Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Черкасовой Е.В, Мотиной И.И, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску регионального отделения Краснодарского края Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов с ампутацией и иными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата "Опора", действующей в интересах Курской И.В, к государственному учреждению - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное средство реабилитации, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе регионального отделения Краснодарского края Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов с ампутацией и иными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата "Опора", действующей в интересах Курской И.В, поступившей с делом 7 сентября 2023 г, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 31 мая 2023 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, выслушав представителей регионального отделения Краснодарского края Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов с ампутацией и иными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата "Опора" Бобрий А.А, Курскую И.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения представителя ответчика Демидовой И.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
региональное отделение Краснодарского края Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов с ампутацией и иными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата "Опора"", действуя в интересах Курской И.В, обратилось в суд с иском к государственному учреждению - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании суммы компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет техническое средство реабилитации, компенсации морального вреда.
В обоснование требований указано, что Курская И.В. является инвалидом 3 группы бессрочно и членом Регионального отделения Краснодарского края Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов с ампутацией конечностей и иными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата "Опора". Индивидуальной программой реабилитации или абилитации от 26 марта 2021 г. установлено, что Курская И.В. нуждается в предоставлении технических средств реабилитации (далее - ТСР) в виде: 8-04-02 протеза предплечья с внешним источником энергии. Для изготовления протеза Курская И.В. обратилась в компанию ООО "Южный региональный центр протезирования и ортопедии, заключила с ООО "Южный региональный центр протезирования и ортопедии" договор от 15 июля 2021 г. на изготовление (поставку) протезно-ортопедических изделий и самостоятельно приобрела: 8-04-02 протез предплечья с внешним источником энергии на сумму 6 722 010 руб. Обязательство по оплате ТСР исполнено в полном объеме, ТСР получено Курской И.В. 9 февраля 2022 г. 10 февраля 2022 г. Курская И.В. по почте направила заявление и комплект подтверждающих документов для получения компенсации в Краснодарское отделение РО ФСС РФ (Филиал N17), которые были получены Учреждением 15 февраля 2022 г. На дату подачи искового заявления ответчиком компенсация за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации не выплачена. Указанные обстоятельства явились поводом для обращения в суд.
На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований, истец просит суд признать незаконным бездействие Государственного учреждения-Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по невыплате Курской И.В. компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет техническое средство реабилитации в полном объеме. Взыскать с Государственного учреждения-Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Курской И.В. за самостоятельно приобретенный протез предплечья с внешним источником энергии недоплаченную сумму компенсации в размере 6 374 241, 46 руб. и сумму компенсации морального вреда в размере 20000 руб.
Решением Октябрьского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 15 ноября 2022 г. исковые требования удовлетворены частично.
Суд постановил:признать незаконным бездействие Государственного учреждения - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по невыплате Курской И.В. компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет техническое средство реабилитации в полном объеме.
Взыскать с Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Курской И.В. за самостоятельно приобретенный протез предплечья с внешним источником энергии недоплаченную сумму компенсации в размере 6 374 241, 46 руб.
В остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 31 мая 2023 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение в об отказе в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе региональное отделение Краснодарского края Общероссийская общественная организация "Всероссийское общество инвалидов с ампутацией и иными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата "Опора", действующая в интересах Курской И.В, выражает несогласие с апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 31 мая 2023 г. В обоснование доводов указывает, что отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в иске суд апелляционной инстанции исходил из того, что суд первой инстанции необоснованно взыскал с ответчика компенсацию за приобретенный истцом протез исходя из стоимости протеза, являющегося предметом закупки, осуществленной Ростовским региональным отделением Фонда социального страхования РФ по контракту от 16 сентября 2021 г. N 929 (стоимостью 6 722 010, 00 руб.), поскольку последним исполненным контрактом на изготовление протеза, аналогичного приобретенному истцом, является государственный контракт N 024 от 3 февраля 2021 г, заключенный Краснодарским региональным отделением Фонда социального страхования РФ с ООО "Медицинский производственный реабилитационный центр "Ортопром" (стоимость аналогичного протеза составляет 347 768, 00 руб.); Курская И.В. приобрела протез с характеристиками, не поименованными в ИПРА, указаний на какие-либо конкретные характеристики протеза ИПРА инвалида не содержит; изменения в ИПРА инвалида не вносились. Апелляционный суд сослался также на решение Верховного Суда РФ от 31 марта 2016 г. N АКПИ16-57 об отказе административному истцу в признании недействующими некоторых положений утвержденного приказом Минздрава от 31 января 2011 г N 57н Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (далее - Порядок).
Выражая несогласие с такими выводами суда апелляционной инстанции, истец ссылается на то, что в соответствии с пунктом 3 Порядка (в редакции, действовавшей на момент обращения Курской И.В. с заявлением о компенсации) компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации (далее - ТСР) и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости однородного технического средства реабилитации и (или) однородной услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 февраля 2018 г. N 86н.
Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления характеристик, а также наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных вышеназванной классификацией.
Таким образом, компенсация за самостоятельно приобретенное ТСР должна производиться в размере стоимости приобретенного протеза, но не выше стоимости однородного ТСР, предоставляемого уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, являющегося аналогичным самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом.
Исходя из вышеизложенных положений Правил размер стоимости однородного ТСР принимается для определения размера компенсации за самостоятельно приобретенное ТСР, если указанное ТСР отвечает двум критериям: оно предоставляется уполномоченными органами в соответствии с ИПРА инвалида и является аналогичным (по техническим характеристикам) приобретенному инвалидом за собственный счет. Если же протез приобретен инвалидом по цене, превышающей стоимость закупленного уполномоченным органом аналогичного протеза, компенсация выплачивается в размере названной стоимости. При этом разница в стоимости приобретенного за собственный счет протеза и аналогичного протеза, закупленного уполномоченным органом, не возмещается.
Протез предплечья с внешним источником энергии, являющийся предметом государственного контракта от 16 сентября 2021 г. N 929, отвечает указанным критериям: изготовлен ФГУП "ЦИТО" для обеспечения протезом инвалида, по заказу уполномоченного органа - Ростовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (вне рамках ИПРА ТСР за счет бюджетных средств не предоставляется) и является аналогичным (идентичным) протезу предплечья с внешним источником энергии, самостоятельно приобретенному Курской И.В. по договору поставки от 15 июня 2021 г. N 0ЮТ-000443, заключенному с ООО "Южный региональный центр протезирования и ортопедии". Курская И.В. приобрела протез за свой счет по той же цене, что и Ростовское отделение ФСС РФ по государственному контракту от 16 сентября 2021 г. N 929. Аналогичность (идентичность) данных протезов подтверждается их техническими характеристиками, содержащимися в технических заданиях к государственному контракту от 16 сентября 2021 г. N 929 и договору поставки от 15 июня 2021 г. N 0ЮТ-000443 и ответчиком не оспаривается. В связи с чем, суд первой инстанции обоснованно указал, что размер компенсации за самостоятельно приобретенное Курской И.В. ТСР должен составлять 6 722 010, 00 руб, а не 347 768, 00 руб, как это неверно указал ответчик.
В целях определения размера компенсации за техническое средство реабилитации (далее также ТСР), приобретенные инвалидами (ветеранами) за собственный счет, Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 февраля 2018 г. N86н утверждена Классификация технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. N 2347-р (далее - Классификация).
Согласно Классификации, ТСР подразделяются на виды и наименования с присвоением определенного цифрового кода (шифра) виду ТСР. "Протез предплечья с внешним источником энергии" (приказом Минтруда от 5 марта 2021 г. N 108 слова "с внешним источником энергии" заменены словами "с микропроцессорным управлением") имеет код "8-04-02". При этом каждый вид ТСР имеет множество модификаций с различными техническими характеристиками, которые в Классификации не отражаются. Так, например, "протез предплечья с внешним источником энергии" является предметом как государственного контракта N 024 от 3 февраля 2021 г. (позиция 10) стоимостью 347 768, 54 руб, так и государственного контракта от 16.09.021 N 929 стоимость 6 722 010 руб.
Индивидуальной программой реабилитации инвалида от 26 марта 2021 г. N 423.16.23/2021 Курской И.В. рекомендован протез правого предплечья с внешним источником энергии. Каких-либо иных сведений, характеристик и модификаций протеза ИПРА Курской И.В. не содержит и содержать не должна.
Так, порядок разработки ИПРА утвержден Приказом Минтруда России от 13 июня 2017 г. N486н "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм". ИПРА имеет утвержденную форму (Приложение N 2 к Приказу) и не допускает внесения в нее дополнительной информации. Характеристики самостоятельно приобретенного Курской И.В. протеза и протеза, являющегося предметом контракта от 3 февраля 2021 г. N 024 подробно исследовались и сравнивались судом первой инстанции.
В связи с изложенным, выводы апелляционной инстанции о том, что не имеется оснований для выплаты Курской И.В. компенсации в размере, превышающем 347 768, 54 руб, ввиду того, что его ИПРА не содержит технических характеристик протеза и в нее не вносились изменения, не основаны на законе.
Заключением медико-технической экспертизы ГУ - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 11 апреля 2022 г. установлено соответствие протеза с микропроцессорным управлением, самостоятельно приобретенного Курской И.В, классификации технических средств (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. N 2347-р. Судом первой инстанции исследовался Акт медико-технической экспертизы, проведенной ООО "ЮРЦПО" в соответствии с ГОСТ Р 59544-2021 с целью изготовления протеза Курской И.В. Специалистами протезного предприятия установлено, что протезом предплечья с микропроцессорным управлением Курская И.В. обеспечивается впервые. Учитывая высокий уровень реабилитации инвалида, активный образ жизни, профессиональную деятельность (работает воспитателем в детском саду), водит автомобиль, отсутствие ведущей (правой) верхней конечности, ей был рекомендован протез, способный более полно компенсировать ограничения её жизнедеятельности.
Поскольку только протезно-ортопедическое предприятие, оказывающее услуги по протезированию, определяет реабилитационный потенциал человека, именно специалисты ООО "ЮРЦПО" рекомендовали и изготовили Курской И.В. протез, способный возможно более полно компенсировать ограничения его жизнедеятельности. И именно такой протез должен был быть предоставлен Курской И.В. в случае предоставления его в натуре.
Апелляционный суд, не обладая специальными познаниями в области протезирования, положил в основу судебного постановления довод ответчика о том, что Курская И.В. приобрела протез с характеристиками, не поименованными в ИПРА и не дал оценку выводам специалистов протезной организации о нуждаемости её на данный момент в протезе с конкретными техническими характеристиками, указанными в Акте МТК от 29 марта 2021 г.
Ссылку суда апелляционной инстанции на решение Верховного Суда РФ от 31 марта 2016 г. N АКПИ16-57 считает несостоятельной в силу того, что выводы Верховного Суда РФ по указанному делу о том, что выплата инвалиду вместо непосредственного предоставления технического средства реабилитации денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство должна производится в размере, не превышающем стоимость аналогичного технического средства реабилитации, предоставляемого уполномоченным органом в установленном порядке, не опровергают позицию истца и не подтверждают законность выводов апелляционной инстанции Краснодарского краевого суда по настоящему спору. В настоящем споре заявлены требования о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное Курской И.В. техническое средство реабилитации, в размере, не превышающем стоимость аналогичного технического средства реабилитации, предоставляемого уполномоченным органом в установленном порядке, что подтверждается размещенным в единой информационной системе закупок государственным контрактом от 16 сентября 2021 г. N 929.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Курской И.В. установлена третья группа инвалидности по общему заболеванию (л. д. 13).
Курская И.В. состоит на учете по обеспечению техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями в Филиале N17 Краснодарского регионального отделения.
Индивидуальной программой реабилитации или абилитации от 26 марта 2021 г. N423.16.23/2021 (далее - ИПРА) установлено, что Курская И.В. нуждается в предоставлении технических средств реабилитации (далее - ТСР) в виде: 8-04-02 протеза предплечья с внешним источником энергии.
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ N 108н с 5 марта 2021 г. внесены изменения в названия вида технических средств реабилитации, а именно "протез предплечья с внешним источником энергии" в дальнейшем именуется "протез предплечья с микропроцессорным управлением".
11 апреля 2022 г. специалистом Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации составлено заключение, согласно которому Курская И.В. нуждается в обеспечении "протезом предплечья с микропроцессорным управлением" (л. д. 30).
15 июля 2021 г. между ООО "Южный региональный центр протезирования и ортопедии" и Курской И.В. заключен договор, согласно которым исполнитель обязался изготовить и передать Курской И.В. протез предплечья с внешним источником энергии в количестве 1 шт, с описанными характеристиками возможностей технического средства. Стоимость работ по договору составила 6 722 010 руб. (л. д. 21-22).
1 февраля 2022 г. сторонами договора подписаны двусторонний акт сдачи-приемки работ, согласно которому исполнитель передал, заказчик получил указанное техническое средство реабилитации: 8-04-02 протез предплечья с внешним источником энергии (л. д. 23).
Согласно платежному поручению N 244 от 1 февраля 2022 г. ООО КБ "ГТ банк" г. Краснодар в счет оплаты Курской И.В. платных услуг по договору от 15 июля 2021 г. перечислило ООО "Южный региональный центр протезирования и ортопедии" денежные средства в размере 6 722 010 руб. (л. д. 25).
10 февраля 2022 г. в ГУ - Краснодарское региональное отделение ФСС РФ направлено заявление о выплате Курской И.В. компенсации за самостоятельно приобретенный протез предплечья с внешним источником энергии (л. д. 33 -34).
В соответствии с платежным поручением N 7412 от 24 августа 2022 г. Курской И.В. перечислена оплата компенсации расходов инвалида за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в размере 347 768, 54 руб. (л. д. 86).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в части выплаты ответчиком полной компенсации за самостоятельно приобретенное средство реабилитации, суд первой инстанции руководствовался статьями 10, 11, 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Порядком выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, пришел к выводу о том, что Курская И.В. имеет право на компенсацию расходов за приобретенное ей техническое средство реабилитации, исходил из того, что Курская И.В. приобрела средства реабилитации с учетом конкретных характеристик протеза, и последним исполненным Государственным контрактом, по которому осуществлялось приобретение протеза с однородными характеристиками, являлся контракт от 16 сентября 2021 г. N 929, согласно которому ГУ - Ростовским региональным отделением ФСС РФ приобретен "протез предплечья с внешним источником энергии" по цене 6 722 010 руб. Так же суд первой инстанции в обосновании мотивов принятия решения указал, что произведенная ответчиком выплата в размере 347 768, 54 рублей не достаточна, поскольку протез, приобретенный за данную сумму по Государственному контракту N024 позволит Курской И.В. осуществлять только сжатие и разжатие кисти руки и не компенсирует все анатомические и физиологические функции кисти для рабочей деятельности и самообслуживания.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда не согласилась с выводами суда первой инстанции.
Сославшись на положения статей 10, 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", положения Порядка, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н, суд апелляционной инстанции указал, что протез, рекомендованный Курской И.В. в индивидуальной программе реабилитации, присутствует в исполненном в полном объеме государственном контракте N 024 от 3 февраля 2021 г, заключенном ГУ-КРО ФСС РФ с филиалом ООО "Медицинский производственный реабилитационный центр "Ортопром". Срок действия контракта - по 30 сентября 2021 г. Именно он является последним, исполненным в полном объеме государственным контрактом на дату подачи истцом заявления о компенсации расходов за приобретенный протез плеча с внешним источником энергии, в соответствии с индивидуальной программой реабилитациии. С учетом требований пункта 15(1) Правил и пункта 4 Порядка, максимально соответствующая сумма протеза предплечья с внешним источником энергии в последнем исполненном Контракте составляет 347 768, 54 руб, которая была перечислена ответчиком истцу.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции данный вывод суда апелляционной инстанции считает основанным на неправильном толковании и применении норм материального права.
Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (статья 7, часть 2), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты и относит определение объема и условий их предоставления отдельным категориям граждан к компетенции законодателя.
Действуя в рамках предоставленных полномочий, законодатель в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрел, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть первая статьи 10), определилпонятие индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (часть первая статьи 11), установилправо инвалидов на компенсацию в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если он приобрел и (или) оплатил их за собственный счет, предусмотрев порядок определения предельного размера стоимости технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги (часть шестая статьи 11), а также закрепил возможность обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, и иными заинтересованными организациями (часть четырнадцатая статьи 11.1).
В соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона N 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) организма является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги которые должны быть предоставлены инвалиду.
В соответствии с абзацем 1 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы и включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности оформляется ИПР инвалида.
Как следует из вышеуказанной статьи, решение об обеспечении инвалидов техническими средствами принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.
При этом, как следует из абзаца 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятии, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила).
В абзаце втором пункта 2 Правил (в редакции на момент обращения Ишеева Т.Н. с заявлением о выплате компенсации - 19 марта 2022 г.) предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абзаца первого пункта 4 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
В пункте 15(1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определено, что в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с Правилами.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, в пункте 3 которого установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им утвержденных данным Порядком документов. Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации. Определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, заключения медико-технической экспертизы (в случаях, указанных в подпункте "б" пункта 5 данного порядка), а также стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок технических средств реабилитации и (или) услуг (пункты 5, 6, 7 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации).
В соответствии с пунктом 15(1) Правил соответствие приобретенного инвалидом (ветераном) за собственный счет технического средства (изделия) и (или) оплаченной им услуги по ремонту предоставляемым техническим средствам (изделиям) и (или) услугам по их ремонту устанавливается уполномоченным органом на основании утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в целях определения размера компенсации классификации технических средств (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, а также на основании заключения медико-технической экспертизы в отношении технических средств (изделий), перечень которых устанавливается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 5 статьи 11 Федерального закона N187-ФЗ индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.
Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован. При этом действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период в случае их непредоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине. В такой ситуации право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования техническими средствами реабилитации осуществляется путем выплаты инвалиду денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н.
Судом установлено, что Курская И.В. состоит на учете по обеспечению техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями в Филиале N17 Краснодарского регионального отделения ГУ - ФСС РФ.
Курская И.В. 10 февраля 2022 г. по почте направила заявление и комплект подтверждающих документов для получения компенсации в Краснодарское отделение РО ФСС РФ (Филиал N17) (далее - Фонд), которые были получены 15 февраля 2022 г.
Компенсация за самостоятельно приобретенное ТСР была перечислена Фондом в сумме 347 768, 54 руб.
Ответчик полагает, что применение Государственного контракта N929 от 16 сентября 2021 г, заключенного ГУ - Ростовским региональным отделением Фонда социального страхования РФ не соответствует Порядку, в то время как Курской И.В. правомерно произведена выплата на основании последней закупки аналогичного ТСР согласно контракту N024 от 3 февраля 2021 г.
В соответствии с пунктом 2 Порядка, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N57н (в редакции, действующей на момент обращения Курской И.В. с заявлением о выплате компенсации - 10 февраля 2022 г.), компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему в порядке, установленном статьей 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению техническими средствами реабилитации (далее уполномоченные органы) по месту жительства инвалида.
В соответствии с пунктом 3 Порядка компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости однородного технического средства реабилитации и (или) однородной услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 февраля 2018 N 86н.
Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления характеристик, а также наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных вышеназванной классификацией.
В классификации технических средств реабилитации в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N2347-р, в разделе "Технические средства реабилитации" перечислены протезы и ортезы с указанием наименования и номера вида технического средства реабилитации (изделий).
В разделе 8.04 Классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утв. Приказом Минтруда России от 13 февраля 2018 г. N86н предусмотрен протез предплечья с микропроцессорным управлением (8-04-02).
В соответствии с пунктом 6 Порядка, решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня принятия заявления о выплате компенсации. Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации. Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом на основании результатов медико-технической экспертизы.
Определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, заключения медико-технической экспертизы (в случаях, указанных в пункте 5 Порядка), а также стоимости однородного технического средства реабилитации и (или) однородной услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок технических средств реабилитации и (или) услуг (пункт 7 Порядка).
Согласно пункту 4 Порядка размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки однородного технического средств; реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Последней по времени осуществления закупкой однородного технического средства реабилитации и (или) оказания однородной услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме).
Согласно абзацу 3 пункта 4 Порядка, в случае если уполномоченным органом закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не состоялась либо закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг осуществлялась более чем за 3 года до даты подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, стоимость соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки однородных технических средств реабилитации и (или) оказания однородных услуг, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации.
Согласно абзацу 4 пункта 4 Порядка, в случае если уполномоченными органами закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг на территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации, не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) услуг не состоялась либо закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг осуществлялась более чем за 3 года до даты подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, стоимость соответствующего технического средства и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки однородного технического средства реабилитации и (или) однородной услуги, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым уполномоченным органом, расположенным в пределах территории Российской Федерации.
Последней по времени осуществления закупкой однородного технического средства реабилитации и (или) оказания однородной услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме).
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений следует, что они закрепляют право инвалида на получение компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида, порядок реализации этого права, а также порядок выплаты уполномоченными органами и определения ими размера компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации, который не может быть более стоимости соответствующего технического средства реабилитации, предоставляемого уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Индивидуальной программой реабилитации инвалида от 26 марта 2021 г. N423.16.23/2021 (ИПР) установлено, что Курская И.В. нуждается в предоставлении технических средств реабилитации (далее - ТСР) в виде: 8-04-02 протеза предплечья с внешним источником энергии.
Согласно Классификации, ТСР подразделяются на виды и наименования с присвоением определенного цифрового кода (шифра) виду ТСР.
Приказом Минтруда от 5 марта 2021 г. N 108н "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации" в пункт 8 Классификации внесены изменения: в позициях 8-04, 8-04-01, 8-04-02, 8-04-03, 8-07-12, 8-07-13 в графе "Вид и наименование технического средства реабилитации (изделия), рекомендованного индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (заключением об обеспечении ветерана изделиями)" слова "с внешним источником энергии" заменить словами "с микропроцессорным управлением".
Порядок разработки ИПРА утвержден Приказом Минтруда России от 13 июня 2017 г. N486н "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм", действующий до 7 августа 2023 г. (Документ утратил силу в связи с изданием Приказа Минтруда России от 26 июня 2023 г. N 545н) (далее - Порядок N 486н).
Согласно пункта 5 Порядка N486н, разработка ИПРА включает этапы: проведение реабилитационно-абилитационной экспертной диагностики; оценка реабилитационного и абилитационного потенциала; определение реабилитационного и абилитационного прогноза; определение реабилитационных или абилитационных мероприятий, технических средств реабилитации, товаров и услуг, позволяющих инвалиду восстановить (сформировать) (полностью или частично) или компенсировать (полностью или частично) утраченные способности к выполнению бытовой, общественной, профессиональной деятельности с учетом его потребностей.
Согласно пункта 6 Порядка N 486н разработка ИПРА инвалида осуществляется специалистами Бюро медико-социальной экспертизы в части рекомендаций для обеспечения техническими средствами реабилитации и услугами по реабилитации или абилитации, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета, на основании Перечня медицинских показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.
В Перечне показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденных Приказом Минтруда России от 5 марта 2021 г. N106н (далее - Перечень) указано, что протезы с микропроцессорным управлением подбираются индивидуально, исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности (состояния организма), вызванных стойким расстройством функций организма, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально- бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных, в целях компенсации следующих возможных ограничений жизнедеятельности: способность к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, трудовой деятельности. Протезы верхних конечностей с микропроцессорным управлением подбираются инвалиду, с учетом электрической активности управляющих мышц культи и мышц - антагонистов, при условии использования в целях компенсации или устранения имеющихся у инвалида и ребенка-инвалида стойких ограничений жизнедеятельности.
ИПРА инвалида имеет утвержденную форму (является Приложением N 2 к Приказу Минтруда России от 13 июня 2017 г. N486н) и не допускает внесения в нее дополнительной информации. Таким образом, именно Фонд социального страхования является тем уполномоченным органом, к компетенции которого законодатель относит определение размера компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом ТСР, исходя из конкретных характеристик изготовленного протеза, так как в ИПРА инвалида их не содержится.
Для изготовления протеза Курская И.В. обратилась в компанию ООО "Южный региональный центр протезирования и ортопедии" (ООО "ЮРЦПО"), где была осмотрена, обследована комиссией (Акт медико-технической комиссии от 15 июля 2021 г.), и ей был рекомендован протез в определенной комплектации, который она в последующем и заказала.
Курская И.В. заключила с ООО "Южный региональный центр протезирования и ортопедии" (ООО "ЮРЦПО") Договор N 0ЮУТ-000443 от 15 июля 2021 г. на изготовление (поставку) протезно-ортопедических изделий и самостоятельно приобрела: 8-04-02 протез предплечья с внешним источником энергии на сумму 6 722 010 руб. Обязательство по оплате ТСР исполнено ею в полном объеме и подтверждается Платежным поручением от 1 февраля 2022 г. N244. ТСР получено Курской И.В. (Акт сдачи-приемки работ от 1 февраля 2022 г. N0ЮУТ-000035, Товарная накладная от 1 февраля 2022 г. NУТ-35).
Курская И.В. при самостоятельном приобретении протеза руководствовалась индивидуальными потребностями, утвержденной ИПР, Актом медико-технической комиссии от 15 июля 2021 г..и приобрела его в следующей модификации, аналогичной по наименованию, виду, техническим характеристикам и цене, указанным в государственном контракте от 16 сентября 2021 г..N 929: "Протез предплечья с внешним источником энергии предназначен для компенсации врожденных и ампутационных дефектов предплечья, включая длинные культи при сохранении активного локтевого сустава: с биоэлектрическим программным управлением, с возможностью изменения программы положения кисти через мобильное устройство для пациентов с электрической активностью управляющих мышц культи не менее 70 мкВ, с длиной культи не менее 8 см от локтевого сгиба; протез состоит из двух основных частей: гильзы и модуля кисти; кисть, артикул Quantumpk7, страна происхождения Россия, миоэлектрическая: возможностью управления кистью как от двух, так и от одного электрода для пациентов, имеющих одну работоспособную группу мышц; с двумя независимыми системами пропорционального управления скоростью и силой схвата, обеспечивающей естественную и скоординированную работу всех пяти пальцев с повышенной скоростью и точностью движений, жестов искусственной кисти, с активной функцией предотвращения непроизвольного выпадения схватываемых предметов; большой палец кисти с ручным управлением движений и электромеханическим управлением движений приведение-отведение, с возможностью позиционирования в пределах всего диапазона приведения-отведения и электромеханическим управлением сгибания- разгибания; 2-5 пальцы с электромеханическим управлением, подвижностью в пястно-фаланговом и среднем суставах, обеспечивает 24 варианта схвата; 4 способа переключения видов схватов кисти: управление при помощи мышц, мобильного программного обеспечения, радиомодулей и встроенной гироскопической системы; минимальное время схвата кисти из полностью открытой в положение кулак 0, 8
секунды; пассивная ротация в запястье в объеме 360 градусов. Аккумулятор оснащен защитой от замыкания, перенапряжения, глубокого разряда и нарушения температурного диапазона заряда, внутренний 2х элементный, литиево-ионный, емкостью 2000 мАч, с рабочим напряжением 7, 4 В. Несущая гильза геометрическая копия сохранившейся конечности из литьевого слоистого пластика на основе связующих смол; внутренняя культеприемная гильза из литьевого слоистого пластика на основе связующих смол; устройство зарядное, для литиево-ионных аккумуляторов, оснащенное блоком питания от промышленной сети, рабочее напряжение 100-240В (в пределах диапазона), блоком питания от автомобильной сети 10- 30 В (в пределах диапазона), набором штекеров, магнитным зарядным соединением и индикатором уровня заряда. Срок службы не менее 48 месяцев".
При этом, компенсация выплачена в размере 347 768, 54 руб. Указанная компенсация предусмотрена за протез предплечья с внешним источником энергии (позиция 10 Государственного контракта от 3 февраля 2021 г. N024, заключенного ГУ - Краснодарским Региональным отделением Фонда социального страхования РФ): "Протез предплечья с внешним источником энергии. Состоит из индивидуально подогнанных приёмной и несущей гильз, изготовленных из литьевого слоистого пластика на основе акриловых смол, комплекта РСУ для длинной культи предплечья, кисти с электронной системой управления, с высокопрочной силиконовой косметической оболочкой телесного цвета, армированной нейлоновой сеткой. Приемная гильза предплечья выполнена по типу ниспадающей, с ремешковым креплением, протез имеет биоэлектрическое управление работы кисти. Источник питания встраивается в несущую гильзу. Изменение электрических потенциалов, возникающее при сокращении мышц культи предплечья, позволяет разводить и сводить пальцы искусственной кисти с фиксацией пальцев в положение "Схват", конструкция кисти обеспечивает пассивную бесступенчатую ротацию с регулируемой тугоподвижностью. Внешне косметическая оболочка кисти в мельчайших деталях соответствует живой человеческой руке (цвет кожи, папиллярные линии, вены, ногти, суставы)".
Следовательно, усматривается значительная разница в комплектации протезов.
Протез, по которому произведена оплата в размере 347 768, 54 руб, позволяет пациенту осуществлять только сжатие и разжатие кисти руки (один хват - противопоставление одного пальца четырем и все), что не компенсирует все анатомические и физиологические функции кисти для рабочей деятельности и самообслуживания.
Государственный контракт N 024 не содержит протеза с характеристиками, максимально приближенными к характеристикам протеза, приобретенного Курской И.В.
Таким образом, разница между протезами существенная, специалистами Фонда расчет произведен субъективно, без учета индивидуальных потребностей инвалида, не сопоставлены технические и функциональные характеристики приобретенного протеза и протеза, приобретенного Фондом в рамках последнего заключенного государственного контракта от 3 февраля 2021 г. N 024. В результате Курская И.В. не получила значительную часть затраченных средств на покупку ТСР.
В связи с тем, что ГУ-Краснодарским региональным отделением ФСС РФ не осуществлялась закупка протеза с аналогичными характеристиками, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что стоимость приобретенного Инвалидом протеза должна определяться по результатам проведения последней по времени закупки, проведенной ГУ - Ростовским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации на основании абзаца 4 пункта 4 Порядка.
В связи с чем, суд первой инстанции верно признал обоснованными и удовлетворил требования истца о взыскании недоплаченной суммы компенсации за самостоятельно приобретенное ТСР.
Судебная коллегия отмечает, что заключением медико-технической экспертизы ГУ - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 11 апреля 2022 г. установлено, что приобретённое истцом техническое средство (изделие) протез предплечья с микропроцессорным управлением соответствует классификации технических средств (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. N2347-р (л. д. 30).
Таким образом, протез предплечья с микропроцессорным управлением приобретен истцом на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, документы, подтверждающие расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, им представлены, имеется заключения медико-технической экспертизы о нуждаемости Курской И.В. в приобретении указанного технического средства реабилитации с целью улучшения качества жизни пациента, облегчения самообслуживания и повседневной деятельности, предотвращения прогрессирования сколиотического дефекта осанки, уменьшения нагрузки на противоположную сторону туловища при держании и хватании, компенсации косметического дефекта, повышения уровни самостоятельности и качества жизни.
Вместе с тем, вывод суда апелляционной инстанции о необходимости при определении размера компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации руководствоваться государственным контрактом N 024 от 3 февраля 2021 г, судебная коллегия находит неверным, основанным на неправильном применении норм материального права.
Так, приходя к указанному выводу, суд первой инстанции руководствовался Порядком выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 января 2011 г. N 57н.
Однако, судом апелляционной инстанции не учтены изменения, внесенные в указанный порядок Приказом Минтруда России от 8 октября 2021 г. N 693н внесены изменения в указанный Порядок, которые действуют с 8 ноября 2021 г. С учетом того, что истец обратился с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретённое средство технической реабилитации инвалида в феврале 2022 г, суду апелляционной инстанции следовало руководствоваться Порядком, в редакции на момент обращения инвалида с соответствующим заявлением в уполномоченный орган.
Между тем, в соответствии с новой редакцией Порядка, размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки однородного технического средства реабилитации. Суд апелляционной инстанции не учел, что протез плеча, изготовленный для Курской И.В. протезной организацией ООО "ЮРЦПО", и протез, приобретенный ответчиком по государственному контракту от 3 февраля 2021 г. N 024 (позиция 14), при сопоставлении технических характеристик, не являются однородными.
Понятие однородности товара дано в пункте 14 статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", где указано, что однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции.
Характеристики самостоятельно приобретенного Курской И.В. протеза и протеза, являющегося предметом контракта от 3 февраля 2021 г. N 024 подробно исследовались судом первой инстанции, на основании чего суд сделал правильный вывод об их неоднородности, невозможности протеза, приобретенного Фондом по контракту N 024 выполнять функции, которые выполняет протез, изготовленный инвалиду.
Поскольку Краснодарским РО ФСС РФ, протез, однородный протезу, самостоятельно приобретенному Курской И.В. в течении предшествующих трех лет до подачи заявки на компенсацию не закупался, суд первой инстанции обоснованно взыскал затраты инвалида на приобретение технического средства реабитилатции исходя из стоимости аналогичного (по техническим характеристикам) протеза предплечья с внешним источником энергии, приобретенного другим региональным отделением ФСС субъекта, входящего в состав Южного федерального округа, Ростовским региональным отделением Фонда социального страхования РФ по государственному контракту от 16 сентября 2021 г. N 929, как последнему исполненному в полном объеме на дату подачи Курской И.В. заявления о выплате такой компенсации.
Разрешая спор, суд первой инстанции установилсовокупность юридически значимых обстоятельств, а именно: наличие у Курской И.В. статуса инвалида, нуждаемость ее в приобретенных средствах реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, обязанность государственных органов по обеспечению ребенка-инвалида техническими средствами реабилитации, которая не была исполнена государством, в результате чего пришел к верному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Отказ в возмещении Курской И.В. расходов на приобретение технических средств реабилитации инвалидов в полном объеме нарушает право истца на бесплатное приобретение технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета и гарантированное государством в рамках реализации Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и идет вразрез с нормами статьи 41 Конституции Российской Федерации о праве каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь во взаимосвязи с нормами действующего в Российской Федерации законодательства в сфере охраны здоровья граждан, а также с нормами международного права - Конвенции о правах инвалидов, устанавливающими, что государства - участники Конвенции, к которым относится и Российская Федерация, должны принимать все необходимые меры для обеспечения разумного приспособления в целях поощрения равенства и ликвидации дискриминации.
Статья 26 Конвенции о правах инвалидов, где речь идет об абилитации и реабилитации, предусматривает, что "государства-участники принимают, в том числе при поддержке со стороны других инвалидов, эффективные и надлежащие меры к тому, чтобы наделить инвалидов возможностью для достижения и сохранения максимальной независимости, полных физических, умственных, социальных и профессиональных способностей и полного включения и вовлечения во все аспекты жизни" посредством осуществления комплексных абилитационных и реабилитационных услуг и программ таким образом, чтобы эти услуги и программы "начинали реализовываться как можно раньше и были основаны на многопрофильной оценке нужд и сильных сторон индивида"
Принимая во внимание, что суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, верно применил нормы материального права, подлежащие применению к отношениям сторон, и разрешилспор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона, суд кассационной инстанции считает необходимым апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 31 мая 2023 г. отменить, оставив в силе решение Октябрьского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 15 ноября 2022 г.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 31 мая 2023 г. отменить, оставить в силе решение Октябрьского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 15 ноября 2022 г.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Е.В. Черкасова
И.И. Мотина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.