Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Шелудько В.В, Усенко Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Наримановский муниципальный район Астраханской области", поступившую в суд первой инстанции 26 сентября 2023 года, на решение Наримановского районного суда Астраханской области от 19 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 28 июня 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Куандыковой А.А. к администрации муниципального образования "Наримановский муниципальный район Астраханской области" о признании незаконным постановления о снятии с учета на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, обязании устранить нарушения.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Куандыкова А.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования "Наримановский муниципальный район Астраханской области" о признании незаконным постановления о снятии с учета на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, обязать устранить нарушения.
Решением Наримановского районного суда Астраханской области от 19 апреля 2023 года административные исковые требования удовлетворены.
Судом признано незаконным постановление администрации "Наримановский муниципальный район Астраханской области" N 1641 от21 декабря 2022 года "О снятии Куандыковой А.А. с учета граждан, относящихся к льготной категории, в целях предоставления земельного участка в собственность бесплатно".
Суд обязал администрацию муниципального образования "Наримановский муниципальный район Астраханской области" восстановить Куандыкову А.А. в списке граждан, относящихся к льготной категории, в целях предоставления земельного участка в собственность бесплатно, с даты постановки на учет 12 апреля 2016 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 28 июня 2023 года оставлено без изменения решение Наримановского районного суда Астраханской области от 19 апреля 2023 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель администрации муниципального образования "Наримановский муниципальный район Астраханской области" - Никитина В.П. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и принять по делу новое решение.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанции не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что сам по себе факт достижения одним из детей в многодетной семье совершеннолетнего возраста, не реализовавшей право на получение земельного участка в собственность бесплатно, не может служить основанием для отказа в предоставлении испрашиваемой меры социальной поддержки.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций ввиду следующего.
Согласно материалам дела, постановлением администрации муниципального образования "Наримановский район" N 287 от 12 апреля 2016 года Куандыкова А.А, имеющая троих несовершеннолетних детей, поставлена на учет льготной категории граждан в целях предоставления земельных участков в собственность бесплатно.
Основанием постановки административного истца на учет послужило заявление Куандыковой А.А. от 3 марта 2016 года о предоставлении в общую совместную собственность бесплатно земельного участка из земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "Наримановского района" Астраханской области для личного подсобного хозяйства в МЖС Рассветского сельсовета площадью 10 кв.м, как многодетной семье, с приложением удостоверения многодетной семьи, свидетельств о рождении детей: Куандыкова А.А, Куандыкова И.А. и Куандыковой Я.А. и иные документы, послужившие основанием для постановки истца на учет.
Обстоятельства нуждаемости истца в земельном участке и наличии троих несовершеннолетних детей на момент постановки на учет подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.
Постановлением администрации муниципального образования "Наримановский район" N 1641 от 21 декабря 2022 года Куандыкова А.А. снята с учета на получение земельного участка в собственность бесплатно со ссылкой на пункт 9 части 12 статьи 3.3 Закона Астраханской области от 4 марта 2008 года N 7/2008-ОЗ "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области" (копия постановления направлена истцу заказной корреспонденцией 23 декабря 2022 года).
В обоснование постановления административным ответчиком было указано на достижение старшим ребенком административного истца Куандыковым А.А. совершеннолетия, что в свою очередь послужило основанием для снятия административного истца с учета на предоставление земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с положениями Закона Астраханской области от 4 марта 2008 года N 7/2008-ОЗ "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области".
Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (подпункт 7 пункта 1 статьи 1, пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Согласно пункту 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации наделяет законодателя субъекта Российской Федерации полномочием определять случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного Кодекса, порядок и основания снятия граждан с данного учета.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона Астраханской области от 4 марта 2008 года N 7/2008-ОЗ "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области" (в редакции Закона Астраханской области от 11 декабря 2015 г. N 96/2015-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Астраханской области", принятого Думой Астраханской области 3 декабря 2015 года) предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей (в том числе усыновленных (удочеренных), переданных под опеку (попечительство), для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства по выбору граждан в границах населенных пунктов Астраханской области по месту жительства либо в границах сельских населенных пунктов Астраханской области.
Пунктом 1 части 1 статьи 3.3 Закона Астраханской области от 4 марта 2008 года N 7/2008-ОЗ (в редакции Закона Астраханской области от 11 декабря 2015 года N 96/2015-ОЗ) предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину, указанному в пунктах 1 - 8 части 1 статьи 3 настоящего Закона в собственность бесплатно осуществляется после постановки его на учет в целях предоставления таких земельных участков в собственность бесплатно (далее - учет в целях предоставления земельных участков) уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района, городского округа Астраханской области, на территории которого гражданин в соответствии с пунктами 1 - 8 части 1, частью 2 статьи 3 настоящего Закона желает получить земельный участок.
Постановка на учет в целях предоставления земельных участков осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления с соблюдением требований, установленных частями 3 - 7 статьи 3 настоящего Закона, на основании заявления о предоставлении земельного участка, подаваемого гражданином в данный орган с указанием цели использования земельного участка (часть 2 статьи 3.3 Закона Астраханской области от 4 марта 2008 года N 7/2008-ОЗ в редакции Закона Астраханской области от 11 декабря 2015 года N 96/2015-ОЗ).
В соответствии с пунктами 9 и 10 части 3.3 Закона Астраханской области от 4 марта 2008 года N 7/2008-ОЗ (в редакции Закона Астраханской области от 11 декабря 2015 года N 96/2015-ОЗ) на основании решений о постановке граждан на учет в целях предоставления земельных участков уполномоченные органы местного самоуправления формируют список граждан, имеющих право на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно на территории соответствующего муниципального района, городского округа Астраханской области.
Список граждан формируется в следующем порядке: граждане, имеющие в соответствии с федеральным законодательством право на первоочередное приобретение земельных участков в собственность бесплатно, включаются в список граждан в первоочередном порядке, исходя из даты представления гражданином заявления о предоставлении земельного участка в уполномоченный орган местного самоуправления. Граждане, указанные в настоящем пункте, представившие данные заявления в один день, включаются в список граждан в алфавитном порядке.
Порядок ведения учета в целях предоставления земельных участков устанавливается органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Астраханской области с учетом положений настоящего Закона (часть 11 статьи 3.3 Закона Астраханской области от 4 марта 2008 года N 7/2008-ОЗ).
В соответствии с пунктом 9 части 12 статьи 3.3 Закона Астраханской области от 4 марта 2008 года N 7/2008-ОЗ (в редакции Закона Астраханской области от 11 декабря 2015 года N 96/2015-ОЗ) гражданин снимается с учета в целях предоставления земельных участков и исключается из списка граждан на основании решения уполномоченного органа местного самоуправления в следующих случаях утраты им иных оснований для предоставления земельного участка в соответствии с настоящим Законом, не предусмотренных пунктами 1 - 8 настоящей части, за исключением случаев, указанных в абзаце втором настоящего пункта.
Достижение ребенком, указанным в пунктах 3 - 5 части 4 статьи 3 настоящего Закона, восемнадцатилетнего возраста в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2, 6, 8 части 1 статьи 3 настоящего Закона, двадцатитрехлетнего возраста при условии обучения ребенка, указанного в пункте 3 части 4 статьи 3 настоящего Закона и достигшего возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, в образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 статьи 3 настоящего Закона, не является основанием для снятия гражданина с учета в соответствии с настоящим пунктом.
В случае принятия решения о снятии гражданина с учета в целях предоставления земельных участков уполномоченный орган местного самоуправления не позднее пяти рабочих дней после дня принятия указанного решения направляет гражданину в письменной форме сообщение об этом со ссылкой на положения настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения (часть 13 статьи 3.3 Закона Астраханской области от 4 марта 2008 года N 7/2008-ОЗ (в редакции Закона Астраханской области от 11 декабря 2015 года N 96/2015-ОЗ).
Исходя из изложенного судами нижестоящих инстанций верно было указано, что достижение одним из троих детей Куандыковой А.А. совершеннолетнего возраста не может служить основанием для отказа в предоставлении земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно.
Как верно указано судами нижестоящих инстанций, административным ответчиком не учтено, что на момент постановки на учет, у истца Куандыковой А.А, нуждающейся в получении земельного участка и имеющей троих несовершеннолетних детей, имелись основания на получение вышеназванной меры социальной поддержки.
Кроме того, с даты постановки на учет и по достижению старшим ребенком административного истца совершеннолетия, то есть до 14 ноября 2019 года, административным ответчиком не принимались надлежащие меры к предоставлению Куандыковой А.А. земельного участка в собственность бесплатно.
При изложенных обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу об удовлетворении административных исковых требований.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Наримановского районного суда Астраханской области от 19 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 28 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 7 декабря 2023 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи В.В. ШелудькоН.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.