Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Мартыновой Н.Н. и Мотиной И.И, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лемешевского П.П. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области, третьи лица Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области, ГКУ РО " ППС РО" о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, обязании включить периоды работы, назначении пенсии, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области на решение Кировского районного суда Ростова-на-Дону 21 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 11 мая 2023 года.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, выслушав представителя Лемешевского П.П. - Блынского А.А, возражавшего против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лемешевский П.П. обратился в суд с иском к государственному Учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области (далее - ГУ ОПФР по Ростовской области, пенсионный орган) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, включении периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что 11.01.2022 он обратился в ГУ - ОПФР по Ростовской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400 - ФЗ "О страховых пенсиях". Однако решением N от 14.04.2022 Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области. Отделом по установлению пенсий N 17, ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости. При этом, пенсионным органом не были учтены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости следующие периоды его работы: с 01.01.1998 по 31.12.2001 - 04 года 00 месяцев 01 день - в качестве начальника караула N 1 ФГУ "12 Отряд ГПС МЧС России по Ростовской области", поскольку занятость в особых условиях труда не подтверждается, так как работодатель представил сведения индивидуального (персонифицирован-ного) учета без указания кода особых условий труда, а также не представлены документы подтверждающие полную занятость в льготной профессии; с 01.01.2003 по 31.03.2005 - 02 года 03 месяцев 01 день - в качестве начальника караула N 1 в ФГУ "69 Пожарная часть ГПС МЧС России по Ростовской области", поскольку занятость в особых условиях труда не подтверждается, так как работодатель представил сведения индивидуального (персонифицированного) учета без указания кода особых условий труда и не представлены документы, подтверждающие полную занятость в льготной профессии; с 01.04.2005 по 05.02.2008 - 02 года 10 месяцев 05 дней - в качестве начальника караула в ГУПС Ростовской области "29 Отряд ПС Ростовской области" по охране Орловского района в 69 пожарной чист.
Вышеуказанный отряд являлся структурным подразделением противопожарной службы Ростовской области и не входил в систему государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, согласно письму управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской обороны от 25.02.2015 года N; с 06.02.2008 по 31.12.2008 - 00 лет 10 месяцев 26 дней - в качестве начальника караула 69 пожарной части ФГУ "12 Отряд ГПС МЧС России по Ростовской области". Занятость в особых условиях труда не подтверждается, так как работодатель представил сведения индивидуального (персонифицированного) учета без указания кода особых условий труда и не представлены документы, подтверждающие полную занятость в льготной профессии; с 28.07.2016 года по 11.08.2016 года - 00 лет 00 месяцев 14 дней, с 01.09.2017 года по 15.09.2017 года-00 лет 00 месяцев 15 дней, с 11.09.2018 года по 25.09.2018 года - 00 лет 00 месяцев 15 дней - периоды нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемые на основании приказа МЧС РФ от 03.06.2011 N285 "О ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусках работников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы", так как дополнительные оплачиваемые отпуска, предоставляемые на основании ведомственных нормативных актов либо нормативных актов исполнительной власти субъектов РФ, в стаж на соответствующих видах работ не включаются. Всего пенсионным фондом не включено в его специальный стаж - 10 лет 01 месяцев 17 дней. С указанным решением ответчика он не согласен, считает его необоснованным, не законным.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, уточнив требования в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истец просил суд признать незаконным решение отдела установления пенсий N 17 Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда РФ по Ростовской области об отказе в установлении досрочной страховой пенсии от 14.04.2022 года N. Обязать отдел по установлению пенсий N 17 Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда РФ по Ростовской области включить в стаж на соответствующих видах работ Лемешевского П.П. периоды работ: с 01.01.1998 по 31.12.2001, с 01 01.2003 по 31.03.2005, с 01.04.2005 по 05.02.2008, с 06.02.2008 по 31.12.2008, с 28.07.2016 по 11.08.2016, с 01.09.2017 по 15.09.2017, с 11.09.2018 по 25.09.2018. Назначить досрочную страховую пенсию с 11.04.2022.
Решением Кировского районного суда Ростова-на-Дону от 21 декабря 2022 года исковые требования удовлетворены частично.
Суд признал незаконным решение от 14.04.2022 N государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области в части не включения в специальный стаж периодов работы с 01.01.1998 по 31.12.2001, с 01.01.2003 по 31.03.2005, с 06.02.2008 по 31.12.2008, с 28.07.2016 по 11.08.2016, с 01.09.2017 по 15.09.2017, с 11.09.2018 по 25.09.2018.
Суд обязал государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области включить Лемешевскому П.П. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с п.18 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28Л2.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы с 01.01.1998 по 31.12.2001, с 01.01.2003 по 31.03.2005, с 06.02.2008 по 31.12.2008, с 28.07.2016 по 11.08.2016, с 01.09.2017 по 15.09.2017, с 11.09.2018 по 25.09.2018.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 11 мая 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель пенсионного органа ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения, как постановленных с нарушением норм материального и процессуального права, просит принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает, что основанием не включения указанных периодов, а также периодов дополнительных отпусков, предоставляемых ФГКУ "12 Отряд ФПС по Ростовской области" с 28.07.2016 по 11.08.2016, с 01.09.2017 по 15.09.2017, с 11.09.2018 по 25.09.2018 послужило отсутствие подтверждения характера работы и полной занятости в особых условиях труда, доказательств, безусловно свидетельствующих о выполнении истцом в указанные периоды работы в особых условиях материалы дела не содержат, кроме того в архивной справке от 12.02.2022 NИВ-203-241, выданной Главным управлением МЧС России по Ростовской области указано, что за периоды с 01.06.1994 по 31.03.2005, с 06.02.2008 по 31.12.2008, с 01.01.2009 по 31.12.2009 документы, подтверждающие дополнительные показатели (факторы) занятости во вредных условиях труда в архиве Главного управления МЧС России по Ростовской области не найдены.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Лемешевского П.П. - Блынского А.А, возражавшего против доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 11.01.2022 Лемешевский П.П. обратился в ГУ ОПФР по Ростовской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400 - ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика N N от 14.04.2022 Лемешевскому П.П. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия документально подтвержденного стажа на соответствующих видах работ требуемой продолжительности.
По расчетам пенсионного органа специальный страховой стаж Лемешевского П.П. составил 17 лет 5 месяцев 21 день.
Из письма Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области от 25.02.2015 N следует, что периоды работы истца с 03.07.1989 по 01.01.2002 относятся к пожарной охране, противопожарной и аварийно-спасательной службе МВД РФ.
В записях, содержащихся в трудовой книжке истца и во вкладыше в трудовую книжку, отражено, что 01.06.1994 Лемешевский П.П. принят пожарным ПЧ-69 Орловского района, с 02.01.1995 переведен начальником караула N 1 пожарной части-69, 01.04.2005 переведен в ГУ "29 ОМС РО" начальником караула, откуда уволен 01.04.2005 в порядке перевода из Федерального государственного учреждения "69-пожарной части государственной противопожарной службы МЧС России по Ростовской области. 01.04.2005 Лемешевский П.П. принят в Государственное учреждение противопожарной службы Ростовской области "29 отряд противопожарной службы Ростовской области" по охране Орловского района 69-пожарную часть на должность начальника караула в порядке перевода из федерального государственного учреждения противопожарной службы МЧС России по Ростовской области 69-пожарной части, уволен 05.02.2008. 06.02.2008 принят в 9 пожарную часть IV разряда по охране поселка Орловский на должность начальника караула пожарной части в порядке перевода из ГУ "29 ОПС Ростовской области" 4 разряда по охране Орловского района в 9 пожарной части, откуда Лемешевский П.П. уволен 31.12.2008 в связи с переводом в государственное учреждение "29 отряд федеральной противопожарной службы по Ростовской области". 01.01.2009 Лемешевский П.П. принят в 69 пожарную часть IV разряда по охране поселка Орловский на должность начальника караула на пожарной части в порядке перевода из ФГУ "12 ОГПС МЧС России по Ростовской области". 08.09.2011 указанное учреждение реорганизовано путем присоединения в государственное учреждение "12 отряд федеральной противопожарной службы по Ростовской области". 21.12.2011 "12 отряд федеральной противопожарной службы по Ростовской области" переименовано в федеральное государственное казенное учреждение "12 отряд федеральной противопожарной службы по Ростовской области". 01.04.2016 69 пожарная часть переименована в 69 пожарно-спасательную часть, 31.12.2019 уволен.
В качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" истец зарегистрирован в системе обязательного страхования 07 июля 1998 года.
Из архивной справке от 12.02.2022 N N, выданной Главным управлением МЧС России по Ростовской области, следует, что в Главном управлении МЧС России по Ростовской области на архивном хранении находятся документы, в которых имеются следующие сведения: за периоды работы с 01.06.1994 по 31.03.2005, с 06.02.2008 по 31.12.2008, с 01.01-2009 по 31.12.2019 документы, подтверждающие дополнительные показатели (факторы) занятости во вредных условиях труда в архиве Главного управления МЧС России по Ростовской области не найдены. Период работы с 01.04.2005 по 05.02.2008 в Государственном учреждении противопожарной службы Ростовской области "29 отряд противопожарной службы Ростовской области", к периодам работы в системе ГПС МЧС России не относится.
В личной карточке денежного довольствия на 1994 год, дело 36, опись 109/2, лист 12 указано, что Лемешевский П.П. принят начальником караула пожарной части 69 пожарной части с 06.02.2008 (приказ 12-ОГПС МЧС России по РО от 06.02.2008 N л/с). Основание: приказы по личному составу за 2008 год, дело 18, опись 123/3, лист 27. Лемешевский П.П, начальник караула пожарной части 69 пожарной части уволен по пункту 5 части 1 статьи 77 ТК РФ (по его просьбе в порядке перевода на работу в ГУ "29 отряд ФПС по РО") 31.12.2008 (приказ 12- ОГПС МЧС России по РО от 31.12.2008 N л/с). Основание: приказы по личному составу за 2008 год, дело 22, опись 123/3, лист 177. Лемешевский П.П, начальник караула 69 пожарно-спасательной уволен по пункту 5 части 1 статьи 77 ТК РФ (в связи с переводом работника с его согласия на работу в ГУ МЧС России по РО) 31.12.2019 (приказ 12 отряда ФПС по ростовской области от 13.12.2019 N-к). Основание: книга приказов по личному составу за 2019 год, дело 134, опись 123/3, лист 39. Другие архивные сведения на архивном хранении не найдены. Лемешевский П.П. принят на должность начальника караула 69 пожарно-спасательной части 7 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Ростовской области с 01 января 2020 г..(приказ ГУ МЧС России по Ростовской области от 30.12.2019 N-к). Основание: приказы по личному составу за 2019 год. Данная работа предусмотрена Списком должностей работников государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно- спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
За период работы с 01.01.2020 по настоящее время не имелось периодов, которые на основании Постановления Правительства российской Федерации от 11.07.2002 N 516 не включаются в специальный стаж, дающий право для досрочного назначения пенсии.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о наличии правовых оснований для включения в стаж Лемешевского П.П, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с п.п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" периодов его работы с 01.01.1998 по 31.12.2001, с 01 01.2003 по 31.03.2005, с 06.02.2008 по 31.12.2008, с 28.07.2016 по 11.08.2016, с 01.09.2017 по 15.09.2017, с 11.09.2018 по 25.09.2018, поскольку трудовой книжкой и вкладышем в трудовую книжку подтверждается, что в данные периоды Лемешевский П.П. являлся сотрудником федеральной противопожарной службы, отметив, что доказательств, подтверждающих работу истца на неполную ставку в спорные материалах дела не содержат.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования истца о включении в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды нахождения в дополнительном ежегодном оплачиваемом отпуске, суд исходил из того, дополнительные ежегодные отпуска с 28.07.2016 по 11.08.2016, с 01.09.2017 по 15.09.2017, с 11.09.2018 по 25.09.2018 предоставлялись истцу в период работы, который включен в специальный стаж истца на основании приказа МЧС России от 3 июня 2011 года N 285 "О ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусках работников федеральной государственной противопожарной службы" за соответствующий стаж работы.
Отказывая в удовлетворении требований о включении периода работы с 01.04.2005 по 05.02.2008 в специальный стаж Лемешевского П.П, суд первой инстанции исходил из того, что в справке, уточняющей характер работы истца указано, что период работы с 01.04.2005 по 05.02.2008 в Государственном учреждении противопожарной службы Ростовской области "29 отряд противопожарной службы Ростовской области", к периодам работы в системе ГПС МЧС России не относится, поскольку из названия организации следует, что организация относится к органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
Установив, что на момент обращения в пенсионный орган, страховой стаж Лемешевского П.П, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", составлял менее 25 лет, а также учитывая, что назначение страховой пенсии носит заявительный порядок, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований о назначении досрочной страховой пенсии с 11.04.2022, то есть спустя три месяца после обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии.
Проверяя законность решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда согласилась с выводами суда районного суда и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанции о наличии правовых оснований для зачета спорных периодов в специальный стаж соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждаются доказательствами, представленными в материалы дела, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы ответчика о том, что факт работы истца в подразделениях противопожарной службы, которые относились к федеральной противопожарной службе достоверными и допустимыми доказательствами не подтвержден, не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда
.Согласно данной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года N 437 утвержден Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в котором поименована должность "пожарный".
Пунктом 2 данного постановления установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Исходя из пункта 4, подпункта "ч" пункта 6 Положения о Министерстве внутренних дел СССР, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 16 июня 1972 года N 452, подразделения пожарной охраны составляли единую систему Министерства внутренних дел СССР, в функции последнего входило осуществление финансирования этих подразделений за счет средств, выделяемых из союзного бюджета.
В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 26 декабря 1977 года N 1115 "Об утверждении Положения "О государственном пожарном надзоре в СССР" органы, осуществляющие государственный пожарный надзор в СССР, входили в систему Министерства внутренних дел СССР, органами государственного пожарного надзора являлись главные управления и управления внутренних дел исполнительных комитетов краевых, областных, городских Советов народных депутатов (пункт 2).На основании Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Установлено, что Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является правопреемником Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации; лица рядового и начальствующего состава и работники Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел считаются с 1 января 2002 года соответственно проходящими службу (работающими) в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в занимаемых должностях без проведения их переаттестации и переназначения. При этом указано, что до принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации вышеуказанным лицам сохраняются льготы и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации, включая действующие условия и порядок медицинского обслуживания, санаторно-курортного и пенсионного обеспечения.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 года. В соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Из изложенных норм права следует, что правом на досрочную страховую пенсию по старости обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы. Сотрудники противопожарной службы субъектов Российской Федерации правом на назначение пенсии по указанному основанию не обладают.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, дав им надлежащую правовую оценку, правильно применив указанные нормы материального права, суды нижестоящих инстанций пришли к обоснованному выводу о доказанности факта работы истца в периоды с 01.01.1998 по 31.12.2001, с 01 01.2003 по 31.03.2005, с 06.02.2008 по 31.12.2008, с 28.07.2016 по 11.08.2016, с 01.09.2017 по 15.09.2017, с 11.09.2018 по 25.09.2018 на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и о наличии правовых оснований для включения указанных спорных периодов трудовой деятельности истца, а также периодов нахождения истца в дополнительных ежегодных отпусках с 28.07.2016 по 11.08.2016, с 01.09.2017 по 15.09.2017, с 11.09.2018 по 25.09.2018, в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Вопреки доводам кассационной жалобы судами дана надлежащая правовая оценка всем представленным в материалы дела доказательствам, установлены все юридически значимые обстоятельства.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статей 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы правовых оснований к отмене судебных постановлений не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой и апелляционной инстанций.
С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда Ростова-на-Дону 21 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 11 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Бетрозова
Судьи Н.Н. Мартынова
И.И. Мотина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.