Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Мотиной И.И, Руденко Ф.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костиненко В.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования по Республике Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности выполнить определенные действия, установлении факта проживания, по кассационной жалобе Костиненко В.А, поступившей с делом 23 августа 2023 г, на решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 19 января 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 25 мая 2023 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Костиненко В.А. обратился в суд с иском к государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, в котором просил:
- признать незаконным отказ ответчика в приеме и передаче заявления истца о подтверждении периодов предпринимательской деятельности в Комиссию по реализации пенсионных прав граждан при Совете Министров Республики Крым;
- обязать ответчика принять и передать заявление истца о подтверждении периодов предпринимательской деятельности в Комиссию по реализации пенсионных прав граждан при Совете Министров Республики Крым;
- установить юридический факт проживания заявителя на территории Республики Крым по адресу: "адрес" по состоянию на 18 марта 2014 г.
Исковые требования мотивированы тем, что истец в период с 2001 г. по 2015 г. являлся частным предпринимателем на территории Крыма, платил обязательные взносы в пенсионный фонд. Ввиду скорого наступления у истца пенсионного возраста возникла необходимость включить вышеуказанный период работы истца в индивидуальный лицевой счет, в связи с чем, Костиненко В.А. обратился к ответчику с заявлением о приеме документов для передачи их на рассмотрение Комиссии по реализации пенсионных прав граждан при Совете Министров Республики Крым.
Ответом от 5 октября 2021 г. ответчик отказал в приеме и передаче вышеуказанного заявления в связи с отсутствием у заявителя в паспорте сведений о регистрации на территории Республики Крым на 18 марта 2014 г.
Полагая свои права нарушенными, истец обратился в суд с настоящим иском.
Определением суда от 22 сентября 2022 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Комиссия по реализации пенсионных прав граждан Совета Министров Республики Крым (т. 1 л. д. 35)
Определением суда от 16 ноября 2022 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено МВД по Республике Крым (т. 1 л. д. 163)
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от 16 января 2023 г, произведена замена ненадлежащего ответчика ГУ - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым на надлежащего ответчика - Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым. (т. 1 л. д. 182-183)
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 19 января 2023 г. иск Костиненко В.А. удовлетворен частично.
Суд установилфакт постоянного проживания Костиненко В.А, ДД.ММ.ГГГГ г.р, на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 г.
В удовлетворении остальной части исковых требований - отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 25 мая 2023 г. решение суда первой инстанции отменено в части удовлетворения иска об установлении факта постоянного проживания Костиненко В.А, ДД.ММ.ГГГГ р, на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 г.
Принято в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении требований Костиненко В.А. об установлении юридического факта постоянного проживания на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 г.
В остальной части решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 19 января 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец выражает несогласие с принятыми судебными актами. В обоснование доводов указывает, что подтверждением факта проживания на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 г. и по настоящее время являются паспорт гражданина Украины; выписка из ЕГРН, в соответствии с которой истец с ДД.ММ.ГГГГ является собственником квартиры, которая находится по адресу: "адрес"; документами, подтверждающими уплату налогов с 2001 г. по 2014 г, которые также подтверждают ведения трудовой деятельности на территории Крыма, в том числе по состоянию на 18 марта 2014 г.; справкой ООО "Стоматологическая клиника "Дентал-Арт". Также отмечает, что истец являлся участником Референдума в Республике Крым по вопросу присоединения к Российской Федерации, и его права, как жителя Крыма, были реализованы в полном объеме при решении вопроса о самоопределении. По мнению истца, обжалуемыми судебными актами нарушены права истца на социальное обеспечение, закрепленное статье 39 Конституции РФ, а также принцип справедливости, поскольку истец уплачивал на протяжении длительного времени, более десяти лет, социальные выплаты, которые на данный момент не учитываются ответчиком при исчислении пенсионных прав.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебное извещение, направленное в адрес истца, возвращено с отметкой об истечении срока хранения.
В соответствии с абзацем вторым пункта 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Поскольку истец уклонился от получения почтовой корреспонденции, в связи с чем почтовое извещение возвращено в суд кассационной инстанции с отметкой об истечении срока хранения, судебная коллегия приходит к выводу, что он о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.
Судебные извещения, направленное в адрес иных лиц, участвующих в деле, вручены адресатам.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, либо с помощью иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В целях скорейшего рассмотрения и разрешения дела судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что согласно паспорту гражданину Российской Федерации серии 4508 N, выданному ДД.ММ.ГГГГ ОВД Кунцево "адрес", Костиненко В.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином РФ, зарегистрирован по месту жительства в "адрес" (т. 1 л. д. 187)
Из паспорта гражданина Украины ЕС 378569, выданного ДД.ММ.ГГГГ следует, что Костиненко В.А. является гражданином Украины и с 1988 г. зарегистрирован по месту жительства в "адрес". (т. 1 л. д. 12-14)
Костиненко В.А. в период с 2001 г. по 2015 г. являлся частным предпринимателем на территории Республики Крым, в том числе и в период нахождения Республики Крым в составе государства Украина.
ДД.ММ.ГГГГ Костиненко В.А. обратился в Отделение ПФР по Республике Крым с заявлением, в котором просил включить в индивидуальный лицевой счет периоды деятельности частным предпринимателем с 2001 г. по 2015 г. (т. 1 л. д. 6-7).
Из ответа ГУ - Отделение ПФР по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ исх. NК-8698-00022/12600-21 на обращение Костиненко В.А. следует, что поскольку в представленном паспорте гражданина Российской Федерации серии N N выданном ДД.ММ.ГГГГ ОВД "Кунцево" "адрес" нет отметки о регистрации по месту жительства в ФИО2 или "адрес" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, то законные основания для обращения в Комиссию по реализации пенсионных прав граждан с заявлением о подтверждении периодов предпринимательской деятельности в соответствии со статьей 5.1 Федерального закона N208-ФЗ у Костиненко В.А. отсутствуют (т. 1 л. д. 8-11).
Разрешая спор в части исковых требований о признании незаконным отказа ответчика в приеме и передаче заявления истца о подтверждении периодов предпринимательской деятельности в Комиссию по реализации пенсионных прав граждан при Совете Министров Республики Крым, возложении обязанности на ответчика принять и передать заявление истца о подтверждении периодов предпринимательской деятельности в Комиссию по реализации пенсионных прав граждан при Совете Министров Республики Крым, суд первой инстанции, пришел к выводу о необоснованности заявленных требований истца, указав, что реализация пенсионных прав истца возможна в общем порядке, предусмотренном положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" без применения Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Вместе с тем, суд первой инстанции нашел обоснованными требования истца об установлении факта постоянного проживания на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 г.
Проверяя обоснованность судебного постановления в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Крым согласилась с выводами суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании незаконным отказа ответчика в приеме и передаче заявления истца о подтверждении периодов предпринимательской деятельности в Комиссию по реализации пенсионных прав граждан при Совете Министров Республики Крым, возложении обязанности на ответчика принять и передать заявление истца о подтверждении периодов предпринимательской деятельности в Комиссию по реализации пенсионных прав граждан при Совете Министров Республики Крым.
Между тем, судебная коллегия нашла не основанным на законе вывод суда первой инстанции в части удовлетворения требований истца об установлении факта постоянного проживания на территории Республики Крым, поскольку установление данного факта не порождает для истца никаких прав и обязанностей, не может повлечь в дальнейшем каких-либо юридических последствий, так как на него не распространяются положения Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции обоснованными, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях подлежащего применению к правоотношениям законодательства.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан на страховые пенсии определяются Федеральным законом "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж; индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Педсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (действовавшего в спорный период) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, пунктом 5 которых определено, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 г. на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Статьей 4 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" закреплен порядок исчисления страхового (трудового) стажа при установлении страховой пенсии гражданам Российской Федерации. В частности, предусмотрено правило, согласно которому периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 г. включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 г. включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ; данные периоды подтверждаются документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В соответствии с частью 1 статьи 4, статьей 11 Федерального Конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства и приобретают право, в том числе, на получение пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положения Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", содержащие льготные условия для назначения пенсии для граждан Российской Федерации, и позволяющие приравнять периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 г. включительно, к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, распространяют свое действие лишь на лиц, признанных гражданами Российской Федерации на основании Федерального Конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", иностранных граждан и лиц без гражданства, подтвердивших в установленном порядке факт своего проживания на территории Республики Крым или города Севастополя.
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" подтверждением постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 г. является отметка в паспорте гражданина о его регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на указанную дату либо свидетельство о его регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции.
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. "О внесении изменений в Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", ФЗ N208-ФЗ от 21 июля 2014 г. дополнен статьей 5.1, согласно которой в случае, если гражданин, указанный в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, не имеет возможности подтвердить периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 г, а также размер заработка за периоды работы, имевшие место на указанных территориях до 1 января 2002 г, документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, такие периоды и размер заработка могут быть установлены на основании решения комиссии по реализации пенсионных прав граждан (далее - комиссия) по заявлению гражданина, поданному в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. Характер работы комиссией не подтверждается.
По смыслу приведенных правовых норм в совокупности с пунктом 1 статьи 1 Закона N 208-ФЗ, указанные особенности реализации права на пенсионное обеспечение касаются граждан, приобретших гражданство Российской Федерации в порядке части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Поскольку истец Костиненко В.А. является гражданином Российской Федерации не на основании положений Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", что подтверждается паспортом серии N N, выданным ДД.ММ.ГГГГ ОВД Кунцево "адрес" и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по месту жительства в городе Москва, то реализация его пенсионных прав осуществляется в общем порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", без применения Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Установив указанные обстоятельства, суд пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении указанной части иска.
В соответствии с частью 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Поскольку перечень юридических фактов, имеющих юридическое значение, которые могут быть установлены в судебном порядке, приведенный в части 2 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса РФ, не является исчерпывающим, суды вправе рассматривать дела об установлении и других фактов, если они порождают для заявителя юридические последствия.
К таким юридическим фактам может относиться установление факта постоянного проживания гражданина по конкретному адресу по состоянию на конкретную дату, с целью реализации заявителем права на получение меры социальной поддержки.
В силу статьи 265 Гражданского процессуального кодекса РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
По правилам статьи 267 Гражданского процессуального кодекса РФ в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.
Из содержания приведенных положений процессуального закона следует, что одним из обязательных условий для установления факта, имеющего юридическое значение, является указание заявителем цели, для которой необходимо установить этот факт в судебном порядке, а именно зависят ли от установления данного факта возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав заявителя, заявителем также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения надлежащих документов, удостоверяющих этот факт, или невозможность восстановления утраченных документов.
При обращении в суд истец указал, что установление юридического факта проживания на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 г. необходимо ему для реализации пенсионных прав.
Между тем, как верно указал суд апелляционной инстанции, установление факта постоянного проживания на территории Республики Крым не порождает для истца никаких прав и обязанностей, не может повлечь в дальнейшем каких-либо юридических последствий, поскольку на него не распространяются положения Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Истец в ходе рассмотрения дела не ссылался на то, что от установления юридического факта проживания на территории Республики Крым на 18 марта 2014 г. зависит возникновение, изменение, прекращение иных его личных или имущественных прав, в связи с чем отсутствуют предусмотренные законом основания для установления юридического факта постоянного проживания.
В целом доводы кассационной жалобы сводятся к повторению позиции Костиненко В.А, изложенной в судах первой и апелляционной инстанций, не опровергают выводы судов, сделанные с учетом установленных обстоятельств дела, и не свидетельствуют о существенном нарушении норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
Несогласие истца с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное применение к ним положений закона не означают допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Существенных нарушений норм процессуального права по делу не допущено.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для его отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 19 января 2023 г, с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 25 мая 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 25 мая 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Костиненко В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Ф.Г. Руденко
И.И. Мотина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.