Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е.
судей Шелудько В.В, Поляковой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу службы жилищного надзора Астраханской области, поступившую в суд первой инстанции 27 сентября 2023 года, на решение Наримановского районного суда Астраханской области от 23 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 14 июня 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению службы жилищного надзора Астраханской области к администрации муниципального образования "Наримановский муниципальный район Астраханской области" о признании незаконными действий (бездействия), возложении обязанности ежегодной организации проверок вентиляционных каналов и дымоходов в многоквартирных домах, оборудованных газовыми приборами.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
служба жилищного надзора Астраханской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования "Наримановский муниципальный район Астраханской области" о признании незаконными действий (бездействия), возложении обязанности ежегодной организации проверок вентиляционных каналов и дымоходов в многоквартирных домах, оборудованных газовыми приборами.
Решением Наримановского районного суда Астраханской области от 23 марта 2023 года административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 14 июня 2023 года оставлено без изменения решение Наримановского районного суда Астраханской области от 23 марта 2023 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, руководитель службы жилищного надзора Астраханской области Лунев В.Г. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанции не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что администрацией муниципального образования "Наримановский муниципальный район Астраханской области" проведены необходимые мероприятия, направленные на исполнение поручение Правительства Астраханской области. На муниципальные образования законом не возложена обязанность организации проверок состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов в многоквартирных домах, оборудованных газовыми приборами.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций ввиду следующего.
Согласно материалам дела, Губернатором Астраханской области главам муниципальных образований Астраханской области на основании пунктов 2, 2.1 протокола заседания Правительства Астраханской области N 11 от 29 апреля 2022 года рекомендовано обеспечить проведение проверок вентиляционных каналов и дымоходов в многоквартирных жилых дома, оборудованных газовыми приборами, с установлением срока исполнения - 15 сентября 2022 года.
Заместителем председателя Правительства Астраханской области органам местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области на основании протокола заседания областного штаба по подготовке объектов жилищно- коммунального хозяйства и социальной сферы Астраханской области к отопительному периоду 2022-2023 годов N 1 от 3 июня 2022 года рекомендовано: обеспечить выбор способа управления многоквартирными жилыми домами, оборудованными газовыми приборами, не имеющих обслуживающей организации, для обеспечения безопасного содержания и эксплуатации общего имущества многоквартирных домов (пункт 1.5); утвердить и представить в службу жилищного надзора Астраханской области графики проведения проверок вентиляционных каналов и дымоходов в многоквартирных домах жилых домах, оборудованных газовыми приборами, совместно со специализированными организациями (пункт 1.6); обеспечить своевременное заключение жилищно-эксплуатационным и организациями договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и аварийно-диспетчерское обеспечение общедомового газового имущества, на проведение технического диагностирования ВДГО, отработавшего сроки эксплуатации, либо включение данного оборудования в программу капитального ремонта общества имущества в многоквартирных домах (пункт 1.7); по многоквартирным жилым домам, оборудованными газовыми приборами, внести в акт проверки готовности к отопительному периоду информацию о проведении проверки вентиляционных каналов и дымоходов, с отражением результатов проверки, при этом акт подлежит подписанию специализированной организацией, занимающейся обслуживанием газового оборудования (пункт 1.8).
Ответственными по исполнению назначены руководители органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, контроль возложен на службу жилищного надзора Астраханской области (сроком исполнения - 1 сентября 2022 года).
На службу жилищного надзора Астраханской области возложена обязанность по контролю в срок до 15 июля 2022 года проведения жилищно-эксплуатационными организациями проверок вентиляционных каналов и дымоходов в многоквартирных жилых домах, представлением информации о многоквартирных домах, способ управления в которых собственниками помещений не определен и принятых мерах со стороны службы жилищного надзора Астраханской области по решению данного вопроса (пункт 10).
Во исполнение поручения заместителя председателя Правительства Астраханской области, 24 мая 2022 года службой жилищного надзора Астраханской области главам муниципальных образований Астраханской области направлены протоколы заседания Правительства Астраханской области о необходимости обеспечения проведения проверок вентиляционных каналов и дымоходов в многоквартирных жилых дома, оборудованных газовыми приборами.
На указанное обращение, администрация муниципального образования "Наримановский район" Астраханской области 3 июня 2022 года направила акты о техническом состоянии вентиляционных каналов многоквартирного дома, предоставленных ООО "Стабильность" и ООО "Мастерком", также указав, что многоквартирные дома, расположенные в Наримановском районе в собственности муниципального образования "Наримановский район" не значатся.
20 июня 2022 года службой жилищного надзора Астраханской области в адрес глав муниципальных образований направлен запрос о предоставлении информации по исполнению протокола заседания областного штаба N 1 от 3 июня 2022 года в срок до 10 июля 2022 года (далее ежемесячно до 10 числа по электронной почте).
6 июля 2022 года службой жилищного надзора Астраханской области в адрес глав муниципальных образований направлен запрос о предоставлении графика проведения вентиляционных каналов и дымоходов в многоквартирных домах, оборудованных газовыми приборами, обеспечения своевременного заключения жилищно-эксплуатационными организациями договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и аварийно-диспетчерское обеспечение общедомового газового оборудования.
12 июля 2022 года администрацией муниципального образования "Наримановский район" во исполнение поручения направлены графики проведения технического обслуживания ВДГО Наримановской РЭС, Лиманской РЭС, Астраханской РЭС АО "Газпром Газораспределение Астрахань" с указанием, что в муниципальной собственности района значатся 6 квартир. По двум жилым помещениям, относящимся к маневренному муниципальному жилищному фонду, с АО "Газпром Газораспределение Астрахань" заключен договор на оказание услуг по техническому обслуживанию от 18 января 2022 года, 4 квартиры, расположенные в п. Тинаки 2-ые Наримановского района переданы в социальный найм, нанимателям этих помещений направлено уведомление о необходимости проведения работ по техническому обслуживанию и ремонте внутридомового газового оборудования. Администрация района неоднократно направляла в адрес организаций и председателей ТСЖ письма о необходимости проверок вентиляционных каналов и дымоходов в многоквартирных домах, оборудованных газовыми приборами.
15 июля 2022 года заместителем руководителя службы жилищного надзора Астраханской области - главным государственным инспектором Астраханской области в адрес администрации муниципального образования "Наримановский район" внесено предостережение за N о недопустимости нарушения обязательных требований.
Основанием для внесения предостережения явилось не осуществление администрацией муниципального образования "Наримановский район" проверки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду 2022-2023 годов, а также не осуществление подготовки населения к безопасному использованию газа, которое в свою очередь обеспечивается надлежащим содержанием домовых и вентиляционных каналов жилых помещений в многоквартирных домах.
В последующем, 13 июля 2022 года, 22 августа 2022 года, 13 октября 2022 года, 12 января 2023 года службой жилищного надзора Астраханской области в адрес глав муниципальных образований направлялись копии протоколов совещаний по подготовке к отопительному сезону 2022-2023 годов, необходимости предоставления периодических проверок вентиляционных каналов и дымоходов в многоквартирных домах, оборудованных газовыми приборами.
10 августа 2022 года, 31 августа 2022 года, 10 октября 2022 года, 13 октября 2022 года, 21 октября 2022 года, 10 ноября 2022 года, 2 февраля 2023 года администрацией муниципального образования в службу жилищного надзора Астраханской области предоставлена информация о проведенной специализированными организациями, управляющими компаниями проверок вентиляционных каналов и дымоходов в многоквартирных домах, оборудованных газовыми приборами с приложением актов проверок.
В соответствии с пунктом 4 части 12 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
Согласно пунктам 5, 6 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутри квартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 N 410 обязательным условием безопасного использования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования является надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов жилых помещений и многоквартирных домов.
Работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем. По договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования заказчик и исполнитель не могут быть одним и тем же лицом.
Согласно пункту 11 Правил надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов обеспечивается в многоквартирных домах путем проверки состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов, при необходимости их очистки и (или) ремонта лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме, либо путем заключения договора об их проверке, а также при необходимости об очистке и (или) о ремонте с организацией, осуществляющей указанные работы.
Пунктами 12, 13 Правил предусмотрено, что проверка состояния дымовых и вентиляционных каналов и при необходимости их очистка производится в процессе эксплуатации дымовых и вентиляционных каналов (периодическая проверка) - не реже 3 раз в год (не позднее чем за 7 календарных дней до начала отопительного сезона, в середине отопительного сезона и не позднее чем через 7 дней после окончания отопительного сезона).
Проверка, очистка и ремонт дымовых и вентиляционных каналов выполняется в соответствии с настоящими Правилами, иными нормативными правовыми и нормативными техническими актами.
Аналогичные требования определены пунктом 5.5.12 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановления Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170, согласно которым организации по обслуживанию жилищного фонда, ответственные за технически исправное состояние вентиляционных каналов и дымоходов, по договорам со специализированными организациями должны обеспечивать периодические проверки: а) дымоходов сезонно работающего газоиспользующего оборудования - перед отопительным сезоном; б) вентиляционных каналов помещений, в которых установлены газовые приборы, - не реже двух раз в год (зимой и летом).
Ремонт дымоходов и вентиляционных каналов допускается производить лицам, имеющим соответствующую подготовку, под наблюдением инженерно-технического работника организации по обслуживанию жилищного фонда. Проверка и прочистка дымоходов и вентиляционных каналов должна оформляться актами.
По смыслу приведенных положений закона, проверка состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов, при необходимости их очистка и (или) ремонт осуществляется ответственными лицами за содержание общего имущества в многоквартирном доме, либо путем заключения договора об их проверке, а также при необходимости об очистке и (или) о ремонте с организацией, осуществляющей указанные работы.
Исходя из содержания вышеуказанных норм закона на муниципальные образования, не возложена обязанность организации проверок состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов в многоквартирных домах, оборудованных газовыми приборами.
При изложенных обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Наримановского районного суда Астраханской области от 23 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 14 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 8 декабря 2023 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи В.В. ШелудькоЕ.А. Полякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.