Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Аняновой О.П. и Монмаря Д.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационное представление прокурора Краснодарского края на решение Армавирского городского суда Краснодарского края от 2 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 6 июля 2023 г. по административному делу по административному исковому заявлению ФКУ ИК-4 УФСИН России по Краснодарскому краю к ФИО1 об установлении административного надзора.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора ФИО4, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФКУ ИК-4 УФСИН России по Краснодарскому краю обратилось в Армавирский городской суд Краснодарского края с административным исковым заявлением к ФИО1, в котором просит установить административный надзор в отношении административного ответчика ФИО1, сроком до погашения судимости, установить ответчику следующие ограничения: запретить пребывание (посещение) увеселительных заведений (баров, ресторанов); запретить посещение мест проведения массовых и иных мероприятий (митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирований) и участие в указанных мероприятиях; запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания поднадзорного лица с 22:00 часов до 06:00 часов утра, за исключением времени нахождения на рабочем месте; запретить выезд за пределы муниципального образования по месту жительства или пребывания; обязать явкой 1 (один) раз в месяц в Управление (Отдел) МВД России по месту жительства или пребывания для регистрации.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что ФИО1 осужден 18 сентября 2020 г. Гулькевичским районным судом Краснодарского края по пункту "в" части 2 статьи158, пункту "в" части 2 статьи158, пункту "г" части 3 статьи 158 УК РФ к лишению свободы сроком на 3 года с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В указанном приговоре отягчающим наказание обстоятельством суд признал опасный рецидив преступлений. С 7 декабря 2022 г. ФИО5 отбывает наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Краснодарскому краю; в период отбывания наказания поощрений и взысканий не имеет. Срок отбывания наказания ФИО5 по приговору суда истекает 25 апреля 2023 г, в связи с чем он нуждается в установлении над ним административного надзора после освобождения на срок до погашения судимости.
Решением Армавирского городского суда Краснодарского края от 2 марта 2023 г. удовлетворено административное исковое заявление ФКУ ИК-4 ФСИН России по Краснодарскому краю.
С указанным решением суда не согласился ФИО1 и подал апелляционную жалобу, в которой просил решения суда изменить, исключив из судебного акта следующие ограничения: запрет на пребывание (посещение) увеселительных заведений (баров, ресторанов); запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания поднадзорного лица с 22:00 часов до 06:00 часов утра; изменить запрет выезда за пределы муниципального образования на запрет выезда за пределы субъекта Российской Федерации - Краснодарский край; сократить срок административного надзора до 4-х лет.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 6 июля 2023 г, указанное решение от 2 марта 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационном представлении, поступившем в суд первой инстанции 17 ноября 2023 г. прокурор просит изменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение.
В судебном заседании кассационной инстанции 21 декабря 2023 г. прокурор, ссылаясь на пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 г. N "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" уточнил просительную часть кассационного представления, просит изменить оспариваемые судебные акты, изложив второй, шестой седьмой и восьмой абзацы резолютивной части решения суда в следующей редакции:
Установить в отношении ФИО6 административный надзор на срок 8 лет до погашения судимости по приговору Гулькевичского районного суда КК от 18 сентября 2020 г, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, и следующие административные ограничения: запретить выезд за пределы Гулькевичского района Краснодарского края; один раз в месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации. Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения. В остальной части судебные акты просил оставить без изменения.
Определением судьи от 23 ноября 2023 года кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 КАС РФ правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судами.
Основания, порядок и процедура применения административного надзора, а также круг лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор, урегулированы главой 29 Кодекса административного судопроизводства РФ и Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Из пункта 2 части 2 статьи 3 указанного Федерального закона следует, что административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, Предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений. Частью 1 статьи 4 этого же Федерального закона установлено, что в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться перечисленные в статье административные ограничения.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ предусмотрено, что административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (пункт 1 части 3 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ).
Как установлено нижестоящими судами, и следует из материалов административного дела, ФИО1 осужден 18 сентября 2020 г. Гулькевичским районным судом Краснодарского края по пункту "в" части 2 статьи 158, пункту "в" части 2 статьи 158, пункту "г" части 3 статьи 158, части 3 статьи 69 УК РФ к лишению свободы сроком на 3 года, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В указанном приговоре отягчающим наказание обстоятельством суд признал опасный рецидив преступлений.
ФИО1 с 21 сентября 2020 г. по 13 октября 2020 г. содержался в СИЗО-1 г. Краснодара; с 13 октября 2020 г. по 26 октября 2020 г. отбывал наказание в МОТБ г. Усть - Лабинска; с 26 октября 2020 г. по 14 сентября 2021 г. отбывал наказание в ФКУ ИК-4 г. Армавира; с 14 сентября 2021 г. по 27 октября 2021 г. отбывал наказание в ФКУ ИК-1 г. Тлюстенхабль; с 27 октября 2021 г. по 3 ноября 2022 г. отбывал наказание в ФКУ ИК-4 города Армавира; с 3 ноября 2022 г. по 7 декабря 2022 г. отбывал наказание в ФКУ ИК-1 г. Тлюстенхабль; с 7 декабря 2022 г. по настоящее время отбывает наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Краснодарскому краю.
В соответствии с представленной характеристикой, осужденный ФИО1 поощрений и взысканий не имеет, не трудоустроен (инвалид), мероприятия воспитательного характера посещает нерегулярно, проводится индивидуальная воспитательная работа, не имеет авторитета в коллективе, на путь исправления не встал.
После освобождения из мест лишения свободы ФИО1 намеревается проживать по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский район, г. Гулькевичи, ул. Волго-Донская, д. 20, кв. 57. ФИО9 A.B, освобождаемый из мест лишения свободы, является совершеннолетним лицом, имеет непогашенную судимость за совершение, в том числе, тяжкого преступления, совершенного при опасном рецидиве, соответственно последний является лицом, отнесенным Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ к категории лиц, в отношении которых подлежит установлению административный надзор.
Преступления, за которые осужден ФИО1, в соответствии со статьей 15 УК РФ относятся, в том числе, к категории тяжких преступлений (часть 3 статьи 158 УК РФ). Срок отбывания осужденным наказания по вышеуказанному приговору истекает 25 апреля 2023 г.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции установиладминистративный надзор в отношении ФИО1 на срок восемь лет до погашения судимости по приговору Гулькевичского районного суда Краснодарского края от 18 сентября 2020 г, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Однако оспариваемые судебные решения подлежат изменению.
Так, при назначении административных ограничений судами неправильно применены нормы материального права, что в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) является основанием для изменения судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
При назначении ограничения в виде запрещения выезда за установленные судом пределы территории, судами не учтены положения пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 г. N "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в части того, что в решении надлежит указывать наименование субъекта Российской Федерации муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора.
Однако, принятые по делу судебные акты надлежит привести в соответствие с действующим законодательством.
Оспариваемые решения подлежат изменению, изложив второй, шестой седьмой и восьмой абзацы резолютивной части решения суда в следующей редакции: установить в отношении ФИО1 административный надзор на срок 8 лет до погашения судимости по приговору Гулькевичского районного суда Краснодарского края от 18 сентября 2020 г, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, и следующие административные ограничения: запретить выезд за пределы Гулькевичского района Краснодарского края; один раз в месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации. При этом, срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения. В остальной части судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Допущенные судебными инстанциями нарушения норм действующего законодательства являются существенными, поскольку могут препятствовать эффективному осуществлению органами внутренних дел наблюдения в отношении поднадзорного лица
В соответствии со статьей 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационное представление с административным делом, вправе изменить судебный акт суда первой и апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
кассационное представление прокурора Краснодарского края удовлетворить.
Решение Армавирского городского суда Краснодарского края от 2 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 6 июля 2023 года изменить, изложив второй, шестой седьмой и восьмой абзацы резолютивной части решения суда в следующей редакции:
Установить в отношении ФИО1, 3 сентября 1975 года рождения, уроженца города Гулькевичи Краснодарского края, гражданина Российской Федерации, зарегистрированного по адресу: Краснодарский край, город Гулькевичи, переулок Молодежный, дом 3, квартира N 54 административный надзор на срок 8 (восемь) лет до погашения судимости по приговору Гулькевичского районного суда Краснодарского края от 18 сентября 2020 года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, и следующие административные ограничения:
-запретить выезд за пределы Гулькевичского района Краснодарского края;
-один раз в месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 декабря 2023 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Анянова О.П.
Монмарь Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.