Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Лопаткина Н.А., рассмотрев кассационную жалобу представителя АО "Крайжилкомресурс" в лице филиала "Белореченский" по доверенности ФИО4 на апелляционное определение Белореченского районного суда Краснодарского края от 15 июня 2023 года по гражданскому делу по иску АО "Крайжилкомресурс" в лице филиала "Белореченский" к ФИО1 о взыскании задолженности за услуги по вывозу твердых коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛА:
акционерное общество "Крайжилкомресурс" (далее - региональный оператор) обратилось в суд с иском о взыскании с ФИО1 4 329 рублей 68 копеек задолженности по оплате коммунальной услуги по вывозу твердых коммунальных отходов за период с 1 января 2020 года по 30 ноября 2022 года, 795 рублей 07 копеек пеней, а также 400 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины (первоначальные требования).
В обоснование заявленных требований указано, что по результатам проведения конкурсного отбора приказом Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно - коммунального хозяйства Краснодарского края от 15 января 2019 года N 6 истцу присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) по Белореченской зоне деятельности, в которую входят муниципальные образования Апшеронский, Белореченский, Туапсинский районы, города Горячий Ключ и Сочи и подписано соответствующее соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО. В соответствие с действующим в сфере обращения с отходами законодательством региональный оператор приступает к деятельности после утверждения в установленном порядке региональной энергетической комиссией цен и тарифов. В связи с утверждением региональной энергетической комиссии Департамента цен и тарифов Краснодарского края ДД.ММ.ГГГГ N-ТКО единого тарифа на услугу ТКО региональный оператор с начала 2020 года осуществляет соответствующую деятельность, в том числе на территории Белореченского района. Оплата услуг осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Оплата за услуги обращения с ТКО рассчитывается исходя из количества проживающих людей в помещении. Нормативы накопления ТКО в Краснодарском крае утверждены постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19 августа 2019 года N 528 "О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17 марта 2017 года N 175 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Краснодарском крае"".
Предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО потребителям Белореченского района размещено в СМИ (газете "Огни Кавказа" от ДД.ММ.ГГГГ N), текст договора и иная необходимая для оказания услуг информация размещены на сайте регионального оператора ("данные изъяты") и в помещении офиса филиала регионального оператора "Белореченский" на информационном стенде. Обязанность по оплате за оказываемую услугу по обращению с ТКО возникает у потребителя с ДД.ММ.ГГГГ и не связана с наличием заключенного договора. ФИО1 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", "адрес", в котором проживают 4 человека, что подтверждается заявкой потребителя. Истец оказывает услуги по обращению с ТКО с ДД.ММ.ГГГГ путем подворного объезда еженедельно, каждую пятницу, однако ответчик не производит оплату услуги, в результате чего образовалась задолженность в размере 17 318 руб. 72 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (уточненные требования).
Решением мирового судьи судебного участка N 228 г. Белореченска Краснодарского края от 22 февраля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением Белореченского районного суда Краснодарского края от 15 июня 2023 года, в удовлетворении иска АО "Крайжилкомресурс" о взыскании с ФИО1 задолженности по оплате коммунальной услуги по вывозу твердых коммунальных отходов за период с 1 января 2020 года по 30 ноября 2022 года в размере 17 318 руб. 72 коп, 2 022 руб. 35 коп. пени, а также 773 руб. расходов по уплате государственной пошлины, было отказано.
В кассационной жалобе представитель АО "Крайжилкомресурс" в лице филиала "Белореченский" по доверенности ФИО4 просит отменить принятое по делу апелляционное определение и вынести новое судебное постановление, удовлетворив требования истца. В обоснование жалобы указывает, что судом неверно сделан вывод об отсутствии между истцом и ответчиком договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, выводы суда, изложенные в решении и апелляционном определении не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Также заявитель полагает, что судом сделаны неверные выводы о порядке оказания региональным оператором коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, неправильно применены нормы материального права, регулирующие указанные правоотношения.
В соответствии с требованиями части 3 статьи 378.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, уведомлены о принятии кассационной жалобы к производству, в установленный срок возражения на нее не представили.
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанции.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции указал, что 20 января 2020 года, то есть в установленный законом срок, ФИО1 подала заявку региональному оператору на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО, однако региональный оператор уклонился от заключения договора, два подписанных экземпляра договора потребителю не направил, что также не оспаривалось в судебном заседании, в связи с чем суд посчитал незаключенным договор на оказание услуг по обращению с ТБО и отсутствующими основания для удовлетворения исковых требований.
При апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию, исследовав представленные сторонами в дело доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции согласился с выводами мирового судьи, указав, что в нарушение норм действующего законодательства, региональный оператор уклонился от совершения юридически значимых действий по заключению договора, лишив потребителя возможности заявить мотивированный отказ от подписания договора.
Суд кассационной инстанции с данным выводом суда апелляционной инстанции согласиться не может в виду следующего.
Согласно абзацу 21 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ) твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 указанного Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Из материалов дела следует, что приказом Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 15 января 2019 года N 6 статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Белореченской зоне деятельности присвоен АО "Крайжилкомресурс". В Белореченскую зону деятельности входят Белореченский, Туапсинский районы, города Горячий ключ и Сочи.
Приказом Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 30 декабря 2019 года N 43/2019-ТКО установлен единый тариф на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами для АО "Крайжилкомресурс" на территории Белореченской зоны деятельности.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Региональным оператором размещено предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора на своем официальном сайте: "данные изъяты", а также в средствах массовой информации (газета "Огни Кавказа" от 04.01.2020 N 1). Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (п. 4 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с п. 8 (4) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила), основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
20 января 2020 года ФИО1 подала заявку региональному оператору на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО (л.д. 51).
Между тем, стороны не достигли соглашения по содержанию письменного договора на обращение с ТКО, в результате чего единый документ на бумажном носителе ответчицей подписан не был.
Мотивированного отказа от заключения договора от ответчика в адрес регионального оператора не поступало. Возражений относительно объема и качества оказываемых услуг от ответчика также не поступало. Доказательств обратного сторонами в материалы дела не представлено.
Между тем, указанные обстоятельства, положенные в основу вывода суда об отказе в иске, не свидетельствуют о возможности освобождения ответчика от обязанности по уплате фактически оказанных услуг по вывозу ТБО.
Выводы судов о том, что региональный оператор уклонился от заключения договора и два подписанных экземпляра договора потребителю не направил, в связи с чем ответчик не несет обязанности оплаты расходов по договору об обращении с ТБО, основаны на неверном толковании приведенных норм права.
В соответствии с п. 8(18) Правил до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
Кроме того, в соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9 - 12 настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).
С учетом изложенного, вопреки выводам судов первой и апелляционной инстанций, с учетом вышеприведенных норм права, установленных судами первой и апелляционной инстанции фактических обстоятельств дела, а также действий АО "Крайжилкомресурс" по оказанию услуг, между истцом и ответчиком был заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на условиях типового договора.
Суд кассационной инстанции также находит заслуживающим внимание довод кассатора о неверных выводах судов о порядке оказания региональным оператором коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований мировым судьей указано, что истец не предоставил доказательств, подтверждающих факт реального оказания услуг ответчику, как и не представил доказательств наличия соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации места (площадки) накопления отходов в непосредственной близости от места жительства ответчика, сведений об указании на такое место в реестре мест (площадок) накопления ТКО в материалах дела также не имеется.
Между тем, суд кассационной инстанции с приведенным выводом согласиться не может.
В силу пункта 7 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей.
В силу пункта 2 Постановления Правительства РФ от 22.09.2018 N 1130 "О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем" источник образования отходов" - объект капитального строительства или другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков, на которых образуются отходы.
Одним из основных источников образования отходов в соответствии с территориальной схемой является жилой фонд. Территориальная схема учитывает всех граждан, проживающих в зоне деятельности регионального оператора, а также все объекты капитального строительства жилого фонда, расположенные на соответствующей территории.
Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" в котором проживают 4 человека - члены семьи ответчика, что подтверждается заявкой потребителя.
Отсутствие подписанного сторонами договора не исключает наличие между сторонами правоотношений по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и договора в редакции типового договора.
Услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором фактически оказываются всему населению Белореченской зоны деятельности, не исключая потребителей, с которыми не заключен договор в письменной форме, в соответствии с графиком вывоза твердых коммунальных отходов (ТКО) с территории Белореченского городского поселения Белореченского района, согласованным с органами местного самоуправления, в том числе со всех контейнерных площадок.
Таким образом, несмотря на отсутствие договора на бумажном носителе, региональный оператор исполняет обязательства, принятые в соответствии с условиями соглашения по обращению с твердыми коммунальными отходами по Белореченской зоне деятельности, заключенного по результатам конкурсного отбора между Министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края и АО "Крайжилкомресурс" 14.01.2019 (сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО). Следовательно, у ответчика возникла корреспондирующая обязанность оплатить оказанную услугу.
Указанные обстоятельства судами приняты во внимание не были.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", по смыслу статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Таким образом, апелляционное определение также должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к решению суда статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то есть должно быть законным и обоснованным.
Между тем при вынесении определения судом апелляционной инстанции указанные выше требования закона соблюдены не были. Допущенные судом первой инстанции нарушения норм права не исправлены.
С учетом изложенного, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отмене апелляционного определения Белореченского районного суда Краснодарского края от 15 июня 2023 года с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть вышеизложенное, установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спорного правоотношения, вынести законное и обоснованное судебное постановление
На основании изложенного, руководствуясь частью 10 статьи 379.5, статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определила:
кассационную жалобу представителя АО "Крайжилкомресурс" в лице филиала "Белореченский" по доверенности ФИО4 удовлетворить.
Апелляционное определение Белореченского районного суда Краснодарского края от 15 июня 2023 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Судья Н.А. Лопаткина
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.