Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Шелудько В.В, Усенко Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Холявчука С.В, поданную от его имени представителем Галаган Н.Н, поступившую в суд первой инстанции 26 сентября 2023 года, на решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 12 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 15 августа 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Холявчук С.В. к администрации города Симферополя Республики Крым, муниципальному казенному учреждению департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополя Республики Крым о признании незаконным и отмене постановления, возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Холявчук С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации города Симферополя Республики Крым, муниципальному казенному учреждению департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополя Республики Крым о признании незаконным и отмене постановления, возложении обязанности совершить определенные действия.
Решением Центрального районного суда города Симферополя от 12 апреля 2023 года административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным дела Верховного суда Республики Крым от 15 августа 2023 года оставлено без изменения решение Центрального районного суда города Симферополя от 12 апреля 2023 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Холявчук С.В. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанции не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что администрация города Симферополя Республики Крым при обстоятельствах, установленных в настоящем деле, выявив в рамках межведомственного взаимодействия наличие у Холявчука С.В. иного земельного участка, пригодного для индивидуального жилищного строительства, правомерно приняла решение, оформленное постановлением от 22 сентября 2022 года N 4915.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций ввиду следующего.
Согласно материалам дела, в соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от 25 апреля 2016 года N 169 был сформирован Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Административный истец Холявчук С.В. в соответствии с распоряжением Совета министров Республики Крым от 1 декабря 2016 года N1511-р включен в Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства (далее по тексту - Реестр), под N 76.
На основании сформированного Реестра административный истец Холявчук С.В. органом местного самоуправления по месту жительства поставлен в Список очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, ведения дачного хозяйства, садоводства, а также для ведения личного подсобного хозяйства в границах муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее по тексту - Список очередности граждан).
Согласно выписке из приложения к постановлению администрации города Симферополя Республики Крым от 1 декабря 2021 года N 7364 откорректирован Список очередности граждан, Холявчуку С.В. присвоен номер очередности в АИС "Земля 2.0" - N 526.
Администрацией города Симферополя Республики Крым 19 апреля 2022 года в письме за исх.N 24/01-28/1151 до сведения административного истца Холявчука С.В. доведена информация о том, что постановлением администрации города Симферополя Республики Крым от 7 июня 2021 года N 2938 утвержден проект планировки и межевания территории в районе "адрес", в связи с чем в соответствии с пунктом 6 статьи 6 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" сообщено о возможности получения в собственность земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" "адрес", площадью 711 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства. С учетом приведенного административному истцу разъяснено о необходимости в течение 30 дней со дня получения уведомления представить в администрацию согласие на получение указанного земельного участка.
Административным истцом в адрес администрации города Симферополя Республики Крым 13 мая 2022 года подано заявление о согласии на получение в собственность предлагаемого земельного участка и одновременно 13 мая 2022 года в порядке статей 10, 39.5, 39.11, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 6 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N66-ЗРК/2015 подано заявление о предоставлении гражданину Российской Федерации, включенному в Реестр, в собственность бесплатно земельного участка, кадастровый N (заявление зарегистрировано Департаментом развития муниципальной собственности 24 мая 2022 года N 8087/40/05-06).
По итогам межведомственного взаимодействия Государственным комитетом по делам межнациональных отношений Республики Крым в адрес административного ответчика в письме от 22 июня 2022 года N 1247/01-05-1 предоставлена информация о том, что Холявчук С.В. не соответствует условиям предоставления земельных участков, в подтверждение чему к ответу приложена выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 8 июня 2022 года, исходя из содержания которой Холявчуку С.В. на праве собственности принадлежит земельный участок, кадастровый номер 90:12:041501:1801 площадью 700 кв.м, расположенный по адресу: "адрес" вид разрешенного использования - для ведения садоводства.
Статьей 2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Закон Республики Крым от 15 января 2015 года N66-ЗРК/2015 (далее - Закон N66-ЗРК/2015) "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" устанавливает порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым (далее - государственная собственность) или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
В соответствии с частью 1 статьи 22.2 Закона N66-ЗРК/2015 действие настоящей статьи распространяется на граждан Российской Федерации, включенных в Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона.
Порядок ведения Реестра утверждается Советом министров Республики Крым.
Предоставление указанным в настоящей статье гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется однократно по месту подачи указанными гражданами заявлений в порядке, установленном статьей 6 настоящего Закона.
Основанием для постановки указанных в настоящей статье граждан в очередь на бесплатное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства является выписка из Реестра.
Частью 2 статьи 22.2 Закона N66-ЗРК/2015 право на бесплатное получение земельного участка в собственность указанным в части 1 настоящей статьи гражданам предоставляется при совокупности следующих условий:
1) наличие по состоянию на 18 марта 2014 года гражданства Украины;
2) наличие гражданства Российской Федерации;
3) постоянное проживание на территории Республики Крым более пяти лет, предшествующих дате подачи заявления о включении в Реестр;
4) отсутствие у гражданина, его супруга(и) и несовершеннолетних детей в собственности иного земельного участка, пригодного для строительства жилого дома (в отношении указанных граждан не принимались решения о предоставлении (передаче) земельных участков на территории Республики Крым для строительства жилого дома либо решения, в соответствии с которыми возможно завершение оформления прав на земельный участок для строительства жилого дома в соответствии с законодательством Российской Федерации);
5) гражданином, его супругом(ой) и несовершеннолетними детьми не осуществлялось отчуждение земельного участка, находящегося на территории Республики Крым, после 18 марта 2014 года;
6) отсутствие у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
Из содержания указанной нормы следует, что наличие в собственности заявителя земельного участка, пригодного для строительства жилого дома, является препятствием для предоставления земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 22.2 Закона N66-ЗРК/2015.
Постановлением администрации города Симферополя Республики Крым от 8 апреля 2022 года N1374 утверждено Положение о предоставлении гражданам Российской Федерации, включенным в Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", земельного участка, находящегося на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее по тексту - Положение).
Настоящее Положение разработано с целью реализации положений статьи 22.2 Закона N66-ЗРК/2015 на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (пункт 1.1 Положения).
Пунктом 2.1 Положения предусмотрено, что предоставление гражданам Российской Федерации, включенным в Реестр, земельного участка для индивидуального жилищного строительства, находящегося на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, осуществляется при соблюдении совокупности следующих условий:
1) предоставляемый земельный участок сформирован на основании соответствующего проекта планировки и проекта межевания территории, разработанных и утвержденных Администрацией города Симферополя Республики Крым;
2) в отношении предоставляемого земельного участка осуществлены государственный кадастровый учет и регистрация права муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым;
3) актуальности нахождения заявителя в Реестре и его соответствия требованиям статьи 22.2 Закона N66-ЗРК/2015.
Основанием для предоставления гражданам Российской Федерации, включенным в Реестр, земельного участка для индивидуального жилищного строительства, находящегося на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, являются:
1) заявление о предоставлении гражданину Российской Федерации, включенному в Реестр, земельного участка, находящегося на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, по форме согласно приложению к настоящему Положению (далее - Заявление), поступившее в муниципальное казенное учреждение Департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополя Республики Крым (далее - уполномоченный орган);
2) выписка из Реестра с информацией о заявителе, выдаваемая Государственным комитетом по делам межнациональных отношений Республики Крым (пункт 2.2 Положения).
Подпунктом 3 пункта 3.7 Положения предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка в случае несоответствия заявителя требованиям, предъявляемым к гражданам для включения в Реестр в соответствии с положениями статьи 22.2 Закона N66-ЗРК/2015.
Обращаясь с заявлением от 30 мая 2022 года административный истец Холявчук С.В. просил предоставить ему земельный участок на основании статьи 22.2 Закона N66-ЗРК/2015.
Принимая оспариваемое постановление, административный ответчик указывает, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 7 сентября 2022 года N КУВИ-001/2022-15568739, за гражданином Российской Федерации Холявчуком С.В. зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером N, с видом разрешенного использования - ведение садоводства (код - 13.2) на основании приказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 14 января 2022 года N 83, пригодного для строительства жилого дома.
Факт предоставления административному истцу указанного раннее земельного участка как члену (гражданину) СПК "Энергия" также подтвержден Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым в пояснениях за исх. N 01-13/20163 от 11 апреля 2023 года, с указанием на то, что согласно сведениям публичной кадастровой карты, официального электронного ресурса Росреестра, земельный участок с кадастровым номером N содержит в себе информацию относительно вида разрешенного использования, где значится код 13.2 - ведение садоводства.
Так же в соответствии с ответом администрации Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым от 22 марта 2023 года N 58/7101/01-38/1 согласно генерального плана Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, утвержденного решением 85 (внеочередной) сессии 1 созыва Симферопольского районного совета Республики Крым от 16 декабря 2018 года N 1076, земельный участок с кадастровым номером N расположен за границами населенных пунктов Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым в зоне дачного хозяйства, садоводства. В соответствии с Правилами землепользования и застройки Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, утвержденных решением 89 (внеочередной) сессии 1 созыва Симферопольского районного совета от 13 марта 2019 года N 1161, земельный участок с кадастровым номером N расположен за границами населенных пунктов Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым в зоне садовой застройки (СХ-3). Дополнительно сообщено, что согласно пункта 59 Правил землепользования и застройки Добровского сельского поселения, в зоне садовой застройки (СХ-3) за границами населенных пунктов к основным видам разрешенного использования относится вид разрешенного использования "ведение садоводства".
Из ответа администрации Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым от 27 марта 2023 года за исх.N 3/940 предоставлена информация со ссылками на градостроительные нормы и правила муниципального образования с указанием на то, что на земельном участке с кадастровым номером N, расположенном по адресу: "адрес" допускается строительство жилого дома.
В соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года NП/0412 (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого решения) на землях с установленным видом разрешенного использованиядля ведения садоводства (13.2) разрешается осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, хозяйственных построек и гаражей для собственных нужд.
Согласно описанию вида разрешенного использования с кодом 2.1 разрешается размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек.
Исходя из изложенного суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу о том, что наличие у административного истца в собственности земельного участка с видом разрешенного использования "ведение садоводства" свидетельствует о наличии пригодного для строительства жилого дома земельного участка, и, в свою очередь, указывает на отсутствие у Холявчука С.В. оснований для получения в собственность бесплатно земельного участка муниципальной собственности для индивидуального жилищного строительства в порядке статьи 22.2 Закона N66-ЗРК/2015.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 12 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 15 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 7 декабря 2023 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи В.В. ШелудькоН.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.