется".
Как установлено при рассмотрении дела, 15 апреля 2022 года информационным центром ГУ МВД России по Свердловской области по заявлению Шадрина Д.И. выдана справка, в которой отражены сведения о осуждении по приговору Гагаринского народного суда города Москвы от 6 января 1984 года по части "данные изъяты" Уголовного кодекса РСФСР к 3 годам 6 месяцам лишения свободы Шадрина Д.И, "данные изъяты" года рождения, уроженца города "данные изъяты", об освобождении 21 ноября 1985 года от отбывания наказания условно-досрочно на 1 год 19 дней.
Разрешая спор, суд первой инстанции, исходя из приведенных выше норм права, и прядя к выводу о том, что приговор Гагаринского районного народного суда города Москвы от 6 января 1984 года вынесен в отношении административного истца, пришел к выводу о соответствии оспариваемых действий должностных лиц правоохранительных органов требованиям Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденного приказом МВД России от 27 сентября 2019 года N 660, и об отсутствии правовых оснований для выдачи административному истцу справки с отметкой об отсутствии судимости. В связи с установленными по делу обстоятельствами судом отказано в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия, проверяя решение суда в апелляционном порядке, с выводами суда первой инстанции согласилась, не найдя оснований для его отмены, дополнительно указав, что хранение информационными центрами органов внутренних дел сведений о привлечении Шадрина Д.И. к уголовной ответственности действующему законодательству не противоречит. Наличие в справке информации об осуждении само по себе не влечет неблагоприятных последствий и не создает препятствий в реализации прав истца в сфере осуществления трудовой или иной профессиональной деятельности.
Выводы судов судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции находит основанными на правильном толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств.
В данном случае материалы дела объективно свидетельствуют о наличии в банках данных органов внутренних дел информации о факте осуждения Шадрина Д.И. приговором Гагаринского народного суда г. Москвы от 6 января 1984 года. Действия административных ответчиков о выдаче справки от 15 апреля 2022 года N 053502, содержащей данные сведения, согласуются с положениями пунктов 74, 76.3 Административного регламента. Каких-либо противоречий, в том числе касающихся сведений о месте рождения Шадрина Д.И, материалы дела не содержат, равно, как и отсутствуют данные, указывающие на вынесение названного приговора в отношении иного лица.
Кассационная жалоба сводится к повторению правовой позиции, ранее изложенной истцом в исковом заявлении и апелляционной жалобе, которой судами обеих инстанций дана надлежащая правовая оценка.
В кассационной жалобе административный истец ссылается на то, что судом первой инстанции нарушены положения ст. 170 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку не был выяснен вопрос у лиц, участвующих в деле, не желают ли они выступить с дополнительными объяснениями, что лишило истца возможности довести до сведения суда после оглашения материалов дела некоторые доводы.
Приведенные доводы являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции, не свидетельствуют о существенных нарушениях норм права, допущенных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого судебного постановления, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов истца.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 27 декабря 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 30 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Шадрина Дмитрия Игоревича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 25 октября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.