Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Мартыновой Н.Н, Мотиной И.И, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стаценко Т.В. к ГКУ Краснодарского края - Управление социальной защиты населения в Апшеронском районе о понуждении к выплате ежемесячного денежного пособия на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет со дня первичного обращения за его назначением, по кассационной жалобе Стаценко Т.В. на решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 13 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 22 мая 2023 года.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, выслушав объяснения Стаценко Т.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Стаценко Т.В. обратилась в суд с иском к ГКУ Краснодарского края - Управление социальной защиты населения в Апшеронском районе о понуждении в выплате ежемесячного денежного пособия на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет со дня первичного обращения за его назначением. Требования мотивированы тем, что Стаценко Т.В. имеет дочь - ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. 09 ноября 2021 года истец обратилась в ГКУ КК - УСЗН в Апшеронском районе с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет. Однако ГКУ КК - УСЗН в Апшеронском районе, рассмотрев заявление Стаценко Т.В. и предоставленные ею документы, сопоставив их со сведениями, полученными по направленным в соответствующие органы межведомственным запросам, принял решение об отказе в удовлетворении заявления, посчитав, что уровень имущественной обеспеченности семьи истца превышен, а именно у нее в собственности находятся два жилых помещения: квартира, расположенная по адресу: "адрес" и квартира, расположенная по адресу: "адрес". При этом, доводы истца о том, что она фактически является собственником только одного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", ответчиком были проигнорированы. Между тем, квартира по адресу: "адрес" на наличие которой ссылается в своем решение ответчик, утратила свое физическое существование в 2011 г..ввиду признания многоквартирного дома, расположенного по указанному адресу, аварийным и подлежащим сносу на основании постановления главы администрации муниципального образования Апшеронский район N от 27 августа 2007 года. После чего, постановлением администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района Краснодарского края N от 05 марта 2011 года в собственность Стаценко Т.В. взамен изымаемого жилого помещения была предоставлена квартира N N, расположенная по адресу: "адрес". На основании указанного постановления с истицей был заключен договор мены жилого помещения N от 09 марта 2011 года, который зарегистрирован в установленном законом порядке.
При этом многоквартирный дом, в котором располагалась спорная квартира, был снесен в 2011 году. Таким образом, с учетом совокупности вышеизложенных обстоятельств с указанного времени (с 2011 года), жилое помещение по адресу: "адрес" перестало принадлежать истцу и существовать физически. Подпунктом "г" пункта 16 основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 N 384 установлено, что основаниями для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты являются, в том числе наличие в собственности у заявителя и членов его семьи 2 и более зданий с назначением "жилое" и "жилое строение", помещений с назначением "жилое" и "жилое помещение", суммарная площадь которых больше произведения норматива площади, установленной в субъекте Российской Федерации, но не более 24 кв. метров в расчете на одного человека. Поскольку на момент обращения истца за выплатой (09 ноября 2021 года), ее право собственности на объект недвижимости - квартиру по адресу: "адрес" было утрачено, полагает, что она была вправе рассчитывать на выплату недополученных денежных средств с момента первичного обращения к ответчику за ее назначением, то есть с 09 ноября 2021 года до 08 июля 2022 года.
На основании изложенного, Стаценко Т.В. просила суд признать решение ГКУ Краснодарского края - Управление социальной защиты населения в Апшеронском районе об отказе в выплате ежемесячной денежной компенсации на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет незаконным и возложить на ответчика обязанность произвести выплату недополученных истцом денежных средств, а именно ежемесячной денежной выплаты на ребенка - ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в возрасте от 3 до 7 лет, со дня первичного обращения за ее назначением, то есть с 09 ноября 2021 года по 08 июля 2022 года.
Решением Апшеронского районного суда Краснодарского края от 13 февраля 2023 года в удовлетворении исковых требований Стаценко Т.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 22 мая 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Стаценко Т.В, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права, просит отменить принятые судебные постановления и вынести новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные исковые требования. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что квартира по адресу: "адрес" в многоквартирном доме утратила свое фактическое существование ввиду признания дома аварийным в 2011 году, при этом, о наличии записи в ЕГРН о праве собственности на данную квартиру истцу известно не было до получения письменного отказа ответчика.
ГКУ Краснодарского края - Управление социальной защиты населения в Апшеронском районе надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела кассационным судом общей юрисдикции, однако в судебное заседание представитель ответчика не явился.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения Стаценко Т.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Стаценко Т.В. имеет несовершеннолетнего ребенка - дочь ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
09 ноября 2021 года истец обратилась в ГКУ КК - УСЗН в Апшеронском районе с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет.
Решением ГКУ КК - УСЗН в Апшеронском районе в удовлетворении заявления Стаценко Т.В. было отказано, поскольку уровень имущественной обеспеченности семьи истца превышен, а именно у Стаценко Т.В. в собственности имеются жилые помещения: квартира, расположенная по адресу: "адрес" и квартира, расположенная по адресу: "адрес".
Постановлением главы администрации муниципального образования Ашперонский район N от 28.08.2007 "О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу", в соответствии с Положением о признании жилым помещением непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным постановлением правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу" и на основании дополнительного обследования многоквартирных домов, признанных постановлением исполнительного комитета Апшеронского районного Совета депутатов от 07.09.2004 N 102 "О результатах обследования муниципальных жилых домов" аварийными и ремонт которых экономически нецелесообразнее в связи со значительным физическим и моральным износом, заключений межведомственной комиссии по обследованию и использованию жилищного фонда от 20.12.2006 N, от 22.12.2006 N, от 27.12.2006 N, от 10.01.2007 N, от 12.01.2007 N. от 17.01.2007 N, заключения государственного унитарного предприятия "Кубаньгеология" от 20.12.2006 N, многоквартирные дома в городе Апшеронск, "данные изъяты", признаны аварийными и подлежащими сносу.
Решением Апшеронского районного суда Краснодарского края от 18 мая 2022 года частично удовлетворены исковые требования Стаценко Т.В. к администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района Краснодарского края. Признано отсутствующим право собственности Стаценко Т.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на объект недвижимости - квартиру с кадастровым номером N расположенную по адресу: "адрес", в связи с заключением договора мены жилого помещения N от 09.03.2011 указано, что настоящее решение является основанием для внесения управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в Единый государственный реестр недвижимости сведений о прекращении существования объекта недвижимости в виде квартиры с кадастровым номером N, расположенной по адресу: "адрес", и права собственности Стаценко Т.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на данный объект недвижимости. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Решение вступило в законную силу 21 июня 2022 года.
Из информационного письма ГКУ КК - Управление социальной защиты населения в Апшеронском районе N от 21 июля 2022 года следует, что по заявлению Стаценко Т.В. от 09 ноября 2021 года о предоставлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, управлением на основании пункта 12 основных требований в соответствующие органы были направлены межведомственные запросы о получении документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной выплаты. В связи с тем, что в порядке межведомственного взаимодействия поступили сведения о наличии у семьи Стаценко Т.В. недвижимого имущества (жилое помещение, площадью 56, 6 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", кадастровый номер N и жилое помещение, площадью 45, 4 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", кадастровый номер N), превышающего уровень имущественной обеспеченности (суммарная площадь которых превышает 24 кв.м.), Управлением на основании подпункта "г" пункта 16 основных требований было принято решение об отказе, о чем Стаценко Т.В. было направлено соответствующее уведомление. На основании заявления Стаценко Т.В, поступившего через портал госуслуг 09 июля 2022 года, принято решение о назначении ей ежемесячной выплаты на ребенка ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 9 июля 2022 года по 8 июля 2023 года, в размере 9 721, 50 руб. (75 % величины прожиточного минимума для детей).
Согласно информационному письму ГКУ КК - Управление социальной защиты населения в Апшеронском районе N от 22 декабря 2022 года, по заявлению Стацепко Т.В. от 09 ноября 2021 года Управлением на основании пункта 12 основных требований в соответствующие органы были направлены межведомственные запросы о получении документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной выплаты. Документы о признании в установленном порядке жилого помещения, непригодным для проживания, к заявлению не представлены. В связи с тем, что в порядке межведомственного взаимодействия поступили сведения о наличии у семьи Стаценко Т.В. недвижимого имущества (жилое помещение, площадью 56, 6 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", кадастровый помер N, жилое помещение, площадью 45.4 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", кадастровый N), превышающего уровень имущественной обеспеченности (суммарная площадь которых превышает 24 кв.м.), управлением на основании подпункта "г" пункта 16 основных требований было принято решение об отказе, о чем Стаценко Т.В. было направлено соответствующее уведомление.
Из представленной 01 февраля 2023 года Филиалом ППК "Роскадастр" по Краснодарскому краю в материалы дела выписки из Единого государственного реестра следует, что объект недвижимости квартира, назначение - жилое, площадью 56, 6 кв.м, с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес" снят с кадастрового учета 06 июля 2022 года.
Суд первой инстанции, разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что решение о назначении выплаты или об отказе в назначении принимается исходя из имеющихся в момент принятия решения документов, при этом такое решение может быть пересмотрено в случае, если оно было принято в нарушение действующего законодательства, однако документы о признании в установленном порядке жилого помещения непригодным для проживания к заявлению от 09 ноября 2021 года Стаценко Т.В. представлены не были, в связи с чем, оспариваемое истцом решение было вынесено правомерно и оснований для его признания незаконным не имелось.
Суд апелляционной инстанции, проверяя на предмет законности и обоснованности решение суда первой инстанции, оснований для его отмены не установил, доводы апелляционной жалобы отклонил.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции может согласиться с выводами, изложенными в оспариваемых судебных акта по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Защита семьи, материнства, отцовства и детства в силу подпункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации отнесена к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Ежемесячное пособие на ребенка является одним из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей, которое выплачивается, в том числе, и гражданам Российской Федерации, проживающим на территории России (статьи 1, 3 Федерального закона от 19.05.1995 N81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей").
В соответствии со статьей 16 названного Федерального закона субъект Российской Федерации самостоятельно устанавливает размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка законами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в целях повышения доходов семей, имеющих детей, установлена с 1 января 2020 года ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N384 утверждены Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, согласно подпункту "г" пункта 16 которых основаниями для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты является наличие в собственности у заявителя и членов его семьи 2 и более зданий с назначением "жилое" и "жилое строение", помещений с назначением "жилое" и "жилое помещение", суммарная площадь которых больше произведения норматива площади, установленной в субъекте Российской Федерации, но не более 24 кв. метров в расчете на одного человека, на количество членов семьи (за исключением зданий с назначением "жилое" и "жилое строение", помещений с назначением "жилое" и "жилое помещение", предоставленных в рамках социальной поддержки многодетной семьи уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или муниципального образования; доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, равной не более одной трети от общей площади жилого помещения; жилого помещения (части квартиры, комнаты), занимаемого заявителем и (или) членом его семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, предусмотренного перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, установленным в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания).
По смыслу приведенных положений, предоставление государственной поддержки направлено на повышение доходов имеющих детей семей, в которых размер среднедушевого дохода не превышает величину прожиточного минимума на душу населения и имеющих в собственности здания или помещения с назначением "жилое" и "жилое строение" ("жилое помещение"), менее установленных объемов обеспеченности.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В соответствии с частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года N47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, с момента вступления в законную силу акта уполномоченного органа о признании дома аварийным, такой дом, а также жилые помещения в нем, не могут более считаться жилыми помещениями по смыслу положений статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации и учитываться при разрешении вопроса об обеспеченности семьи зданиями или помещениями с назначением "жилое" и "жилое строение" ("жилое помещение").
При этом постановление Главы администрации муниципального образования о признании дома аварийным подлежит обнародованию (статья 47 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), в связи с чем относится к общеизвестным обстоятельствам и не нуждается в доказывании, в том числе и при обращении гражданина с заявлением о предоставлении меры государственной поддержки.
В соответствии с п.12 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N384 в редакции, действовавшей в спорный период, документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты, примерный перечень которых утвержден данным постановлением, запрашиваются уполномоченным органом в рамках межведомственного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся. Срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос не может превышать 5 рабочих дней со дня поступления межведомственного запроса в орган и (или) организацию.
Сведения не истребуются уполномоченным органом у заявителя (за исключением сведений о рождении ребенка при регистрации записи акта о рождении ребенка за пределами Российской Федерации) (пункт 13).
В соответствии с п.28 вышеуказанного Постановления, уполномоченный орган вправе проверять достоверность сведений о доходах семьи. В этих целях уполномоченным органом запрашиваются необходимые сведения от органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления (запрос сведений о доходах физических лиц, выплаченных налоговыми агентами).
Отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, суды сослались на то, что решение о назначении соответствующей выплаты принимается исходя из имеющихся в момент принятия решения документов, при этом документы о признании в установленном порядке жилого помещения непригодным для проживания к заявлению от 09.11.2021 Стаценко Т.В. не представлялись
При этом, ни судом первой, ни судом апелляционной инстанции не учтено, что согласно положениям действующего на момент обращения истца Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N384 обязанность самостоятельно истребовать документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты, возложена на уполномоченный орган, в данном случае ГКУ КК - УСЗН в Апшеронском районе.
В ходе рассмотрения настоящего спора судами было достоверно установлено, что постановлением Главы администрации муниципального образования Ашперонский район N1818 от 28.08.2007 "О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу" жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", в числе прочих, был признан аварийным и подлежащим сносу.
Таким образом, квартира N N, расположенная в доме, признанном аварийным постановлением главы администрации муниципального образования, не могла учитываться при расчете обеспеченности семьи жилыми помещениями или жилыми зданиями и послужить основанием для отказа в предоставлении меры государственной поддержки.
При этом Управление в силу вышеприведенных нормативных положений было обязано давать оценку представляемым заявителем документов и имело право назначить дополнительную проверку в случае такой необходимости, в том числе запросить указанное постановление.
Указанные обстоятельства не получили правовой оценки в обжалуемых судебных постановлениях.
Ввиду изложенного, вывод судебных инстанций об отказе в удовлетворении исковых требований Стаценко Т.В, нельзя признать соответствующим закону.
Допущенные судами первой и апелляционной инстанций, нарушения норм материального права являются существенными, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела Апшеронскому районному суду Краснодарского края следует учесть приведенное выше и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390 и 390.1 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 13 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 22 мая 2023 года отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Апшеронский районный суд Краснодарского края.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.