Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Руденко Ф.Г, Мотиной И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Анищенко ФИО7 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области о признании решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости незаконным, включении в страховой стаж периодов работы, назначении страховой пенсии по старости, взыскании компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Анищенко ФИО7, поступившей с делом 29 августа 2023 г, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 15 мая 2023 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, выслушав представителя истца - адвоката Беликову Ж.А, поддержавшую доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Анищенко В.В. обратился в суд с иском к ответчику о признании решения незаконным, включении периодов работы в страховой стаж, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости, ссылаясь на то, что 26 апреля 2021 г. он обратился в ГУ ОПФР по Ростовской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ ОПФР по Ростовской области N 315394/21 от 30 августа 2021 г. истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемой продолжительности документально подтвержденного страхового стажа не менее 42 лет.
В страховой стаж истца включен период работы с 19 мая 2020 г. по 31 декабря 2020 г, остальные периоды не включены по тому основанию, что трудовая деятельность имела место на территории Украины.
Истец полагает, что решение является незаконным, поскольку все периоды его работы отражены в трудовой книжке, и подтверждаются справками.
Полагая свои пенсионные права нарушенными, с учетом уточнений исковых требований, истец просил суд признать незаконным решение ГУ ОПФР по Ростовской области N 315394/21 от 30 августа 2021 г, обязать ГУ ОПФР по Ростовской области включить в страховой стаж периоды работы с 1 сентября 1975 г..по 1 марта 1979 г..- мастер Таганрогского завода сборного железобетона, с 4 апреля 1979 г..по 4 октября 1979 г..- служба в рядах Советской Армии, с 13 октября 1979 г..по 14 октября 1981 г..- слушатель в Макеевском инженерно-строительном институте, с 1 декабря 1981 г..по 1 сентября 1982 г..- учеба в Макеевском инженерно-строительном институте, с 1 сентября 1982 г..по 31 июля 1987 г..главный инженер Амвросий Райселькоммунхоз, с 1 августа 1987 г..по 16 июня 1988 г..- заместитель директора административно-хозяйственной части в Амвросиевском СПТУ N155, с 17 июня 1988 г..по 16 июля 1993 г..- инспектор Амвросиевской таможни, с 19 июля 1993 г..по 31 марта 1997 г, главный инспектор ХЭО Амвросиевской таможни, с 1 апреля 1997 г..по 17 августа 1998 г..- получение пособия по безработице, с 3 декабря 1998 г..по 27 ноября 1999 г..заместитель председателя правления по охране труда в ОАО "Стромацемент", с 1 декабря 1999 г..по 30 августа 2002 г..инженер по охране труда и технике безопасности ХО "СА Интер будмонтаж", с 2 сентября 2002 г..по 30 апреля 2003 г..начальник контрольно-производственного подразделения ЗАО "Интерстроймонтаж", с 1 мая 2003 г..по 29 августа 2007 г..заместитель начальника службы технического контроля ООО "Дорожное строительство "Альтком", с 12 декабря 2007 г..по 15 августа 2008 г..ведущий инженер-технолог ООО "Тувак", с 21 августа 2008 г..по 27 июля 2009 г..- период получения пособия по безработице Амвросиевский районный центр, с 16 сентября 2009 г..по 21 апреля 2010 г..- мастер строительно-монтажных работ в "Корпорация "Донбасмонтажспецстрой" СУ "Механомонтаж" N217, с 22 апреля 2010 г..по 24 июня 2010 г..ведущий инспектор по техническому отделу технического надзора взлетной
полосы ГП "Дирекция по строительству объектов к ЕВРО 2012 в г..Львове", с 29 июня 2010 г..по 28 сентября 2012 г..пособие по безработице Амвросиевский районный центр занятости, с 8 октября 2012 г..по 8 сентября 2013 г..инженер по надзору за зданиями и сооружениями ООО "Цемент", с 12 октября 2015 г..по 3 мая 2016 г..инженер по надзору за зданиями и сооружениями ООО "Донцемент", с 4 мая 2016 г..по 5 декабря 2016 г..инженер по надзору за зданиями и сооружениями ООО "ГП "Цемент Донбасса", с 6 декабря 2016 г..по 31 августа 2017 г..инженер по надзору за зданиями и сооружениями Объединение "Цемент Донбасса", с 1 сентября 2017 г..по 10 июня 2019 г..инженер по надзору за зданиями и сооружениями филиал N1 "ПИК-Цемент", с 11 июня 2019 г..по 13 мая 2020 г..ведущий специалист АО "НИКИМТ Атомстрой" в Народной республике Бангладеш, с 19 мая 2020 г..по 6 мая 2021 г..ведущий специалист АО "НИКИМТ Атомстрой" в Народной республике Бангладеш, обязать ответчика назначить пенсию по старости с 24 июля 2021 г, взыскать компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб.
Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону Ростовской области от 30 ноября 2022 г. исковые требования Анищенко В.В. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 15 мая 2023 г. решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение о частичном удовлетворении исковых требований Анищенко В.В.
Признано незаконным решение ГУ ОПФР по Ростовской области N315394/21 от 30 августа 2021 г.
На Отделение фонда пенсионного и социального страхования Ростовской области возложена обязанность включить следующие периоды в страховой стаж: с 1 сентября 1975 г. по 26 февраля 1979 г. учеба в Амвросиевский индустриальный техникум, с 12 июля 1977 г. по 12 августа 1977 г. работа в Амвросиевском специализированном ремонтном управлении в должности бетонщика, с 10 марта 1978 г. по 17 июля 1978 г. работа в Амвросиевском специализированном ремонтном управлении в должности формовщика, с 4 апреля 1979 г. по 4 октября 1979 г.- служба в рядах Советской Армии, с 1 сентября 1982 г. по 18 июня 1987 г. учеба в Московском инженерно-строительном институте, с 1 августа 1983 г. по 9 сентября 1983 г. Краснолиманская МПМК N21 в должности бетонщика 3 разряда, с 1 июля 1984 г. по 31 июля 1984 г. Кураховский завод железобетонных конструкций в должности формовщика 3 разряда, с 10 июня 1986 г. по 2 августа 1986 г. завод ЖБИ Запорожсемстрой в должности механика цеха N1, с 1 августа 1987 г. по 16 июня 1988 г. Амвросиевский Райселькоммунхоз в должности главного инженера, с 17 июня 1988 г. по 16 июля 1993 г. работа Амросиевский СПТУ -155 в должности заместителя директора по административно хозяйственной части, с 19 июля 1993 г. по 31 марта 1997 г. работа в Амвросиевской таможне в должности инспектора, с 1 апреля 1997 г. по 17 августа 1998 г. Амвросиевская таможня в должности главного инспектора по ХЭО, с 1 декабря 1999 г. по 31 декабря 2001 г. работа в ОАО Стройцемент в должности заместителя председателя правления по охране труда.
На Отделение фонда пенсионного и социального страхования по Ростовской области возложена обязанность назначить Анищенко В.В. страховую пенсию по старости с 24 июля 2021 г.
В остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе истец просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда в части отказа в удовлетворении требований Анищенко В.В. о включении в страховой стаж периодов работы после 2002 г. и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов указывает, что в материалы дела предоставлены сведения из пенсионного фонда Украины (переведенные на русский язык) о том, что Анищенко В.В. состоял в реестре застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования с 1999 г, а также сведения об оплате страховых взносов за периоды работы с 2002 г. по 2013 г. Анищенко В.В. Кроме того, предоставлены справки, подтверждающие периоды работы с октября 2015 г. вплоть до 2021 г. В указанных справках имеются отметки о выплате страховых взносов в пенсионный фонд ДНР.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
Судебное извещение вручено ответчику, также от него поступили возражения на кассационную жалобу истца, в которых он просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения.
Судебное извещение, направленное в адрес истца, возвращено с отметкой об истечении срока хранения.
В соответствии с абзацем вторым пункта 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Поскольку истец уклонился от получения почтовой корреспонденции, в связи с чем почтовое извещение возвращено в суд кассационной инстанции с отметкой об истечении срока хранения, судебная коллегия приходит к выводу, что он о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, либо с помощью иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
При таких обстоятельствах, в целях скорейшего рассмотрения и разрешения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, выслушав участника процесса, обсудив кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой инстанции установлено, что Анищенко В.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 26 мая 2021 г. посредством МФЦ обратился в ОПФР по Ростовской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей. 8 Федерального закона N 400 от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях".
Решением ГУ ОПФР по Ростовской области от 30 августа 2021 г. N 31 Анищенко В.В. отказано в назначении страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемой продолжительности документально подтвержденного страхового стажа не менее 42 лет.
Из заявления Анищенко В.В. следует, что истец изъявил желание о назначении пенсии по имеющимся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда сведениям индивидуального (персонифицированного) учета без предоставления дополнительных сведений о стаже и заработке.
Разрешая данный спор и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, исходил из того, что Анищенко В.В. на дату обращения (26 мая 2021 г.) не достиг возраста, дающего права на назначение пенсии в соответствии с действующим законодательством, а также продолжительности документально подтвержденного страхового стажа не менее 42 лет.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, отменил решение суда и удовлетворил исковые требования частично указав, что по состоянию на 24 июля 2021 г. страховой стаж истца составляет 16 лет 08 месяцев 18 дней с учетом периода учебы и службы, величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) - 26, 046, при требуемом стаже не менее 12 лет и ИПК - 21. Право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" наступило у заявителя по достижению возраста 61 год и 6 месяцев, то есть с 24 июля 2021 г.
Выводы суда апелляционной инстанции в части удовлетворения исковых требований Анищенко В.В. истцом в кассационной жалобе не обжалуются и предметом проверки суда кассационной инстанции н являются.
Отказывая в удовлетворении требований Анищенко В.В. о включении в страховой стаж периодов получения пособия по безработице с 3 декабря 1998 г. по 27 ноября 1999 г.; с 7 сентября 2007 г. по 11 декабря 2007 г.; с 16 сентября 2009 г. по 21 апреля 2010 г.; с 8 октября 2012 г. по 8 сентября 2013 г, судебная коллегия исходила из того, что указанные периоды получения пособия по безработице не подтверждены материалами дела, иные следующие периоды работы, заявленные истцом, также не подтверждены материалами дела и не могут быть включены в стаж.
Кроме того, судебная коллегия отказала в удовлетворении требований истца о взыскании компенсации морального вреда с пенсионного органа, поскольку действующим законодательством не предусмотрена возможность компенсации морального вреда в случае нарушения пенсионных прав гражданина, доказательств причинения вреда здоровью истца, нарушения его личных неимущественных прав в результате действий ответчика суду не представлено.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
13 марта 1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Украина, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 г.).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.
Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) (часть 1.2).
С учетом положений статьи 35 Федерального закона N400-ФЗ, в 2021 г. для мужчин, достигших возраста выхода на пенсию, продолжительность стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости составляет 12 лет, величина ИПК составляет 21.
При установлении пенсии гражданам, приобретшим пенсионные права на территориях государств-республик бывшего СССР, во всех случаях территориальные органы ПФР проводят работу по подтверждению трудового (страхового) стажа и заработка соответствующими компетентными органами, осуществляющими пенсионное обеспечение на территории государств-республик бывшего СССР.
С 1991 г, надлежаще подтвержденными считаются сведения, если они поступили в ответ на запрос территориального органа ПФР в компетентный орган, осуществляющий пенсионное обеспечение соответствующего государства, и перенаправленный им для ответа в архивную организацию или работодателю, и подтверждают сведения, содержащиеся в представленных заявителем документах о страховом (трудовом) стаже, а также документов о заработной плате, выданных после указанной даты.
Таким образом, сведений, имеющихся в трудовой книжке лица, обратившегося за назначением пенсии, для подсчета и подтверждения страхового стажа недостаточно.
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2002 г. и действовал до 1 января 2015 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Пунктом 2 статьи 29 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который не применяется с 1 января 2015 г, за исключением норм, регулирующих порядок исчисления размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в части, ему не противоречащей, было предусмотрено, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила N 1015).
Согласно пункту 5 Правил N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил N 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подпункт "а" пункта 6 Правил N 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт "б" пункта 6 Правил N 1015); единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов (подпункт "в" пункта 6 Правил N 1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подпункт "г" пункта 6 Правил N 1015).
Пунктом 11 Правил N 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015).
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).
Документы, необходимые для установления пенсии, могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов" (пункт 52 Перечня).
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В материалах дела имеются сведения из пенсионного фонда Украины (переведенные на русский язык) о том, что Анищенко В.В. состоял в реестре застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования с 1999 г.
В выписке из реестра застрахованных лиц, выданной Пенсионным фондом Украины, содержатся сведения об оплате страховых взносов за периоды работы Анищенко В.В. с 2002 г. по 2013 г.
Согласно индивидуальным сведениям застрахованного лица в 2002 г. Анищенко В.В. были уплачены страховые взносы за период его работы в ОАО "Стромацемент" с января 2002 г. по август 2002 г. в размере 6717, 50 грн.
В 2003 г. страховые взносы Анищенко В.В. уплачены за январь 2003 г. Частным акционерным обществом "Строительная ассоциация Интерстроймонтажа", и с мая 2003 г. по август 2007 г. ЗАО "Строительная ассоциация Интерстроймонтажа" в размере 9600 грн.
В 2004 г. за Анищенко В.В. уплачены страховые взносы в размере 14 400 грн, в 2005 г. - 14 304, 21 грн, в 2006 г. в размере 16 763, 63 грн, в 2008 г. - 16 359, 96 грн, в 2010 г. - 67 749, 34 грн, в 2011 г. - 103 705, 89 грн, в 2012 г. - 39 634, 96 грн, в 2013 г. - 8000 грн. Имеются сведения о страхователях, уплативших указанные страховые взносы (л. д. 40 оборот - 43 т. 1).
Между тем, представленным в материалы дела доказательствам ни судом первой, ни судом апелляционной инстанции, не дано никакой правовой оценки.
Суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ (абзац второй части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Между тем суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ).
В апелляционном определении указываются обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления, мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле; выводы суда по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления (пункты 5 и 7 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса РФ).
В абзаце первом пункта 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16) разъяснено, что, по смыслу статьи 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Согласно разъяснениям, данным в абзаце первом пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16, по смыслу части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, при повторном рассмотрении дела судом апелляционной инстанции применяются, в частности, правила о подготовке дела к судебному разбирательству (глава 14 Гражданского процессуального кодекса РФ), правила исследования и оценки доказательств (глава 6 и статьи 175 - 189 Гражданского процессуального кодекса РФ), правила о принятии решения суда (части 1, 2 статьи 194 Гражданского процессуального кодекса РФ), правила о составлении мотивированного решения суда (части 1, 2 статьи 199 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Если судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ), то суду апелляционной инстанции следует поставить на обсуждение вопрос о представлении лицами, участвующими в деле, дополнительных (новых) доказательств и при необходимости по их ходатайству оказать им содействие в собирании и истребовании таких доказательств. Суду апелляционной инстанции также следует предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные (новые) доказательства, если в суде первой инстанции не установлены обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 2 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ), в том числе по причине неправильного распределения обязанности доказывания (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ) (пункт 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них (пункт 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16).
Из приведенных норм процессуального закона и разъяснений по их применению следует, что суд апелляционной инстанции должен исправлять ошибки, допущенные судом первой инстанции при рассмотрении дела, поэтому он наделен полномочиями по повторному рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных законом (главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ) для производства в суде апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции допущенные судом первой инстанции нарушения норм права не исправил, надлежащей правовой оценки представленным истцом доказательствам не дал, вследствие чего выводы суда апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований Анищенко В.В. о включении в страховой стаж периодов с 2002 г. по 2013 г. нельзя признать законными и обоснованными.
Допущенные нарушения норм права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов ответчика.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 15 мая 2023 г. в части отказа в удовлетворении требований Анищенко В.В. о включении в страховой стаж периодов с 2002 г. по 2013 г. вынесено с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, вследствие чего подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, определить обстоятельства, имеющие значение для дела, дать оценку представленным доказательствам и доводам сторон с соблюдением требований статей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и разрешить спор в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 15 мая 2023 г. отменить в части отказа в удовлетворении требований Анищенко ФИО7 о включении в страховой стаж периодов с 2002 г. по 2013 г, в отмененной части дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Ростовский областной суд.
В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 15 мая 2023 г. оставить без изменения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Ф.Г. Руденко
И.И. Мотина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.